Акции протеста прошли накануне в Комрате, столице Гагаузии – автономии в составе Молдавии. Их участники потребовали немедленно освободить главу автономии (башкана) Евгению Гуцул, которую власти задержали в аэропорту Кишинева. Как сообщили агентства, манифестанты собрались на площади перед зданием регионального исполкома, а затем провели шествие по улицам города, скандируя лозунги: "Судьба Гуцул – судьба Гагаузии!" и "Свобода!"
Евгению Гуцул власти после задержания в аэропорту доставили в Национальный антикоррупционный центр (НАЦ). После ее задержания заместитель руководителя региона Виктор Петров сообщил РИА «Новости», что в столицу Гагаузии, город Комрат стягиваются силы полиции. «Думаю, что город будет заблокирован. Принимаются меры режимом партии "Действие и солидарность", ситуация накаляется"», – сказал собеседник агентства.
Экстренное заседание провели депутаты Народного собрания Гагаузии (НСГ), потребовав от властей Молдовы незамедлительно освободить главу автономии Евгению Гуцул. В опубликованном заявлении депутаты призвали к независимому международному расследованию действий прокуроров и офицеров Центра антикоррупции (с участием ОБСЕ, Совета Европы, представителей правоохранительных антикоррупционных органов Турции и России).
НСГ также потребовало прекращения дискриминации Гагаузии и соблюдения ее автономных прав и призвало отправить в отставку прокуроров и сотрудников НЦБК, замешанных в «фабрикации дел против политических оппонентов». Депутаты заявили, что, в случае если власти Молдовы продолжают курс на уничтожение автономии Гагаузии и преследование её лидеров, Народное собрание оставляет за собой право инициировать внеочередной съезд депутатов всех уровней для рассмотрения вопроса о защите прав гагаузского народа и принятия необходимых решений, а также обратиться за защитой нарушенных прав автономии к нашим историческим партнёрам в Турции, России, а также к международным институтам (ОБСЕ, Совет Европы).
Зампред Исполкома Илья Узун заявил, что «репрессии против Гуцул – это репрессии против всей Гагаузии». Он призвал «все политические силы Гагаузии объединиться вокруг Евгении Гуцул, гаранта правового статуса автономии. Если мы не предпримем решительных шагов, чтобы показать власти, что с Гагаузией так поступать нельзя, последствия будут серьезными. Также обращаюсь ко всем реальным оппозиционным политикам Республики Молдова: если вы думаете, что вас это обойдет, вы ошибаетесь. Ведь никогда за 30 лет существования Гагаузской автономии не было случая, чтобы главу Гагаузии арестовали, причём по надуманным причинам.
По его словам, имеет место не уголовное расследование, а явно политическое давление. Центральная власть во главе с Майей Санду и партией PAS оказывает сильнейшее политическое давление на Гуцул, самого яркого оппозиционного политика в Молдове, чтобы запугать остальных. В стране ожидаются парламентские выборы, и власть пытается создать для себя комфортные условия, понимая, что реальной поддержки от населения у них нет.
Применение таких мер, как необоснованные арест и допрос башкана, обыск в аэропорту, – это безумие. Это человек, избранный народом Гагаузии согласно Закону об особом правовом статусе. Никто не мог бы предположить, что из-за политических взглядов башкан будет лишен свободы».
Выступая недавно по случаю 30-летия принятия парламентом Республики Молдова закона «Об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери)» глава Гагаузии указала, что перед автономией «остаются вызовы, которые нам предстоит преодолеть. Мы будем добиваться выполнения Закона Республики Молдова "Об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери)" в полном объёме и уважения к нашему базовому закону со стороны центральных властей».
Башкан Гагаузии не случайно употребила в своем поздравлении слово «вызовы», поскольку одновременно Евгения Гуцул объявила, что Гагаузия отказывается признавать Майю Санду президентом Молдавии: «Как центральная власть не признаёт легитимную власть Гагаузии, так и мы не признаем этого президента, поскольку на президентских выборах были фальсификации».
Гуцул отметила, что без фальсификации результатов на выборах одержал бы победу достойный кандидат. Лидер Гагаузии обвинила Кишинев в давлении на руководство региона и отказе от сотрудничества. По её словам, такие действия Молдавии усугубляют отношения с гагаузской стороной.
Как известно, Гагаузия – автономная территориальная область, находящаяся в южной части республика Молдова. Несмотря на то, что в ней три официальных языка – русский, гагаузский и молдавский, преподавание в школах и университете Гагаузии ведется в основном на русском языке. Большинство гагаузов, 99%, – православного вероисповедания, а церкви Гагаузии относятся к Русской православной церкви Московской патриархии.
В 1990 году гагаузы провозгласили самостоятельную республику, которая в 1994 году был преобразована в автономное территориальное образование (АТО) Гагаузия в составе Республики Молдова. Однако в принятом Уложении указано, что если Молдова войдет в состав Румынии, чего сейчас добиваются в Кишиневе, то в этом случае, гагаузы оставляют за собой право на самоопределение. В феврале 2014 года в автономии прошел референдум по вопросу определения вектора внешней политики страны. Более 98% его участников высказались за интеграцию Молдавии в Таможенный союз.
Сегодня столица Гагаузии Комрат выглядит, как типичный российский город: на ее улицах звучит русская речь, большинство вывесок на русском языке. Однако в последние годы ЕС и НАТО прилагают всяческие усилия, чтобы оторвать Молдавию, а значит и Гагаузию, от России. В том числе и с этой целью президентом Молдавии Запад посадил Майю Санду, у которой в сумочке лежит румынский паспорт. А потому она держит курс на «унию» – поглощение Молдавии Румынией.
Такой поворот событий для Гагаузии совершенно неприемлем. В апреле 2024 г. Евгения Гуцул в своем Telegram-канале заявила, что Гагаузская автономия начнёт процесс отделения от Молдавии, если Кишинев решится на объединение с Румынией:
«Если нынешняя молдавская власть пойдет на унию, Гагаузская автономия не будет молчать. Любые унионистские начинания означают немедленный запуск процедуры отделения Гагаузии и возвращения к независимой Гагаузской республике. Уверены, что жители многих сопредельных молдавских и болгарских сел поддержат нас».
Гуцул напомнила, что еще в 2014 году в Гагаузии прошёл референдум, на котором жители заявили, что свое будущее они видят исключительно в составе независимой и суверенной Молдавии. Она подчеркнула, что в республике проживают не только молдаване, румыны, но также русские, гагаузы, украинцы, болгары и десятки других национальностей, которые смогли выстроить гармоничные межнациональные отношения.
«В Гагаузской автономии относятся к Румынии и румынской культуре с уважением и интересом. Это наши соседи, с которыми мы хотим развивать тесные экономические и культурные связи. Но мы также ожидаем, что и наши соседи будут относиться с должным уважением к молдавской государственности и особому правовому статусу Гагаузии», – добавила Гуцул, подчеркнув, что гагаузы готовы продолжать отстаивать суверенитет Молдавии и выразила надежду, что «разум возобладает».
А затем в эфире Первого канала башкан Гагаузии указала, что объединение Румынии и Молдавии придет к гибели культуры, языка и этноса последней. «Для Молдовы это смерть. И смерть молдавского языка, молдавской культуры. Смерть молдавского этноса».
Между тем в Румынии уже разрабатывают законодательную базу для аннексии Молдавии. В Бухаресте считают Молдавию частью Румынии, которую в 1940-м якобы незаконно отторгли и включили в СССР. Но на самом деле все было иначе. В 1918 году, воспользовавшись развалом Российской империи, Румыния ввела войска в Молдавскую демократическую республику, провозглашённую в составе России. Созданный в Кишиневе Совет края под давлением Бухареста проголосовал за объединение. Москва этого так и не признала, а в июне 1940 г. эта территория перешла под контроль Советского Союза.
После распада СССР Молдавия стала суверенным государством. В Декларации о её независимости сказано, что создание Молдавской ССР было незаконным. Государственный язык с тех пор – румынский с латинским алфавитом. За 30 лет независимости больше миллиона молдаван получили румынское гражданство, в том числе президент Майя Санду, члены Конституционного суда, правительства и парламента.
В рамках этой политики Минобороны Румынии уже вынесло на всеобщее обсуждение уточнённую редакцию закона о национальной обороне, который, в частности, предусматривает милитаризацию сил МВД. При этом разрешается применение армии за границей «для защиты румын, оказавшихся в опасности». В чем просматривается явный намек на возможность введения войск в Молдавию.
Режим Санду обостряет и без того напряженную ситуацию в регионе. Как сообщала в прошлом году Служба внешней разведки РФ, президентша требовала подготовить силовой захват Молдавской ГРЭС, расположенной в Приднестровье. Другими словами, вознамерилась атаковать расквартированных в Приднестровье российских миротворцев. То есть фактически объявить войну России.
В Евросоюзе, как отметили в СВР, не знают, как утихомирить «эмоционально нестабильного» президента Молдавии. По данным российского ведомства, Санду также «не отрезвило напоминание о том, что правобережная часть Молдавии практически полностью зависит от поставок электроэнергии с расположенной в ПМР Молдавской ГРЭС».
В связи с репрессиями Кишинева в отношения башкана Гагаузии следует напомнить, что на прошедших недавно президентских выборах в Молдавии 97% жителей автономии выступили против Санду и поддержали кандидата оппозиции, бывшего генерального прокурора Александра Стояногло.
Гагаузская автономия запустит процесс отделения от Молдавии в случае её объединения с Румынией, а если Кишинев отреагирует на объявление независимости вводом войск, власти региона обратятся за помощью к России, заявила Евгения Гуцул в апреле прошлого года: «Мы будем предпринимать меры, потому что мы хотим жить в независимой Республике Молдова. Но если до этого дойдет, то мы будем обращаться во все страны, конечно, включая Российскую Федерацию».
Внимательно следят за развитием событиями вокруг башкана Гагаузии в России. Как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, Москва надеется, что в деле о задержании главы Гагаузии Евгении Гуцул будут соблюдена законность и демократические принципы, все чаще в Молдавии под прессинг попадают те журналисты и политики, которые выступают за конструктивные отношения с РФ: «Любому непредвзятому наблюдателю очевидно, что под наиболее ожесточенный прессинг попадают именно те молдавские политики и журналисты, которые выступают за выстраивание конструктивных отношений с Российской Федерацией. Евгения Гуцул, безусловно, относится к их числу. Хотелось бы надеяться, что в данном резонансном деле будет соблюдена законность и демократические принципы, прежде всего касающиеся защиты прав и свобод человека».