Новым папой римским стал кардинал Роберт Прево из США, взявший имя Лев XIV

Белый дым над Сикстинской капеллой: Ватикан делает глобальный выбор

Новым папой римским стал кардинал Роберт Прево из США, взявший имя Лев XIV

7 мая в Сикстинской капелле начались выборы папы римского. Мастер папских литургических церемоний произнес «Extra omnes» – по-латыни «все вон», после чего двери Сикстинской капеллы закрылись, символизируя начало конклава по избранию нового папы. Уже третье голосование на выборах папы римского дало результат – из трубы Сикстинской капеллы в Ватикане пошёл белый дым. 

Новым папой римским стал кардинал Роберт Прево из США, взявший имя Лев XIV. Он стал первым представителем США на престоле папы римского за всю историю Католической церкви. До смерти предыдущего папы Р. Прево с его богатым опытом работы в Латинской Америке (в частности, в Перу) занимал один из самых влиятельных постов в Ватикане, куда был назначен в 2023 году самим папой Франциском. На протяжении двух лет Р. Прево возглавлял Дикастерию по делам епископов – своего рода кадровую службу Ватикана по подбору католического топ-менеджмента, отвечающую за назначение епископов по всему миру, и, соответственно, новый папа хорошо разбирается в том, кто есть кто в верхушке католического клира.

Сам же новый папа пока остаётся «Львом в темноте», информации о котором крайне мало даже на сайтах американских ватикановедов. Несмотря на определённую скрытность нового папы, его иногда относят к трампистам, т. е. к консерваторам и правоглобалистам. Однако прямых доказательств, что его кандидатуру пролоббировала команда Д. Трампа нет. Более того, будущий папа недавно раскритиковал вице-президента США Джея Ди Вэнса за якобы не корректное понимание христианской любви к ближнему (Вэнс настаивал, что любовь к своей семье выше любви к нелегальному иммигранту). Тем не менее с именем нового папы некоторые аналитики связывают надежды на консервативную революцию в Ватикане.

В то же время многим консерваторам Лев XIV не нравится. Он довольно либерален, является сторонником открытых границ и приёма мигрантов. Когда-то будущий папа имел партийную принадлежность к республиканцам (в штате Иллинойс). Однако затем якобы поменял взгляды и стал критиком Д. Трампа. Помимо личных мировоззренческих предпочтений нового папы, весьма существенную роль на его понтификат будет оказывать наследие покойного папы Франциска и общий расклад в противостоянии глобалистских элит и их раскол, проходящий также по Ватикану и верхушке католического клира.

К моменту выборов Р. Прево новым понтификом все 133 кардинала из 72 стран, имеющие право голоса на конклаве, прибыли в Рим. Проблемы для них начались еще до начала голосования, в том числе потому, что покойный папа Франциск назначил так много новых кардиналов, что комнат в специально предназначенном для этого помещении на всех не хватило. Поэтому в 2025 году около дюжины кардиналов были размещены в соседнем здании.

Предыдущий конклав в Ватикане прошел 12 лет назад, после того как леволиберальная часть клира вынудила уйти в отставку «слишком консервативного» Бенедикта XVI и заменила его иезуитом Франциском (тогда еще Хорхе Марио Бергольо), поддержавшим повестку левоглобалистской «партии Шваба» и навязываемой ею «Новой нормальности», что усугубило внутрикатолический раскол. 

Родившийся в Аргентине Франциск, сделанный папой римским в марте 2013-го, стал первым в истории папой из Нового Света, т. е. Америки, и первым за более чем 1200 лет папой не из Европы. Покойный понтифик, кроме экуменистических реформ, прославился поддержкой ЛГБТ: папа-иезуит призывал просить прощения у представителей содомитов «за дискриминацию», ратовал за закон о "гражданских союзах" и юридическую защиту гомосексуалистов и т. д. В 2016 г. он эпатировал общественность, собственноручно омыв ноги мигрантам – представителям разных религий. В 2022-м объявил о поддержке т. н. трансгендеров, в 2023-м пригласил лиц неопределенного пола на обед в Ватикан. В его кабинете висела картина "Иисус ласкает мёртвого Иуду", коего папа косвенно оправдывал и именовал "заблудшей овцой"... 

Таким образом, либерально-левоглобалистские симпатии покойного папы-иезуита сомнения не вызывали. Теперь же, после нынешнего конклава, вновь актуализировался ответ на вопрос: кого избрали новым понтификом – консерватора или неомодерниста (либерального левоглобалиста)? Тем более что на фоне усиливающегося раскола Римско-католической церкви на консерваторов и реформаторов, им предстоит острая борьба за власть. 

Операцию «Преемник» папа Франциск начал готовить фактически с момента своего избрания в 2013 году: из 133 кардиналов, имеющих право голоса, 111 получили «красные шапочки» именно от Франциска; это представители 72 стран. Как следствие, в 2025 г. большинство участников голосования были идейными наследниками покойного Франциска из Филиппин, Португалии, Италии, Люксембурга, Мальты и т. д., занявшими ключевые должности в период его папства. Многих из этих «явных», по мнению консерваторов, еретиков роднит оправдание, а то и прямая поддержка ЛГБТ, неконтролируемой миграции и экуменистических реформ иезуита Бергольо.

В числе «ультралибералов» и «скрытых либералов», наиболее близких к престолу, можно назвать таких ставленников Франциска как М. Дзуппи, госсекретарь Ватикана Пьетро Паролин, 76-летний кардинал Питер Терксон (которого некоторые медиа видели первым чернокожим папой) и 67-летний кардинал Луис Антонио Тагле с Филиппин. Последнего часто называют «азиатским Франциском» из-за схожести взглядов и аскетичного образа жизни (в случае избрания, он стал бы первым папой из Азии). 

Среди представителей противоположного лагеря консерваторов выделяются немец Г. Мюллер, неоднократно обвинявший Франциска в «ересях», гвинеец Роберт Сара, противник мигрантов-исламистов и гендерной идеологии, крупный венгерский богослов П. Эрдё, а также целая плеяда кардиналов-консерваторов из США. Причем последние – за счет своей сплоченности и близости взглядов – могут рассматриваться как наиболее последовательные и влиятельные противники либеральных левоглобалистов внутри католического клира.

Одним из наиболее жестких консерваторов из США является, например, американский кардинал Рэймонд Бёрк – ярый критик экуменистических реформ Франциска (в ответ его даже лишили положенных по сану привилегий в Ватикане). Р. Бёрк тесно связан со многими американскими правыми, продвигаемый им консервативный католицизм сейчас набирает силу в стане республиканцев и созвучен взглядам некоторых влиятельнейших политиков США, включая вице-президента Ди Вэнса. 

Еще один влиятельный консервативный католик из США – это Леонард Лео, глава американской ветви ордена Opus Dei, помогающий команде Трампа вести «консервативную перестройку» в США и бороться с воукизмом. Именно Л. Лео приложил руку к формированию католического большинства в Верховном суде. Сейчас 7 из 9 судей в главном судебном органе США католики, 6 из них имеют правые взгляды. С подачи Л. Лео нынешний губернатор Флориды Рон Десантис, также консервативный католик, начал в штате большую образовательную реформу, ограничил продвижение расово-гендерной повестки и принялся убирать из колледжей Флориды «антиамериканские и антихристианские» курсы.

Накануне конклава в медиа озвучивались версии, согласно которым, вместо папы-иезуита вскоре «рулить» Ватиканом будет «папа из ЦРУ». И в этом нет ничего невозможного, т. к. связи понтификов с этим ведомством пусть и не афишируются, но в то же время не являются чем-то экстраординарным. Тем более что «американские» веяния и способствующие им медийные активки, являющиеся одной из «визитных карточек» спецслужб США, накрыли Ватикан аккурат накануне выборов нового папы. И одновременно придали их восприятию дополнительный «заокеанский колорит».

Достаточно напомнить, что в конце апреля американский сенатор от Республиканской партии Линдси Грэм призвал рассмотреть кандидатуру на папский престол в лице президента США Д. Трампа! «Он был бы по-настоящему „тёмной лошадкой“ в качестве кандидата, но я бы попросил папский конклав и верующих католиков отнестись к этому непредвзято! У первого папы и американского президента одновременно есть много плюсов»,написал Грэм на своей странице в соцсетях. Пост появился после того, как сам Трамп заявил репортерам у Белого дома, что хотел бы стать следующим главой католической церкви. «Это был бы мой выбор номер один», — сказал он. Позже политик дал понять, что шутит. На вопрос, кого он видит новым понтификом, Трамп сказал, что у него нет каких-либо предпочтений, но упомянул архиепископа Нью-Йорка Тимоти Долана, отметив, что он «очень хорош».

Весьма символично то, что одним из последних на аудиенции у покойного папы был вице-президент США Джей Ди Вэнс, называющий себя ‘постлиберальным католиком’ и во многих вопросах расходившийся с Франциском. Для глобалистской элиты символика и ритуалы значат всё. Поэтому, с одной стороны, примечательно совпадение: официально папа Франциск ушёл из жизни именно на Пасху, спустя несколько часов после встречи с Ди Вэнсом. 20 апреля, некто похожий на Франциска, поздравил католиков с Пасхой с балкона базилики Святого Петра в Ватикане, затем совершил объезд в открытом «папамобиле» для благословения младенцев, чуть позже он встретился с вице-президентом США и уже через несколько часов внезапно умер.

С другой стороны, не менее символична и прошедшая в марте в лентах мировых информагенств (включая РИА «Новости») информация со ссылкой на одного из лечивших понтифика врачей Алфьери, что папа римский Франциск (Бергольо) умер 28 февраля, т. е. гораздо раньше, чем об этом было заявлено официально... 

Сегодня о глубине проблем, с которыми сталкивается Ватикан и Римско-католическая церковь в целом, говорит очень многое. Смерть папы Франциска резко обострила нынешние мировоззренческо-культурные войны в католической церкви, причём сразу по обе стороны Атлантики. При этом сегодня на стороне консервативных кардиналов, фактически ориентированных в мировоззренческом плане правоглобалистски, выступает действующая администрация США. 

Команда Д. Трампа не против иметь во главе Ватикана близкого себе по взглядам деятеля. И, возможно, новый папа окажется именно таковым. В то же время это наверняка вызовет негативную реакцию в Европе – среди либеральных кардиналов и окопавшихся на старом континенте левых глобалистов. Соответственно, уже вскоре мир увидит открытие между «американцами»-трампистами и европейцами-«швабианцами» ещё одного фронта глобального противостояния – религиозного.

Другие материалы