Представители Киевского международного института социологии (КМИС) в феврале-марте этого года провели очередной опрос подконтрольного киевской хунте населения с провокационным вопросом, нужно ли их детям учить в школах русский язык.
Почему провокационным? Потому что честно ответить на данный вопрос, когда звонят на твой мобильный телефон, не так просто. Обычно телефон привязан к банковским приложениям, соцсетям, профилю в приложениях «Дія» (аналог российских Госуслуг) или «Резерв» (для мужчин мобилизационного возраста).
В таких условиях, поддержать русский язык в ответ на анонимный звонок уже выглядит смелым шагом в условиях непрекращающейся антироссийской истерии в украинских СМИ, а также преследования «инакомыслия» со стороны сотрудников СБУ. Ведь для них определить личность по номеру телефона не составляет никаких проблем.
Тем не менее результаты опроса этого года, а также их сравнение с аналогичными данными пятилетней давности оказались довольно интересными. Для начала был задан вопрос, на каком языке человек общается в семье. Если в 2020 половина опрошенных ответила «на украинском», то в 2025 г. таких стало 63%. А вот количество выбравших «на русском» или «на обоих языках» уменьшилось с 43% до 32%.
Так что, после трех с лишним лет СВО как минимум каждый третий житель подконтрольных киевскому режиму территорий продолжает открыто использовать русский язык, невзирая на оголтелую русофобскую пропаганду, а также все кары и угрозы со стороны власти и украинских националистов.
Интересно сравнить эти данные по украинским регионам. В западных областях как в 2020-м, так и в 2025-м украинский язык используется в семье 85% опрошенных, а доля русского языка уменьшилась с 11% до 7%. В центральных областях и в Киеве цифра использования украинского языка выросла на пять процентов (с 62% до 68%), уменьшив тем самым процент русского языка (с 34% до 29%).
Наиболее резко возросла доля опрошенных, говорящих в семье на украинском языке, в южных областях Украины: с 22% в 2020 году до 39% в 2025 году. Вместе с тем доля украинских граждан с русским языком общения в южных регионах хоть и упала (с 69% до 57%), все равно значительно выше половины населения.
Аналогичная динамика наблюдается и на востоке Украины. Там доля украиноязычных возросла с 17% до 29%, а говорящих на русском языке – уменьшилась с 80% до 63%.
Если кто-то думает, что русскоязычные жители центральных, южных и восточных регионов Украины сознательно стали переходить на украинский язык, после начала СВО, то это не совсем так. Дело в нескольких объективных и субъективных причинах.
Во-первых, огромная часть русского населения этих украинских областей выехала в другие регионы страны (так называемые «внутренне перемещенные лица») либо уехала за границу. И социологи всех таких «переселенцев» в проведенном опросе никак не учитывали.
Во-вторых, значительное количество русскоязычных мужчин мобилизационного возраста «бусифицировали» в состав ВСУ, а тех, кому удалось этого избежать, скрываются от ТЦК и поэтому не отвечают на звонки с неизвестных номеров.
В-третьих, киевский режим назначает в силовые структуры и органы власти этих регионов выходцев с западной Украины. Киевская хунта не доверяет жителям восточных и южных регионов (да и коренным киевлянам), считая их недостаточно сознательными украинцами.
Исторически в Киеве процесс приезда «западенцев» (как называют на Украине жителей западных регионов страны) стал особенно заметным после «оранжевой революции» 2004 года, а после государственного переворота 2014 года он приобрел лавинообразную форму. Потому что, устроившись на теплые столичные места, они стали тащить за собой кума, свата, брата, детей и всех других родственников.
Такая политика привела к угнетению русского языка и этноциду русского населения Украины. Тем не менее даже в 2019 году 81% украинских граждан указывали на необходимость изучения русского языка в школе, понимая, что это не только возможность детям знать свое историческое и культурное наследие в когда-то едином с Россией государстве, но и средство дальнейшего саморазвития и большей востребованности на рынке труда.
К сожалению, во время опроса в 2025 году об этом смогли заявить только 38% опрошенных. Однако и тут очень сильна региональная диспропорция. В западных регионах с изучением русского языка в школах согласен каждый четвертый (24%), а в центральных – больше, чем каждый третий (37%).
Что касается юго-восточных регионов, то больше половины населения настаивают на необходимости изучения в школе русского языка. В южных областях – 51%, а в восточных – 57%.
Не менее интересно отследить позицию опрошенных по отношению к изучению русского языка в разрезе используемого ими языка общения.
Из говорящих на украинском языке две трети (66%) категорически против этого; для использующих русский язык, на удивление, против выступает каждый четвертый (27%); а для двуязычных граждан – почти половина (48%).
Казалось бы, диспропорция должна была быть более сильной, но нет. Ведь по опросу получается, что почти каждый третий украиноязычный считает необходимым, чтобы его дети знали «неродной» русский язык, а каждый четвертый русскоязычный – категорически против изучения его детьми родного русского языка.
На самом деле, для украиноязычных русский язык может быть таким же родным, как и для всех граждан Украины, большая часть которых знает и использует его в повседневной жизни. Просто они стараются не афишировать этот факт, понимая всю значимость владения двумя или более языками, чем всего одним, на котором за пределами страны почти никто не разговаривает.
А вот причина негативного отношения четверти русскоязычных не настолько очевидна. Или они стараются показать себя большими украинцами, чем сами украиноязычные, или поддались антироссийской пропаганде, или просто скрывают свою позицию.
Те, кто положительно ответил на вопрос изучения русского языка дали разные причины выбора такой позиции. Большинство считают это необходимым для развития и международного общения своих детей (38%) или объясняют проживанием на Украине большого количество русского населения (32%). Другими причинами стало личное желание (9%), соседство с Россией (8%), возможность приобщиться к русской культуре и литературе (6%) или указание на то, что язык находится вне политики (5%).
Вместе с тем настораживает, что 14% заявили, что необходимо учить русский, чтобы «знать язык врага». Такая аргументация довольно прискорбна и не несет положительного эффекта.
Подытоживая, нужно отметить, что русский язык продолжает оставаться языком общения на Украине наиболее предпочтительным в юго-восточных регионах и значительная часть населения считает необходимым, чтобы их дети изучали его в школе. Большинство выступающих за это украинских граждан уверены, что русский язык откроет для их детей новые возможности и перспективы.
P.S. Украинский языковой омбудсмен Тарас Креминь похвастался, что в школах почти не осталось детей, изучающих русский язык. Всего 345 школьников учатся сегодня на русском языке или изучают его как иностранный, хотя в 2021 году их было около 100 тысяч.