На конец этого года на Украине не осталось легитимной центральной власти. Пятилетние полномочия Зеленского истекли в мае, а Верховной рады – в августе 2024 года. Таким образом, сейчас Украиной правит хунта Зеленского, узурпировавшая власть в стране, а условно легитимной осталась лишь местная власть, полномочия которой действуют до октября 2025 года.
В связи с избранием Трампа всё больше звучат голоса о том, что Украина нуждается в выборах нового президента и парламента. С одной стороны, существующая киевская власть не имеет прав на подписание любых международных договоров, поскольку не представляет ни страну, ни народ. С другой стороны, даже в случае заключения мирных договоренностей она не имеет права оформить законную передачу России бывших украинских территорий (а другого сценария прекращения военных действий пока не наблюдается).
Одним из первых звоночков, которые свидетельствуют о возможности проведения выборов, стала октябрьская инициатива Зеленского с раздачей 1000 гривен (около 24 долларов США, или 2370 российских рублей) всем украинским гражданам, находящимся в стране. Конечно, основная цель этой раздачи совсем другая, но исключать ее пропагандистский эффект, особенно на пожилых людей, тоже нельзя.
По мнению одного из украинских депутатов (Виктория Гриб), выборы могут состоятся, «скорее всего осенью» 2025 года, поскольку они «не могут проходить пока у нас война». В случае же прекращения боевых действий, «например в феврале, то давайте посчитаем еще полгода после того, и можно проводить выборы. Если этого не произойдет и война продолжится, то я также не вижу никакого фундамента сейчас для проведения выборов».
Британский еженедельник The Economist в своей публикации от 12 ноября был более оптимистичен. Он высказал предположение, что ближайшая возможная дата прекращения огня и отмены военного положения – 20 января 2025 года – дата инаугурации Трампа и, соответственно, самая ранняя дата проведения выборов на Украине – 25 мая 2025 года.
Таким путем британцы лоббируют на пост президента Украины кандидатуру бывшего главнокомандующего ВСУ, ныне посла в Лондоне Залужного, имеющего пока более высокий политический рейтинг, чем у Зеленского: «Внутренние опросы, с которыми ознакомился The Economist, показывают, что он плохо справится во втором туре с Валерием Залужным, другим героем войны… Он пока не ясно обозначил, свои политические амбиции, хотя многие призывают его баллотироваться».
Издание также отмечает, что, по словам некоего анонимного бывшего коллеги Зеленского, лучшим его шагом может стать уход в отставку и выполнение своего обещания отслужить президентом только один срок: «У Зеленского есть только один выход, чтобы уйти с незапятнанной репутацией. Это провести выборы [без своего участия] и войти в историю как человек, объединивший нацию в войне».
Хотя тут, скорее всего, нужно сказать не «объединивший нацию», а практически ее уничтоживший. Тем более что цену словам Зеленского уже знают все украинские граждане. Достаточно просто сравнить то, что он обещал в своей инаугурационной речи в 2019 году с реальной сегодняшней ситуацией на Украине.
В ответ на публикацию The Economist советник Офиса президента Подоляк 13 ноября заявил: «Война сегодня находится в горячей фазе, как и год назад. Война высокой интенсивности. Никаких настоящих намерений идти на переговорные процессы у Российской Федерации нет. Не вижу оснований для того, чтобы уже говорить о начале какого-то политического сезона или процесса как такового». По его мнению, подобные публикации лишь «призваны принудить Украину к уступкам».
Вместе с тем, по некоторым данным, Офис президента уже готовит проект нового закона, который бы позволил провести выборы на Украине во время военного положения, чтобы «легитимизировать» продление президентского срока Зеленского.
Судя по всему, Киев собирается идти по пути Кишинева, сделавшего Санду президентом за счет голосов молдавской диаспоры. Ну или, как минимум за счёт распечатанных избирательных бюллетеней для заграничных избирательных участков. Ведь украинских граждан за границей сейчас находится порядка 6-8 миллионов (точные цифры определить невозможно, т. к. многие из них уже стали российскими гражданами) и вряд-ли они массово вернутся домой в случае перемирия и проведения выборов.
Другим вариантом проведения выборов может стать голосование через украинскую программу «Дия» (аналог российских «Госуслуг»), что даже не потребует расходов на печатание избирательных бюллетеней, а позволит киевской власти «нарисовать» любой подходящий результат голосования.
До 7 февраля 2025 года на Украине фактически действует режим военного положения (пусть к процедуре его продления и остаются вопросы отсутствия легитимности у Зеленского и Верховной рады). В период военного положения проведение выборов президента и парламента запрещено (ст. 19 закона «Про правовой режим военного положения»), как и проведение любых всеукраинских референдумов.
В то же время Конституция прямо не запрещает проведение выборов, даже в период военного положения. Она лишь продлевает полномочия Верховной рады на этот период (при условии подписания соответствующих указов легитимным президентом Украины, а его уже нет, потому что полномочия Зеленского истекли).
Действительно, конституционные сроки выборов президента – «в последнее воскресенье марта пятого года полномочий» (планировались 31 марта 2024 года) и Верховной рады – «в последнее воскресенья октября пятого года полномочий» (планировались 29 октября 2023 года) уже давно прошли. Получается, что новые выборы должны стать очередными (пусть и просроченными).
Избирательный кодекс Украины говорит, что очередные выборы президента и народных депутатов являются «общегосударственными выборами» и «не могут проводиться одновременно» (ст. 3).
Логично, что с точки зрения обеспечения законности в стране в первую очередь, Украине требуется легитимный президент, который бы мог представлять страну в международных делах, включая заключение международных договоров, подписывать законодательные акты и быть арбитром во внутренней политике. Избрание же нового состава парламента, являющегося достаточно аморфной структурой, находится в меньшем приоритете, поскольку автоматически также приводит к смене правительства.
Предвыборная кампания для выборов президента в нормальных условиях начинается за 3 месяца до даты проведения выборов, потому что требует множества шагов, включая организацию избирательных комиссий, проведение съездов партий, выдвигающих кандидатов, публикацию имущественных деклараций кандидатов и так далее. В любом случае список претендентов на должность президента должен быть закрыт за 50 дней до даты выборов.
Сколько же времени может занять такая процедура в 2025 году, предсказать абсолютно невозможно. Тем более, учитывая непрекращающиеся военные действия, постоянную охоту военных ТЦК за украинскими мужчинами и экономическую разруху на Украине. Однако с точки зрения минимальных сроков организации выборов май 2025 года не выглядит совсем нереальным сценарием. Скорее, он сможет обеспечить лишь видимость проведения президентских выборов.
Служба внешней разведки РФ сообщила 11 ноября, что «в руководстве Госдепартамента США продолжают прорабатывать варианты смены при необходимости нынешнего руководства Украины. В качестве одного из легитимных способов устранения "чрезмерно зарвавшегося" Зеленского в Вашингтоне рассматривают проведение президентских и парламентских выборов в следующем году в условиях продолжения боевых действий с Россией».
По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам Алексея Чепы, «с учётом провала планов Киева и проигрыша Запада им надо будет снять Зеленского и найти другую фигуру. Во всех своих поражениях будет обвинен Зеленский, и, очевидно, они будут пытаться выстраивать какую-то новую политику, но опять же будут выстраивать ее в своих интересах».
Как по мне, то любая легитимизация киевской власти является бесполезной тратой времени и сил, а украинские территории следует полностью включить в новый Юго-Западный (или Малороссийский) федеральный округ России. Надеюсь, к этому и придем!