Почему Южная Корея стремится участвовать в восстановлении Украины?

По условиям межгосударственных договоренностей 80% выделяемых средств должны быть использованы южнокорейскими компаниями

Несколько дней назад в Сеуле состоялось совещание представителей нескольких южнокорейских министерств и государственных корпораций с украинской делегацией по проекту создания интегрированного центра управления железнодорожным движением на Украине.

По опубликованной информации, данный проект направлен на «превращение Украины в международный логистический узел, соединяющий Центральную Азию и Европу».

Хотелось бы сказать, что это очень амбициозная цель, но на самом деле она совершенно нереальна в современных политических и экономических условиях. Разве что украинские территории полностью войдут в состав России и тогда, бывшая Юго-Западная железная дорога СССР сможет использоваться для транспортировки грузов из Азии в Европу.

Ведь иного пути, как через Россию, по железной дороге до Украины из Азии не добраться. Тем более, что после начала СВО все железнодорожное сообщение между странами было остановлено, а все существующие пути – взорваны ВСУ.

Естественно, что и в Сеуле и в Киеве об этом хорошо известно, но все равно в ноябре 2023 года государственные корпорации Корейской национальной железной дороги, занимающиеся строительством и менеджментом (KNR) и транспортными услугами (Korail) подписали с «Украинской железной дорогой» (АО «Укрзализныця») соответствующий Меморандум о взаимопонимании.

В нем шла речь о нескольких проектах, которые планируется реализовать на территории Украины, среди которых строительство скоростной железной дороги в Польшу, модернизация существующей сети железных дорог, а также создание нового центра управления железнодорожным движением.

KNR взяла на себя ответственность за проведение предварительного технико-экономического обоснования проектов и строительство, а KORAIL - эксплуатацию скоростной железной дороги и техническое обслуживание поездов. Естественно, что сами скоростные поезда также будут предоставлены корейской корпорацией Hyundai-Rotem, специалисты которой будут обеспечивать их обслуживание.

Вот только украинский конфликт до сих пор не разрешен, поэтому пока корейская сторона сосредоточилась на создании центра управления железнодорожным движением.

По мнению корейской стороны, это «важный первый шаг на пути к реконструкции и модернизации железнодорожной инфраструктуры Украины». Поэтому Сеул будет «делиться железнодорожными технологиями и опытом Южной Кореи в соответствии с усилиями международного сообщества по восстановлению Украины».

Кстати, южнокорейские поезда – не новинка для украинских железных дорог. В рамках подготовки к Чемпионату по футболу Евро-2012 было закуплено 10 поездов «Интерсити» по 9 вагонов в каждом. И тогда они приехали из Азии в Европу (т.е. из Южной Кореи в Украину) по российской железной дороге.

Эти поезда связывали Киев с Донецком, Запорожьем, Львовом, Одессой и Харьковом и, невзирая на многочисленные поломки, связанные в основном с жесткими погодными условиями в зимний период, были хорошо восприняты украинскими пассажирами.

Хотелось бы сказать, что Киеву очень повезет получить помощь от Сеула и южнокорейских корпораций в модернизации украинской железной дороги и подвижного состава. Однако это не совсем так, как кажется.

Дело в том, что все это будет далеко не бесплатно, а за счет кредитов гарантированных Украиной. Конечно, не путем перечисления средств Киеву, а в виде товаров и услуг, предоставленных корейскими компаниями.

Ведь не просто так Южная Корея подписал меморандумы с Польшей (в июле 2023 году) и Чехией (в сентябре 2024 года) о сотрудничестве в сфере послевоенного восстановления Украины. А в ноябре 2024 года Сеул подписал соответствующий двусторонний меморандум о развитии транспортной инфраструктуры в Киевской области.

Нужно отметить, что несколько лет назад Украина стала одной из приоритетных стран Официальной помощи в целях развития (ОПР) со стороны Южной Кореи в рамках реализации этой страной программы ООН устойчивого развития.

В январе 2021 на заседании Комитета по развитию международного сотрудничества Сеул утвердил Третий комплексный план международного развития на 2021-2025 годы. В список приоритетных партнеров по плану ОПР было включено 12 стран Азии (Бангладеш, Вьетнам, Индия, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Монголия, Мьянма, Непал, Пакистан, Филиппины и Шри-Ланка), 7 стран Африки (Гана, Египет, Руанда, Сенегал, Танзания, Уганда и Эфиопия), 4 страны Латинской Америки (Боливия, Колумбия, Парагвай и Перу), а также 4 страны бывшего СССР (Киргизстан, Узбекистан, Таджикистан и Украина).

Тогда же был утвержден годовой бюджет ОПР в размере более 3,3 млрд дол США. Приоритетными регионами финансирования для Южной Кореи стали Юго-Восточная Азия (45% финансирования), Африка (25,5%) и Латинская Америка (14%).

Для каждой из этих стран были определены приоритетные отрасли двустороннего сотрудничества, пятилетние объемы финансирования проектов и среднесрочный план их реализации. 

Для Украины одним из главных направлений сотрудничества стала реконструкция существующей системы железных дорог и строительство новых скоростных путей с использованием поездов южнокорейского производства.

Однако для понимания, в чем интерес Сеула в ежегодном кредитовании триллионов корейских вон и реализации многочисленных зарубежных инфраструктурных проектов, достаточно привести один факт: по условиям межгосударственных договоренностей 80% выделяемых средств должны быть использованы южнокорейскими компаниями.

Таким образом, можно прийти к простым выводам.

Во-первых, все проекты, которые предлагает Сеул другим странам мира, на самом деле нацелены на финансовую поддержку национального бизнеса, который получает большую часть выделенных средств.

Во-вторых, реализация проектов за рубежом позволяет увеличить производство корейской продукции и повысить ее узнаваемость в мире, что содействует дальнейшему росту спроса на нее, а в целом – увеличивает экспорт и позитивное сальдо торгового баланса Южной Кореи

В-третьих, предоставление кредитов другим странам позволяет использовать накопленные Сеулом бюджетные средства для долгосрочных вложений, фактически, инвестируя их в собственную экономику и получая при этом государственные гарантии своих стран-партнеров.

Исходя из того, что восстановление Украины (в каком-бы виде она не продолжила свое существование) – это очень «лакомый кусочек» для всех ее партнеров, в т.ч. для Южной Кореи.

Участие в нем также позволит корейским корпорациям укрепить свои экономические позиции на общеевропейском рынке, особенно в Польше и Чехии, во время реализации украинских инфраструктурных проектов.

Вдобавок, присутствие на Украине ведущих корейских компаний создаст условия для их участия в реализации других инвестиционных проектов. Например, в случае подписания соглашения об украинских ресурсах между Киевом и Вашингтонам, Сеул как один из верных американских партнеров также может получить свой «кусочек украинского пирога».

Так что Украина – это не просто один из политических и деловых партнеров Южной Кореи, но и потенциальный источник дальнейшего экономического развития.

Другие материалы