Румыния атакует русское православие

Очередная пропагандистская кампания преследует далеко идущие цели

В Румынии развязана пропагандистская кампания против Русской православной церкви (РПЦ) с участием политических аналитиков, публицистов, экспертов по делам религии. Один из них, Василе Бэнеску, в эфире программы Obiectiv EuroAtlantic обвинил Россию в использовании имени Иисуса Христа в политических целях и оправдании неких «военных преступлений», совершённых будто бы российской армией на Украине.

Для Бэнеску Россия – антихрист, извративший православную веру. При этом одна из тем передачи с его участием – «Страстная седмица и Воскресение Господне – как мы сегодня понимаем Распятие и Воскресение как высший символ божественной любви?» То есть нападки на Россию и русское православие обрамлены рассуждениями о любви и вере. Но любовь и добро – это не про русских и не про их церковь, уверен Бэнеску. На это указывает другая обсуждаемая тема - «Война во имя Иисуса – между убийством, богохульством и манипуляцией. О преступлениях, совершенных русскими в Вербное воскресенье, и о том, как религия становится политическим инструментом».

Любовь, искреннее религиозное чувство, духовная мудрость – это всё Румыния и Румынская православная церковь (РумПЦ). Манипуляции именем Христа, презрение христианских традиций, дух бессмысленной злобы – это всё Россия и РПЦ. Так утверждает Бэнеску.

Такие речи уже звучали в Румынии во Вторую мировую войну. 22 июня 1941 г. румынские войска совместно с гитлеровцами напали на СССР. Советское государство было атеистическим, и румынские фашисты сполна обыграли этот факт в антисоветской пропаганде. Но отдавать Москве духовное лидерство в православной ойкумене Восточной Европы румыны не собирались. Румынская пропаганда против советского атеизма шла одновременно с пропагандой против РПЦ.

Министр пропаганды при режиме Антонеску Никифор Крайник (румынский Геббельс) разработал целый корпус «доказательств», почему промыслительная роль в православном мире принадлежит Румынии, но не России. По его словам, воплощением истинного православия на земле является РумПЦ. РПЦ – духовное и греховное отклонение. Русское православие лишено духовной чистоты, оно смешано с политикой. Румыны приняли крещение добровольно, Русь – по приказу князя Владимира. Русское православие количественно, русские претендуют на лидерство в православном мире лишь благодаря их численности и территориальному размаху их страны. Румынское православие качественно, румынам дана мессианская роль в православии ввиду того, что они самый восточный православный народ, оберегающий мировое православие от политических искажений, начатых РПЦ. Румыны уникальны тем, что, являясь латинянами по происхождению, принадлежат восточному православию. Их духовно-цивилизационная миссия – служить единению католичества и православия, Запада и Востока с сохранением особенностей каждого из них. 

Румыния – идеал европейского межконфессионального согласия, тут мирно сосуществуют православные, униаты и протестанты. Россия же «запачкана» исламом и буддизмом, её христианство ущербно, и выражением этой ущербности является РПЦ. Ущебрность-де проявляется в том, что Москва всегда хотела разлучить румынское православие с Европой, навязать ему азиатскость, которой будто бы прониклись российское государство и РПЦ. Москва не видела для румын места в мировом православии из-за их неславянского происхождения. 

Отсюда румынские русофобы приходили к биологическому национализму. Если славянская Россия лишает нас права на цивилизационное развитие из-за нашего латинского происхождения, значит, мы, румыны, должны хранить нашу латинскость от посягательств России и в союзе с другими европейскими народами поставить заслон на пути русских орд как в военной, так и в духовной сферах. Кстати, в эфире с Бэнеску обсуждалась проблема устойчивости РумПЦ к «идеологическому и геополитическому давлению». В переводе с телевизионного языка это означает следующее: способна ли РумПЦ держать духовную дистанцию от РПЦ и не сближаться с ней на фундаменте общей веры?

Нападками на русское православие прогитлеровская Румыния пыталась оправдать свой экспансионизм и участие в войне на стороне Третьего рейха. Жестокие преступления, совершённые гитлеровскими полчищами и их союзниками на советской земле, оправдывались румынской церковью как высшая справедливость, обращённая против русских очернителей православной веры. 

Высокоумные рассуждения Крайника и других румынских интеллектуалов о «доброй» Румынии и «злой» России не мешали им равнодушно взирать на концлагеря, еврейские гетто, массовые казни мирных советских людей. В этом они видели торжество идеи Великой Румынии – государства, раскинувшегося от Трансильвании до украинской Винницы под лозунгом «Румыния румын, только румын и всех румын» (его придумал Крайник). 

Он был вынужден в силу исторических фактов признать, что в этногенезе румын участвовали не только латинские народы, но и ненавидимые им славяне и даже цыгане. Взять на вооружение теорию расовой чистоты, как в Германии, румыны не могли. Они сочинили теорию стойкости латинского элемента в окружении враждебных этносов– венгров, трансильванских немцев, евреев, турок, славян. Латинский элемент – крепкое ядро, духовно сплотившееся под гнётом чужаков благодаря православной вере, которая стала румынской верой.

Исходя из таких предпосылок, румыны никому не позволяют играть заметную роль в православной ойкумене, и если кто-то (Россия) обладает духовным авторитетом, того атакует румынская пропаганда. Такие, как Бэнеску, отрицают духовное богатство русского православия с его почти тремя тысячами русских святых и их достижениями в духовной жизни. 

Бухарест стремится к реанимации Великой Румынии путём поглощения Молдавии, Приднестровья и части нынешней Украины (Бессарабии, Северной Буковины). Для успеха задуманного необходимо духовно объединить славянское население этих регионов с румынами. Существование по соседству других мощных духовных центров не допускается. РумПЦ считает Приднестровье, Молдавию, Одесскую и Черновицкую области Украины своей канонической территорией. В структуре РумПЦ учреждена Бессарабская митрополия, в её составе – Белгородско-Измаильская епархия (Белгород-Днестровский и Измаил – города Одесской области). Бухарест стремится вывести эти территории из-под духовного попечительства других поместных церквей. 

Русофобская политика Бухареста логически приводит к ненависти к русскому православию, его разделению на «правильное» (румынское) и «неправильное» (русское), к оправданию румынского фашизма и отрицанию подвига народов СССР в его разгроме. Не чистоту православия охраняет Румыния на восточном фланге НАТО. Она пытается превратить веру Христову в идеологическое оружие румынского экспансионизма согласно стратегии альянса по сдерживанию России. 

Другие материалы