Как сообщил курдский телеканал Rudaw, Рабочая партия Курдистана (РПК) объявила о самороспуске и заявила о переходе к демократическим методам борьбы. «Внеочередной съезд РПК пришел к выводу, – говорится в сообщении, – что борьба РПК разрушила политику отрицания и уничтожения нашего народа, вывела курдский вопрос на этап урегулирования посредством демократических и политических методов. В этом отношении РПК выполнила свою историческую миссию. Съезд постановил распустить организационную структуру РПК и положить конец вооруженным методам борьбы. Решение, принятое нашим съездом, обеспечивает прочную основу для постоянного мира и демократического решения».
В тексте отмечается, что «практический процесс будет осуществляться и управляться лидером [Абдуллой Оджаланом]». «Реализация указанных решений требует от лидера руководства и управления процессом, признания его права на демократическую политику и прочных и полных правовых гарантий. На данном этапе важно, чтобы парламент Турции сыграл свою историческую роль. Мы призываем демократическую общественность, особенно наших друзей, возглавляющих международное движение за свободу, расширять международную солидарность в рамках теории современной демократии», – цитирует канал коммюнике съезда РПК.
Участники съезда «призвали международные державы осознать свою ответственность за многовековую политику геноцида, проводимую против [курдского] народа, не препятствовать демократическому решению и внести конструктивный вклад в этот процесс». Также в тексте отмечается, что «съезд прошел безопасно, несмотря на сложные условия и продолжение столкновений». В целях безопасности собрания «проводились одновременно в двух разных местах», в них участвовали 232 делегата.
«Мы преодолели еще один критический этап в процессе создания "Турции без террора"», – заявил президент Турции Реджеп Эрдоган в своем выступлении после заседания правительства, комментируя решение РПК о самороспуске.
Как известно, в Турции эта партия признана террористической организацией, а ее лидер – Абдулла Оджалан до сих пор содержится в турецкой тюрьме.
Это решение, добавил Эрдоган, должно охватывать все ветви РКК, включая Северный Ирак, Сирию и Европу. «Мы будем с большой тщательностью отслеживать дальнейший процесс, чтобы обеспечить выполнение данных обещаний», – предупредил турецкий лидер.
Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан в свою очередь назвал решение о самороспуске позитивным шагом, указав на необходимость практических шагов по его реализации. «Если решение РПК о самороспуске будет искренне реализовано, это будет очень хорошим шагом для всех, для нашего будущего», – сказал Фидан. Он подчеркнул, что вслед за этим необходимо предпринять практические шаги.
Лидер «Рабочей партии Курдистана» (РПК) Абдулла Оджалан призвал своих соратников сложить оружие и распустить организацию в феврале нынешнего года. Соответствующее заявление было зачитано депутатами прокурдской «Народной партии свободы и демократии» (DEM) в Стамбуле 27 февраля. Они посетили его на турецком острове Имрали, где он отбывает пожизненное заключение.
«На протяжении всей истории, насчитывающей более 1000 лет, – заявил тогда Оджалан, – турки и курды всегда считали необходимым оставаться в союзе, преимущественно добровольном, чтобы сохранить свое существование и выжить против гегемонистских держав. Проведите свой конгресс и примите решение... Все группы должны сложить оружие, а РПК должна распуститься».
Он призвал РПК «назначить конференцию для согласования интеграции с государством и обществом, при этом все группы должны сложить оружие, а "Рабочую партию Курдистана" (РПК) – распустить».
«РПК родилась в 20 веке, – сказал он, – в самую жестокую эпоху в истории человечества, среди двух мировых войн, под тенью опыта реального социализма и холодной войны во всем мире. Благодаря демократическим шагам, предпринятым турецким правительством по курдскому вопросу, а также региональным событиям, вооруженное сопротивление больше не имеет смысла».
Призыв основателя РПК относился в том числе к ответвлениям РПК в Сирии и Иране. Оджалан добавил, что отдельное национальное государство, федерация, административная автономия или культурное решение для курдов не отвечают потребностям турецкого общества.
Заявление Оджалана зачитали представители прокурдской Партии демократических трудящихся, которые 27 февраля встретились с лидером РПК на тюремном острове Имрали в Мраморном море. После встречи СМИ распространили фотографию Оджалана, которая стала первым его снимком за многие годы.
За 47 лет вооруженной борьбы РПК с Турцией погибли десятки тысяч человек с обеих сторон. За этот период предпринимались попытки остановить насилие и найти политические варианты урегулирования. В начале 1990-х, в 2000-х годах турецкие власти реализовали несколько инициатив в рамках курдского урегулирования, но после периодов кратковременного перемирия вооружённые столкновения возобновлялись ввиду отсутствия основы для дальнейшего решения.
В начале 2025 года Анкара резко активизировала усилия на этом направлении. Анкара де-факто выдвинула ультиматум, заявив, что РПК должна сложить оружие или будет уничтожена. Параллельно с этим власти давали сигналы к тому, что готовы рассматривать политические варианты урегулирования. Минюст Турции разрешил депутатам официальной прокурдской партии DEM несколько раз посетить Оджалана в тюрьме, в результате чего он и призвал все связанные с РПК формирования сложить оружие и самой партии распуститься.
Как известно, курды – самой большой в мире разделённый народ, лишенный государственности (около 50 млн человек). Они проживают на территории Ирана, Ирака, Сирии и Турции, где их 25 миллионов. И они уже давно ведут борьбу за создание своего независимого государства. В 70-е годы прошлого века ее возглавил Абдулла Оджалан, выходец из бедной крестьянской семьи курдской деревни в Турции. Во время обучения на факультете политологии университета Анкары он увлекся марксизмом и решил создать революционную партию, которая возгласила бы эту борьбу. В 1978 году организация Оджалана стала политической партией под названием «Рабочая партия Курдистана» (РПК). Сам он эмигрировал в Сирию, где организовал вооруженные отряды, и c 1984 года они начали боевые действия и теракты против Турции под лозунгом независимости Курдистана. В те годы его борьбу поддерживал Советский Союз.
Вплоть до 1998 года Оджалан жил в Дамаске; однако в октябре 1998 года президент Сирии Хафез Асад под нажимом Анкары вынужден был попросить Оджалана покинуть страну. В октябре 1998 года Оджалан прилетел в Афины, где намеревался обратиться с просьбой о политическом убежище, однако греческие спецслужбы дали понять ему, что из-за риска чрезвычайного осложнения отношений с Турцией это невозможно. Турецкие спецслужбы начали за Оджаланом настоящую охоту. За его поимку были обещаны фантастические деньги – 50 миллионов долларов.
После долгих скитаний, в аэропорту Найроби Оджалан был похищен прибывшими туда турецкими коммандос, которые тайно доставили его в Анкару. Тогдашний специальный представитель президента США Энтони Блинкен объявил, что операция по захвату Оджалана и передаче его Турции осуществлялась с ведома и согласия президента США Билла Клинтона.
В Турции Оджалан был помещён в одиночную камеру в тюрьме на острове Имралы в Мраморном море. 28 июня 1999 года он был осуждён на смертную казнь, которая в 2002 году под давлением мирового сообщества была заменена на пожизненное заключение (смертная казнь в Турции была отменена).
Как считают теперь эксперты, самороспуск РПК приведёт к ослаблению курдов в Сирии и Ираке, где действуют самостоятельные курдские группировки. В обеих странах Турция также ведет борьбу с курдскими формированиями и сможет теперь задействовать против них больше сил, высвободив их с внутренней территории. Это может как сыграть на руку центральным властям в Дамаске и Багдаде, так и дестабилизировать обстановку, так как все стороны уже в некоторой степени признают самостоятельность курдских образований.
Самороспуск РПК также ударит по позициям США на Ближнем Востоке, хотя организация и была ими признана, как и Анкарой, террористической. Долгое время американцы цинично использовали курдов в своих геополитических интересах, играя на их стремлении к независимости и продвигая тему создания единого Курдистана. Это давало Вашингтону возможность оказывать давление на всех вовлеченных в конфликт с курдами участников.
Что же касается Эрдогана, то роспуск РПК является его безусловной политической победой. Если разоружение действительно произойдет, он сможет записать себе в актив решение самого тяжелого внутреннего вопроса, который несколько десятилетий был для Турции головной болью. Для Эрдогана это сейчас особенно важно, учитывая сложное внутриполитическое положение в Турции после ареста властями популярного мэра Стамбула.
Тем не менее, окончательно курдский вопрос пока не решен. Курды продолжают составлять значительное меньшинство в Турции, но их политические права никак не защищены. К тому же неизвестно, как воспримут решение о самороспуске РПК вооруженные группировки курдов в Сирии и Ираке. И пока тоже неизвестно, будет ли освобожден Оджалан, который приговорен к пожизненному заключению. Словом, проблем еще много и, как они будут решаться, пока неизвестно.