Притяжение МТК «Север – Юг»: на очереди – Ирак и Бахрейн

Торгово-экономическое сотрудничество между Москвой и Багдадом развивается

В конце февраля с. г. по итогам прошедшего в Багдаде 10-го заседания российско-иракской межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству было подписано бессрочное Соглашение «О сотрудничестве в области морского транспорта». Кроме того, стороны договорились сформировать к середине апреля с.г. рабочую группу с участием Ирана для доработки правовой основы и инфраструктурного участия Ирака в проекте Международного транспортного коридора «Север – Юг». Соответствующий подготовленный Минтрансом проект был одобрен Правительством России в мае 2023 года. Документ подписали замминистра транспорта РФ Дмитрий Зверев и министр транспорта Ирака Раззак Мухибис Аль-Саадави. Стороны обсудили «план взаимодействия на текущий год и перспективы взаимодействия, в том числе в области автомобильного транспорта, строительства и модернизации транспортной инфраструктуры». Возможно российское содействие повышению мощностей припортовых железных дорог Ирака и портов этой страны в Персидском заливе. Среди подписанных документов – также Меморандум о взаимопонимании между Федерацией торговых палат Ирака и Торгово-промышленной палатой РФ и Протокол о взаимопонимании между «Газпромом» и Иракской центральной нефтяной компанией. По словам министра иностранных дел Фуада Хусейна, крупные российские компании инвестируют около 19 млрд долл. в нефтяной сектор Ирака (2). Не был обойдён в ходе переговоров и вопрос экспорта нефти из Иракского Курдистана в Турцию, а также международные и региональные события. Как известно, экспорт нефти из Курдского автономного района (Эрбиль) в турецкий порт Джейхан застопорился в 2023 году после соответствующего решения Международного арбитражного суда в Париже по иску Багдада. 

В случае успешного продвижения работы и решения сопутствующих вопросов транзитная география МТК существенно расширяется транзитная, создавая предпосылки и для более успешного политического взаимодействия. Иракские порты Басра, Фао и Умм-Каср расширят портовую географию коридора в бассейне Персидского Залива. А железные дороги между Ираном и Ираком расширят юго-западный железнодорожно-портовый ареал МТК (речь идёт действующем с осени 2024 г. 45-км участке Басра – Хорремшех, а также о линии Керманшах – Каср-е-Ширин – Ханакин – Багдад протяжённостью 550 км с выходом на иракские порты. По имеющейся информации, не исключается создание в 2025-26 гг. соответствующей трехсторонней компании. Как сообщил в Багдаде глава Миниэнерго РФ, сопредседатель межправкомиссии Сергей Цивилёв, «27 февраля было предложение от премьер-министра Ирака Мухаммеда Шиа ас-Судани: коридор развивать совместно с Ираном, Ираком и Россией. Мы всецело поддерживаем это предложение. Поэтому сформируем вскоре совместную рабочую группу и будем отрабатывать продолжение МТК через эти две страны».

Это весьма важно не только экономически, но и политически, поскольку США и Великобритания периодически пытаются блокировать иранские порты в Персидском Заливе и Ормузском проливе, являющиеся потенциальными объектами израильских ракетных ударов и диверсий. В этой связи едва ли случайны прошедшие в марте совместные военно-морские учения Ирана, Китая и России «Пояс морской безопасности 2025» в северной части Индийского океана.

Согласно статье 3, Соглашения, «стороны сотрудничают в устранении препятствий развитию перевозок между портами своих государств; не препятствуют участию судов одной стороны в перевозках морем между портами другой стороны и портами третьих государств». Таким образом, гарантирован беспрепятственный морской грузотранзит РФ и Ирака с другими странами, что распространяется и на морские маршруты МТК «Север – Юг». 

Ранее, в ноябре 2024 г. премьер-министр Ирака ввёл в действие 5 контейнерных причалов в порту Фао, рассчитанных на освоение растущего транзитного контейнеропотока по линии «Север – Юг». Ежегодно эти терминалы смогут обслуживать не менее 4 млн. стандартных груженых контейнеров (20-футового эквивалента) (1). В ходе телефонных переговоров 21 ноября 2024 г. Президент России и премьер-министр Ирака «...обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, транспортно-логистической и гуманитарной областях. Особое внимание было уделено реализации крупных двусторонних проектов и в сфере энергетики (совместная нефтедобыча на юге и севере Ирака, планируемое освоение крупных запасов природного и нефтяного газа на западе и юге Ирака. – Прим. ред.). Выражен обоюдный настрой на дальнейшее расширение традиционно дружественных и взаимовыгодных связей в русле договоренностей, достигнутых в ходе переговоров Владимира Путина и Мухаммеда ас-Судани в Москве в октябре 2023 г.».

Cопредседатель российско-иракской межправкомиссии С. Цивилёв и  премьер Ирака Мухаммед Шиа ас-Судани, Багдад, 26 февраля  с.г.

Едва ли случаен и возросший в арабской прессе и на сайтах аналитических институтов Саудовской Аравии, Кувейта, Омана и ОАЭ интерес к коридору «Север – Юг» «как к частичной альтернативе морским перевозкам, которые контролируются Западом». В мае 2024 г. к МТК де-факто подключился Бахрейн, глава транспортного ведомства которого подписал в Москве Меморандумом «О взаимопонимании в области транспорта и транзита». К слову, порты Кувейта (Эль-Кувейт, Аш-Шуайба) и иракской Басры издавна являются крупнейшими перевалочными пунктами в северо-западной акватории Персидского Залива, а бахрейнский порт Манама – в списке крупнейших транзитных портов всего региона. 

Двусторонние торговые взаимосвязи России и Ирака тоже активно развиваются: как отмечалось на заседании межправкомиссии, РФ в прошлом году нарастила экспорт в ближневосточную страну на 27,8%: основная часть пришлась на продовольственные товары (прежде всего зерно и зерновая мука), древесину и целлюлозно-бумажные изделия. В то же время иракский импорт в Россия увеличился без малого в 4,1 раза: в основном это некоторые виды нефтепродуктов, плодоовощи, текстиль, соевое и хлопковое масло. При этом потенциал роста только агроэкспортной продукции из РФ на берега Тигра и Евфрата к 2030 году оценивается более чем в 300 млн. долл. Кроме того, несмотря на все пересуды и различного рода слухи, Ирак и Иран, как и Кувейт по-прежнему сотрудничают с РФ (и с Бахрейном) в сфере регулирования нефтедобычи на фон нестабильности мировых энергетических рынков. Так, в конце февраля Багдад подтвердил свою приверженность соглашению «ОПЕК+», пообещав представить обновлённый план по компенсации избыточной добычи в предыдущие периоды. 

Как известно, правительство Эрдогана продвигает альтернативный МТК проект «Путь развития», предполагающий мультимодальный транспортный коридор, связывающий Персидский залив чрез Ирак и Турцию с Европой. Однако текущая нестабильность в Турции, застарелая курдская проблема, равно как и давнее недовольство Багдада контрабандным, по его мнению, экспортом нефти с контролируемых «Региональным правительством Курдистана» месторождений, порождает сомнения в его скорой реализации. При этом возможное расширение МТК «Север-Юг» не только повышает его конкурентоспособность, но также укрепляет внешнеэкономические и геополитические позиции России на Ближнем и Среднем Востоке.

Примечания

(1) По мнению Аркадия Иванова, директора по развитию «ТранАзия - Русь», «все «увлеклись» коридором Иран – Индия, а Ирак в расчет не берут. Хотя у этой страны крупные порты и выходы на иранские железные дороги, потому Ирак может играть более важную роль в развитии МТК. С завершением же строительства железной дороги Басра – Хорремшехр можно говорить о более надежном соединении железных дорог СНГ и с Ираком, а также о большем включении Ирака в МТК «Север-Юг».

(2) Следуя многовекторному внешнеэкономическому курсу, иракское правительство подписало с компанией BP соглашение о реконструкции четырёх нефтегазовых месторождений в Киркуке и добычу природного газа для удовлетворения внутренних энергетических потребностей Ирака, что стало прорывом для страны, где добыча нефти и газа была ограничена из-за многолетней войны, коррупции и межконфессиональной напряжённости. Ожидаемые инвестиции BP – до 25 млрд. долл. Ранее стороны согласовали «технические вопросы и условия контракта, включая экономическую модель проекта».

Другие материалы