Европа на перепутье: элита выбирает пушки, а электорат оставляет без масла

Бывший премьер-министр Италии Джентилони позволил себе то, о чём многие эксперты ЕС избегают до сих пор говорить открыто. Он ещё в 2023 году предсказал медленный экономический рост Европы. Свой прогноз на 2025 год в районе 1 процента он объясняет продолжающейся войной на Украине. По его оценкам, из-за вовлечённости Европы в войну намечавшийся экономический подъём в ЕС затормозился. «Война имела значительные экономические последствия, особенно в плане стоимости энергии, инфляции и более широких трудностей по всей Европе», – признал тогда бывший премьер Италии. И добавил, что экономические последствия начавшейся войны «ощущались острее в Европе и на Глобальном Юге, чем в США, Китае и Японии». Правда, ЕС удалось избежать рецессии и кризисов энергоснабжения, которых многие опасались. Но, как оказалось, лишь временно.

С объявленной Европе в 2025 году Трампом торговой войной все эти отложенные угрозы стали быстро материализовываться. Белый дом открыл второй, европейский, экономический фронт. Он угрожает взять экономику еврозоны в жесткие тиски. Многие европейские издания стали бить тревогу, не грозит ли Европе из-за этого экономический крах. Торговая война с США может затормозить начавшееся восстановление еврозоны из-за введенных против Европы пошлин, неопределенности и снижения доверия к Америке, как надежному деловому партнеру.

Если Джентилоне прогнозировал в 2023 году рост экономики Европы на 2025 год в районе чуть более 1%, то два высокопоставленных функционера Европейского центрального банка (ЕБЦ) недавно признали, что рост экономики еврозоны в первом квартале составил всего лишь скромные 0,2%. Худшие опасения экономистов оправдались. «Риски усилились на фоне исключительной неопределенности, в основном связанной с торговлей», – заявил вице-президент ЕЦБ Луис де Гиндос на слушаниях в Европарламенте. По его мнению, экспортеры сталкиваются с новыми барьерами, а неопределенность может повлиять на инвестиции в бизнес. С ним согласился глава финского Центробанка Олли Рен. Последний признал, что «некоторые риски ухудшения, предусмотренные в мартовских прогнозах ЕЦБ, уже материализовались, и в результате прогноз роста экономики еще больше ухудшился». По мнению экспертов, торговые барьеры замедляют рост экономики Европы и ведут к падению цен на энергоносители, что толкает курс евро вверх. В отличие от бывшего премьера Италии высокопоставленные банковские чиновники избегают называть войну на Украине одной из ключевых причин начавшейся стагнации экономики еврозоны. Однако жесткая реальность торговой войны с США вместе с негативными последствиями затянувшегося военного конфликта на Украине вынуждает высокопоставленных банковских функционеров уже открыто говорить: экономика Европы попала в смертельную ловушку двух зол – торговой войны с США и войны на Украине.

Главный экономист Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Беата Яворчик к этим двум бедам добавила еще и третью – торговую войну США с Китаем. Война эта, по мнению Яворчик, накладывается на негативные последствия введенных против России экономических санкций. Банкиры уже не скрывают то, о чем пока избегают говорить политики: курс ЕС на введение масштабных санкций против России работает против экономики Европы. Высокопоставленные европейские банковские функционеры проявляют осторожность. Они избегают политических оценок, не хотят вмешиваться в большую политику. Но жесткая реальность вынуждает их признавать очевидно – негативное влияние санкционной политики ЕС в отношении России на экономический рост Европы. Табуированная ранее тема уже открыто обсуждается в европейских банковских кругах.

Почему же политики ЕС не делают из экономических реалий выводы, которые лежат на поверхности, – санкции против России вредят, и очень серьезно, экономике еврозоны, а потому от них следовало бы отказаться ради оживления экономики Европы. Если не прислушиваться к вполне очевидным фактам, то, как признает таже главный экономист ЕБРР Беата Яворчик, такая политика ведет к снижению уровня жизни европейцев. «Европа не сможет поддерживать свой уровень жизни, если продолжит идти по нынешнему пути», – деликатно резюмирует госпожа Яворчик.

Упорство политической элиты Европы продолжать обанкротившуюся политику вполне объяснимо: ей тогда придется уйти с политической арены и открыть дорогу к власти правым партиям, которые открыто призывают к отмене санкций против России. Однако нынешняя глобалистская элита отчаянно цепляется за власть. Выход из бедственного положения она видит в резком взвинчивании гонки вооружений, наращивании военных расходов. В определенной мере, это может частично простимулировать рост экономики. Но на короткое время. Гонка вооружений неминуемо вызовет усиление инфляции в еврозоне. И не только: ее главным последствием станет выбор между пушками и маслом. Придется убеждать электорат затянуть свои пояса, так как сокращение социальных расходов неизбежно. Убедить европейцев, что им придется отказаться от масла, будет очень непросто. Потребуется все мастерство пропагандисткой машины ЕС, чтобы запугать, желательно до смерти, обывателей страшилками, что «враг, российский агрессор уже у ворот» и вот-вот вторгнется в Европу.

Иннокентий Вишневский, по материалам: Антифашист

Другие материалы