Если завтра мир, или Сможет ли Украина законно расстаться со своими бывшими регионами?

После победы Трампа в Америке обсуждают варианты его предполагаемого «мирного плана», но конкретики пока мало

После победы Трампа США прикрутит свой финансовый краник для Зеленского, а Европа совсем не готова взять на себя дополнительный объем финансирования Киева. У нее и своих-то денег не будет в том же объеме, как раньше, из-за рецессии и сокращений бюджета.

Значит, чем дальше, тем больше киевская власть будет получать сигналы от Запада о необходимости переговоров с Россией для разрешения или заморозки конфликта.

Об этом Трамп говорил еще в 2023 году: «Я хочу, чтобы все перестали умирать – русские и украинцы. Я сделаю это в течение 24 часов». Он также обещал встретиться с руководителями России и Украины для завершения конфликта: «У каждого из них есть свои слабости и сильные стороны. И в течение 24 часов это будет урегулировано, это будет закончено». 

После избрания Трампа американская пресса начала обсуждать, какие у него есть пути завершения украинского конфликта. Издание The Wall Street Journal 6 ноября написало, что советники предлагают Трампу несколько вариантов, среди которых замораживание линии фронта, создание демилитаризованной зоны и продолжение военной помощи Киеву в обмен на его отказ вступать в НАТО в течение минимум 20 лет. Совсем неудивительно, поскольку схожий сценарий ранее уже предлагал избранный вице-президент Джей Ди Вэнс.

Если брать в целом, то это очень похоже на обновлённый корейский сценарий «перемирия», которое привело к продолжающемуся более 70 лет противостоянию на Корейском полуострове.

Однако все ли будет так просто, как это пообещал Трамп всему миру? Если абстрагироваться от персоналий и посмотреть на сухие строчки законов, то вовсе нет.

С точки зрения России проблема территорий должна быть решена в полном объёме. На исторических русских территориях прошли референдумы, по результатам которых бывшие украинские регионы – Республика Крым с Севастополем (в 2014 году), ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области (в 2022 году) – вошли в состав РФ в соответствии с федеральными конституционными законами.

На сегодня, согласно российскому законодательству, эти территории являются неотъемлемой частью РФ. Поэтому «отдать обратно» Украине любой их кусочек, даже если он пока еще находится под властью Киева, уже невозможно. Ни путем подписания мирного договора, ни путем замораживания конфликта. 

Это подтверждает ст. 67 Конституции РФ: «Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

Таким образом, минимальные требования России по отношению к Украине – это отвод ВСУ и представителей всех государственных органов и структур с территорий, оставшихся на сегодня под контролем киевской власти, включая и центры этих областей, такие как Запорожье и Херсон. При этом следует не забывать про требования демилитаризации и денацификации Украины, необходимость выполнения которых и привела к началу СВО, а также про обязательное снятие Западом десятков тысяч санкций, наложенных на Россию и ее граждан. 

Что же говорит об этой ситуации законодательство Украины? Сможет ли киевская власть законно расстаться с частью украинских территорий?

Сначала посмотрим на текст Конституции Украины и увидим, что сама киевская власть уже стала нелегитимной. На сегодня и Зеленский, и Верховная рада узурпировали власть в противоречие статьи 5, которая гласит, что «никто не может узурпировать государственную власть». Они также не имеют полномочий представлять народ Украины, который согласно той же статье является «носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине». 

Таким образом, получается, что разговаривать в Киеве особо не с кем. Но посмотрим дальше.

В статье 132 говорится о том, что «территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории». А статья 132 указывает на то, что «в состав Украины входят: Автономная Республика Крым, Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ривненская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь» (по тексту подчеркнул названия территорий, уже входящих в состав РФ согласно ее Конституции).

Кроме того, Крыму посвящен целый раздел украинской Конституции из 6 статей, а специальный статус Севастополя упоминается еще в нескольких статьях основного закона.

Получается, что без изменения Конституции Украины признание за Россией указанных шести регионов является невозможным. Что же говорится в Конституции о возможности изменения территории страны?

Перескакиваем на статью 157, которая гласит, что «Конституция Украины не может быть изменена, если изменения … направлены на ликвидацию независимости либо на нарушение территориальной целостности Украины». К тому же «Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения».

«Шах и мат москалям!» – как сказали бы в офисе Зеленского. Никаких территориальных изменений путем правок Конституции, тем более в условиях военного положения, которое в очередной раз продлили до 7 февраля 2025 года.

Что же можно сделать в таком случае?

Возвращаемся к разделу Конституции про референдумы и находим статью 73, которая указывает: «Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины».

Отлично! Получается, осталось провести референдум и дело в шляпе?

Совсем нет! Дело в том, что статья 72 говорит о том, что «всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией». А полномочия и у Зеленского, и у Верховной рады уже истекли. Вдобавок в процедуре проведения референдума, расписанной в законе от 2021 года, и президент, и парламент должны принимать соответствующие акты, чего делать они уже не имеют никакого права.

Любой суд в любой момент сможет опротестовать любые принятые киевской властью решения или заключенные международные договоры на основании отсутствия легитимности. 

Потому что без полномочий им нельзя ни представлять Украину, чтобы заключить международное соглашение, ни назначать и проводить референдум. А без референдума нельзя изменить территорию Украины. Круг замкнулся.

Таким образом, режим Зеленского может подписать мирные соглашения лишь как узурпировавшая на Украине власть хунта, которая не имеет ни легитимности, ни полномочий.

В одном из недавних интервью Зеленский так и сказал: «Власть не имеет официального права отказываться от своих территорий. Чтобы это произошло, украинский народ должен этого захотеть». Только захотеть народу ничего не дают, накачивая его бесконечным телемарафоном, и закрывая доступ к альтернативным источникам информации.

Вместе с тем, по проведенным в сентябре опросам Центра Разумкова, доля сторонников немедленных переговоров с Россией уже выросла до 35%, а среди жителей южных регионов Украины – до 48%. Хотя почти два украинца из трех (63%) готовы продолжать терпеть военные действия «сколько потребуется». Интересно, как они переживут приближающуюся зиму без отопления и электроэнергии?

Пока же большинство населения терпит сложившуюся ситуацию, а киевская власть и вовсе не собирается ее менять. Лишь когда у народа закончится терпение, а у Зеленского не будет денег на войну, тогда возникнет классическая революционная ситуация. Ее описал еще основатель советского государства Ленин в 1913 году: низы (народ) не хотят больше так жить, а верхи (власть) не могут управлять по-старому. 

К сожалению, революция на Украине маловероятна, потому что киевская власть убила в зародыше все возможности для пророссийской оппозиции (цензура и контроль СМИ, закрытие доступа к получению информации через социальные сети, отсутствие политической оппозиции, военное положение). С другой стороны, майданы на Украине всегда финансировались и контролировались Западом с целью совершения государственного переворота и захвата власти его марионетками, а уж никак не для возврата власти в руки народа.

В сложившейся ситуации, достижение мирного соглашения с признанием передачи исторических территорий России не может быть оформлено на Украине законным путем. Заморозка же конфликта по корейскому сценарию никак не может устроить Россию. 

В итоге, поскольку киевская власть не представляет граждан Украины и не имеет полномочий ни для мирного соглашения, ни для передачи территорий России, то одним из выходов будет спросить людей напрямую после освобождения страны от хунты Зеленского. Это будет и по закону, и по совести!

Хотят ли граждане Украины вместе с оставшимися регионами воссоединиться со своими бывшими согражданами и территориями в составе Российской Федерации? 

Думаю, что ответ на этот вопрос очевиден для большинства.

Другие материалы