Ни у кого не вызывает сомнения то, что съехавшаяся 10 мая в Киев «коалиция желающих» визжала бы от восторга, согласись Москва на её «полное и безоговорочное 30-дневное прекращение огня». Этот старый трюк, дающий Зеленскому в руки ещё одну вожжу, позволяющую ЕС подкормить и вооружить своего холуя в Киеве, стал бы якорем спасения всей «зелёной рати» с Банковой. Знал ли российский президент о цели этого визита или нет теперь уже не важно. Важно, что ни президент Франции Макрон, ни канцлер Германии Мерц, ни премьеры Польши и Великобритании Туск со Стармером не знали, что Владимир Путин опередил их буквально на часы, предложив Киеву и миру возобновление прямых переговоров в Стамбуле - без всяких предварительных условий. Тех самых, которые были прерваны украинской стороной в 2022 году. «Ложка с вареньем» была выбита у Зеленского изо рта, потому что инициатива Путина обнуляла, делала пустым звуком продуманный в деталях и согласованный с европейскими лидерами обман, обещающий «усилить давление на Россию, если она отвергнет перемирие». Как заявил новый канцлер ФРГ Фридрих Мерц, если Россия отвергнет перемирие, то «будет серьезное ужесточение санкций и будет продолжена масштабная помощь Украине». А Еврокомиссия в тот же день объявила, что Евросоюз, уже потративший на поддержку Украины 150 миллиардов евро, из которых 50 миллиардов пошли на поставки оружия Киеву, подписал первые контракты об инвестициях в ВПК Украины на 1 миллиард евро.
В минувший понедельник министры иностранных дел Франции, Германии, Италии, Польши, Испании и Великобритани плюс глава дипломатии ЕС Кая Каллас после встречи в Лондоне заявили, что поддерживают ультиматум Москве. Внимание – цитата: «Вместе с США (им бы очень этого хотелось) мы призываем Россию согласиться на полное и безоговорочное 30-дневное прекращение огня, чтобы создать пространство для переговоров о справедливом и прочном мире», – заявили они в Лондоне.
Честно говоря, получается даже скучновато: перевооружить Украину, чтобы она снова поливала солдатской кровью собственные поля, – уже было. Мерзость идеи понял даже американец Дональд Трамп, не очень вникающий в специфику европейской политической кухни. Потому и скомандовал: «Украина должна согласиться на это (предложение Путина), причем немедленно» и выложил в своей соцсети Truth Social. Но если умолкнут пушки, то Зеленскому грозит осиновый кол даже по ту сторону Ла-Манша. Поэтому с ним – вполне понятно. А вот зачем и себе оголтело готовит такой кол Европа, бросившаяся вооружаться против России?
«Великие нации Европы не разрушают торговлю малых наций ради своей собственной выгоды, и потому гражданин Нидерландов, правительство которого не обладает военной мощью, находится в таком же положении, как гражданин Германии, правительство которой располагает армией в два миллиона человек и большим количеством оружия… И это приводит к парадоксу, заключающемуся в том, что чем больше национальное богатство защищено с военной точки зрения, тем менее безопасным оно становится». Обратите внимание – эта мысль была высказана Норманом Энджеллом в его книге «Великая иллюзия» более 100 лет назад. Книга стала очень популярной незадолго до начала Второй мировой войны. Глядя на Европу сегодня, нелишне эту мысль повторить для всего Берлемона: европейское перевооружение бесполезно и опасно, потому что снова будит «великую иллюзию» европревосходства.
Брюссельский Union Post сообщает, что у еэсовцев теперь всё внимание приковано к новому инструменту SAFE стоимостью 150 миллиардов евро (Security Action for Europe), который будет способствовать значительному увеличению инвестиций государств-членов в европейский оборонный потенциал. И регламент о перевооружении Европы предусматривает, что подрядчики, участвующие в общих закупках, также могут базироваться и на Украине. Кроме того, официальные лица ЕС подтвердили, что партнерства по совместным закупкам могут сразу включать «пул» из шести стран – Норвегии, Албании, Молдовы, Северной Македонии, Японии и Южной Кореи, в то время как доступ к этому кошельку для Штатов и Британии закрыт.
Еврокомиссия скачет на войну так резво, что президент Европарламента Роберта Метсола предупредила фон дер Ляйен: получение кредитов на совместные военные закупки в обход парламента может привести к судебному иску в высшем суде ЕС, поскольку противоречит статье 122 Договора о ЕС. В письме председателю Совета ЕС Антониу Коште и фон дер Ляйен Митсола предупредила, что нарушение стандартного процесса рискует «подорвать демократическую легитимность, ослабив законодательные и контрольные функции парламента». Хотите – назовите это институциональной борьбой за власть внутри Брюсселя, но тут важней тот энтузиазм, что исторгает Еврокомиссия, обольщая Европу миражом победы над Россией.
Euractiv добавляет детали: «Еврокомиссия хочет обойти парламент, чтобы ускорить утверждение финансового инструмента на оборону стоимостью 150 миллиардов евро, но это будет не так просто. Предложение Фон дер Ляйен помогло бы государствам-членам высвободить деньги для увеличения расходов на оборону после ухода США с поста главного военного союзника Европы. Центральным элементом плана являются займы в размере 150 миллиардов евро на совместные закупки оборонного оборудования европейского производства за счет средств, привлеченных Комиссией в рамках Программы обеспечения безопасности в Европе (SAFE)». Статья 122 договора о ЕС позволяет миновать парламентские переговоры, оставляя решение за Советом Европы. Но в таком случае парламент не будет иметь официального права голоса по тексту, поскольку его роль будет ограничена выдвижением идей и запросами на проведение дебатов. Однако, как считает Урсула фон дер Ляйен, причина необходимого нарушения в «срочности и скорости принятия решений, которых требует ситуация. И вообще – это «единственно возможный путь».
Нельзя умолчать, что не все в ЕС одержимы милитаристским угаром наподобие Урсулы.
Депутаты Европарламента ставят под сомнение обоснованность «срочной необходимости» обхода главного документа ЕС и недовольны стремлением фон дер Ляйен отстранить их от участия в выборе решения. Даже однопартиец Ляйен и лидер ЕНП Манфред Вебер считает решение Урсулы ошибкой. Евродепутат Сандро Руотоло (S&D) назвал это «пощечиной парламентской демократии», а Ханна Нойманн (Зеленые) обвинила государства-члены в том, что они «как лунатики ведут к катастрофе». По их мнению, объявленная в ходе дебатов «чрезвычайная ситуация» не является таковой.
Но план фон дер Ляйен «перевооружить Европу», конечно, не только её пламенная любовь и потребность. Весьма точный диагноз этой главной болезни Старого Света поставил британский The Economist, считающий – видимо, с оглядкой на британское прошлое, – что Европа никак не может проснуться от сна, в котором она могла позволить себе всё. «Европейский Союз, расположенный в самом сердце континента, как ни странно, лелеет беззаботную веру в то, что он может измениться, только если его вынудит к этому кризис, – пишет издание. – Поэтому для него теперь жизненно важно понять, что Европа сегодня находится в кризисном состоянии. Долгое время полагавшийся на китайский рынок для роста, российский газ для подпитки своей промышленности и американскую военную мощь для обеспечения безопасности, ЕС был потрясен тремя годами войны на Украине и тремя месяцами агрессивного ведения переговоров Дональдом Трампом в Америке. Подобно благородной семье, запоздало осознающей, что ей следует сократить штат дворецких и горничных, чтобы оставаться платежеспособной, Европа должна начать с отказа от роскоши, которую она долгое время считала само собой разумеющейся, но теперь она не может себе позволить. В течение многих лет ЕС пытался навязать свои правила – касающиеся окружающей среды, условий труда и многого другого – далеко за пределами своих границ. Еврократы наслаждались "брюссельским эффектом", когда правила, разработанные в столице ЕС, становились мировыми стандартами. Опасения Индонезии, к примеру, которой было приказано выращивать пальмы так, а не эдак, были небрежно отброшены как проблема, не относящаяся к Европе. Сейчас, когда ЕС необходимо подписать множество торговых соглашений, чтобы компенсировать американский протекционизм, это уже не так. Европа – слабеющая сила в мировой экономике. Притворяться, что это не так, – непозволительная роскошь».
Спорить с британцами не стану, но стержнем «великой иллюзии» Европы всегда была её военная мощь, подчинявшая ей остальной мир. Однако одним из главных исключений для неё всегда оставалась Россия. Вот потому и рефлекторно взмахивает она дряхлеющей рукой в железной перчатке, глядя на восток, а другой рукой скребёт по карманам, чтобы поставить под ружьё дармовое пушечное мясо Украины.