Гельмут Коль: «Россия для Германии – самый важный сосед на востоке»

Исполнилось 95 лет со дня рождения бывшего канцлера ФРГ

Он был последним канцлером Германии, у которого складывались нормальные отношения с Советским Союзом, а затем с Россией. В 90-е годы отношения Москвы и Берлина выглядели вполне добросердечными. Обе стороны сотрудничали в различных областях, в российскую экономику вливались германские инвестиции. Это был пик отношений между двумя странами, которые ранее соперничали и не раз воевали между собой. 

На одной из фотографий 60-х годов запечатлен Конрад Аденауэр, основатель и председатель самой влиятельной партии ФРГ – Христианско-Демократического союза. Немного поодаль – Гельмут Коль. Этот снимок – символичный: первый канцлер ФРГ – стар, ему пора на покой. Однопартиец Аденауэра молод, у него все впереди.

Колю не было и сорока, когда он стал заместителем главы ХДС. И дальше у него все шло ausgezeichnet – превосходно. В октябре 1982 года Коля избрали федеральным канцлером, и на этом высоком посту он находился больше полутора десятков лет. 

Так долго германское правительство не возглавлял никто со времен самого Бисмарка. Подобно ему, Коль соединил разорванные – на сей раз Второй мировой войной – германские земли. Политик избегал резких движений, но для достижения цели мог быть и жестким, порой он шел напролом. 

Коль был знаком со многими советскими политиками. С Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым он встречался, еще не став канцлером - в ранге председателя ХДС. С Юрием Андроповым Коль уже в статусе главы ФРГ провел переговоры в июле 1983 года. 

Разговор с Константином Черненко – канцлер ФРГ приезжал в Москву на похороны Андропова – был коротким. А вот со следующим руководителем СССР Михаилом Горбачевым немец беседовал часто и подолгу. Когда рухнула Берлинская стена, Коль – его назвали «канцлером единства» - неожиданно быстро договорился с «творцом перестройки» о выводе советских войск и деталях объединения ФРГ и ГДР. 

«Если бы Горбачев сказал: дайте нам сотню миллиардов, и получите ГДР, мы так бы и сделали, – вспоминал экс-канцлер. – Что такое сто миллиардов за Восточные земли при их годовом бюджете в пятьсот миллиардов? В итоге ГДР нам досталась по цене бутерброда!»

По мнению некоторых аналитиков, глава СССР пошел на уступки потому, что экономика слабеющей на глазах коммунистической державы сильно зависела от многомиллиардных кредитов ФРГ. Огромный толстяк, хитро поблескивая глазами за стеклами очков, отвоевывал у Горбачева, желающего во чтобы то ни стало понравиться Западу, одну позицию за другой. 

Немецкий историк Андреас Виршинг считал, что экономическая мощь ФРГ усиливала позиции Коля. Однако утверждение, что воссоединение Германии было просто «куплено», он отвергал. По его мнению, предпосылкой для слияния двух немецких государств стал перелом в международной политике.

 Внешне встречи Горбачева и Коля выглядели радушными. Но искренности в их общении не было, да и определенная дистанция сохранялась. Иными были переговоры с первым президентом России Борисом Ельциным. 

Русский называл немца «друг Гельмут», и, похоже, говорил это искренне. Коль и Ельцин были на «ты», вместе купались, парились в бане, «отдыхали» с водкой и икрой на берегу сибирского озера, Вспоминая своего партнера, немец усмехался: «Пьяный Ельцин был намного лучше многих трезвых людей».

Коль способствовал присоединению Москвы к «восьмерке» – неформальному объединению ведущих держав мира. Да и своих западных партнеров германский канцлер призывал к сближению с Россией. Но они далеко не всегда прислушивались к его голосу.

Однако за маской добродушия Коля скрывалось лицо жесткого политического бизнесмена – он потихоньку вытеснял Советский Союз из прежних сфер влияния. Так же он поступал и с Россией. В итоге Германия стала хозяйничать в бывших социалистических странах…

Выборы 1998 года ознаменовали конец «эпохи Коля». Канцлером Германии стал представитель Социал-демократической партии Герхард Шредер. Его предшественник был по-прежнему популярен, но… Он просто «надоел» немцам. Да и устал держать руль государственной машины. 

…Десять лет назад в Германии вышла книга Хериберта Швана «Завещание. Протоколы Коля», созданная на основе многочасовых бесед журналиста с бывшим канцлером. Он рассказывал о себе, своих близких, размышлял о судьбах Германии, делился впечатлениями о политиках, с которыми имел дело. 

О президентах США Джордже Буше-старшем и Рональде Рейгане Коль отзывался с уважением. А вот что он писал о премьер-министре Великобритании: «Иметь Маргарет Тэтчер в ряду своих врагов очень и очень неприятно. И противостояние между вами не заканчивается вечером, оно продолжается и на следующее утро. Мой собственный опыт общения с ней показал, что по самым важным вопросам мы имели с ней совершенно различные мнения...» 

Горбачёва Коль упрекал за политическую слабость, в частности за неспособность удержать ГДР от развала. Ведь для этого нужно было, по мнению экс-канцлера, совсем немного. Если бы русские продемонстрировали силу, сторонники диктатуры не допустили бы падения Берлинской стены. Однако, по словам Коля, «Горбачев насмотрелся отчетов, после чего сделал вывод, что не может удержать режим».

Когда-то Коль по-отечески опекал бывшую комсомолку из ГДР и ласково называл ее «моя девочка». Ему Меркель была обязана политическим взлетом. Однако она отплатила Колю не благодарностью, а предательством. Когда в конце 90-х годов он попал в эпицентр скандала, связанного с незаконным финансированием ХДС, Меркель обрушилась на него с резкой критикой и потребовала его отставки.

В мемуарах Коль взял реванш – рассказал о плохом воспитании и дурных привычках своей «воспитанницы». Он, в частности, вспоминал, что она «никогда не могла правильно держать вилку и нож. «Во время официальных банкетов вела себя настолько безобразно, что я должен был неоднократно призывать ее к порядку». 

Но это был не самый большой ее грех. Коль утверждал, что Меркель была причастна к тайному сотрудничеству с американскими спецслужбами. «Она вообще ни в чем не разбирается» – так Коль говорил о ее европейской политике. 

…После победы мятежников на Украине отношения между Россией и Западом стали ухудшаться. Германия тоже свернула с пути мирного сотрудничества. Коль, не отводивший зоркого взгляда от политики, назвал происходящее «радикальным и удручающим» и подверг критике исключение России из «восьмерки». Как писал немецкий журнал 

Spiegel, Президент РФ Владимир Путин, зная о позиции Коля, в 2015 году просил его «замолвить дружеское слово за Россию».

Впервые Путин встретился с Колем в 1993 году в Санкт-Петербурге, когда глава Германии вел переговоры с мэром города на Неве Анатолием Собчаком. В то время будущий президент России работал в его администрации.

Оба политика встречались и позже. Но самое большое впечатление на Путина произвела первая встреча: «Я увидел перед собой глубокого, мыслящего человека, который живет не от выборов до выборов, хотя и это для него важно, но он думает на перспективу весьма отдаленную, причем очень основательно, глубоко, основываясь на знаниях и на своем собственном опыте государственного деятеля одной из крупнейших европейских стран».  

Так, в 2005 году Коль прибыл в Москву с частным визитом. «Россия для Германии – это самый важный сосед на востоке. Так будет всегда, – заявил он на встрече с Путиным в Ново-Огареве. – Я всегда с самыми теплыми чувствами вспоминаю и высоко ценю, как стали развиваться дружественные отношения между нашими странами».

Сейчас о времени сотрудничества двух стран можно вспоминать с ностальгией. И с сожалением размышлять, как извратили отношения между Россией и Германией времен Гельмута Коля нынешние немецкие руководители.