Министерство внутренней безопасности США одобрило постройку нового полярного ледокола для Береговой охраны США. Новое судно, которое станет первым тяжёлым полярным ледоколом, построенным в США за последние полвека, будет построено на верфи Bollinger Shipyards.
Бен Борделон, президент и генеральный директор Bollinger Shipyards, в своем пресс-релизе назвал этот шаг «историческим достижением не только для Bollinger Shipyards, но и для американского судостроения».
«Получение разрешения на полномасштабное производство подчеркивает уверенность правительства США в том, что компания Bollinger поставит первый в стране тяжелый полярный ледокол за почти 50 лет», – сказал он.
В настоящее время Береговая охрана США располагает одним тяжелым полярным ледоколом USCGC Polar Star и одним средним полярным ледоколом USCGC Healy.
Healy вышел из строя из-за возгорания электропроводки в июле прошлого года, а Polar Star был спущен на воду почти полвека назад.
В декабре 2018 года адмирал Пол Цукунфт, возглавлявший службу Береговой охраны США, отказался проводить операции по обеспечению свободы судоходства в Арктике, опасаясь, что 40-летний Polar Star сломается и американцам придется просить Россию отбуксировать его в порт для ремонта. Polar Star изношен до предела, поэтому он уходит в каждое плавание с годовым запасом продовольствия на случай серьезной неисправности. По словам адмирала Цукунфта, Polar Star «буквально цепляется за жизнь».
Чтобы компенсировать нехватку ледоколов, в декабре служба Береговой охраны приобрела недорогой легкий ледокол, который стал первым ледоколом, пополнившим флот службы за 25 лет.
Трамп еще в январе поднял вопрос о строительстве или покупке США 40 «больших» ледоколов, призывая Канаду стать 51-м штатом Америки.
«Итак, мы заботимся об их вооруженных силах. Знаете, мы заказали — мы собираемся заказать около 40 больших ледоколов Береговой охраны. Больших. И вдруг Канада хочет получить свою часть сделки. Я говорю: «Зачем мы это делаем?» Я имею в виду, мне нравится это делать, если они штат, но мне не нравится это делать, если они нация», — сказал Трамп в своей сумбурной, но эмоциональной речи в Северной Каролине 24 января.
Затем в марте Трамп заявил, что США «заказывают 48 ледоколов», отметив, что у России «около 40» ледоколов.
Эти амбициозные арктические планы Трампа были поставлены под сомнение в недавней статье во влиятельном американском журнале Foreign Policy под названием «Американскому судостроению нужны союзники».
«Если Соединённым Штатам нужны ледоколы, им следует взять на себя роль младшего промышленного партнёра», – пишут авторы публикации профессор Центра исследований морской войны Военно-морского колледжа Джонатан Каверли и бывший советник по арктической стратегии Министерства обороны США Ребекка Пинкус.
«Среди множества указов, подписанных президентом США Дональдом Трампом за первые 100 дней его пребывания в должности, есть обещание восстановить морское господство Америки. Разрешение проблемы Соединенных Штатов в эффективном производстве военных судов и их почти полной неспособности производить коммерческие суда является одним из немногих оставшихся двухпартийных вопросов в Вашингтоне. 19 конкретных политических инициатив, поддержанных новым Управлением морского и промышленного потенциала в Совете национальной безопасности, отражают масштаб и сложность таких усилий», – говорится в статье американских военно-морских экспертов.
В текущей реальности США провалили программу строительства флота боевых арктических ледоколов и в обозримой перспективе не смогут конкурировать в Арктике с Россией.
Об этом пишет The Wall Street Journal в статье To Build Ships That Break Ice, U.S. Must Relearn to Cut Steel («Чтобы строить корабли, ломающие лед, США должны заново научиться резать сталь»).
В апреле 2019 года Пентагон объявил о подписании контракта на постройку трёх ледоколов тяжелого ледового класса Polar Security Cutters. Первый из них планировалось ввести в строй в 2024 году. Командующий службой Береговой охраны адмирал Карл Шульц тогда объяснил членам Конгресса США, что до появления в составе ВМС хотя бы трёх ледоколов класса Polar Security Cutters США «не смогут вести серьёзной игры с точки зрения присутствия» в Арктике.
Ещё в феврале 2017 года Береговая охрана США заключила пять контрактов на исследования по проектированию тяжёлых полярных ледоколов с американскими компаниями Bollinger Shipyards, National Steel and Shipbuilding Company, Huntington Ingalls Industries, итальянской Fincantieri Marine Group и сингапурской Halter Marine Inc. Предполагалось, что эти ледоколы будут нести современное вооружение.
Поскольку собственная проектная база по тяжёлым ледоколам имела более чем полувековую давность, общий проект был основан на конструкции немецкого полярного исследовательского судна Polarstern II, который был адаптирован для условий длительного пребывания в массивных арктических и антарктических льдах.
Десяти лет не прошло, как выяснилось, что для того «чтобы строить корабли, ломающие лед, США должны заново научиться резать сталь», о чем и пишет The Wall Street Journal. «Для листов корпуса ледоколов нужен специальный сплав и специальная термическая обработка, а также процесс формирования и сварки массивных изогнутых пластин». А у американских судостроителей не оказалось ни необходимых для этого технологий, ни грамотных инженеров и техников.
«Для производства более прочных сталей требуются очень квалифицированные специалисты, – сказал в интервью WSJ Джефф Москалюк, старший вице-президент сталелитейной компании SSAB Americas. – Одна из проблем – это рабочая сила – поиск квалифицированных сварщиков», – отмечает вышедший на пенсию бывший генеральный директор компании VT Halter Marine Боб Мерчент.
Статью в WSJ прокомментировали на инженерных американских форумах, сделав неутешительный вывод: «Стальные листы кораблей раскатываются для создания необходимой кривизны, а верфи США не могут этого сделать. Еще одним побочным эффектом является то, что суда, построенные в США, стоят в три раза дороже».
Ветераны отрасли предались ностальгическим воспоминаниям о том, что «Bethlehem Steel в Буффало, штат Нью-Йорк, когда-то была сталелитейной компанией, способной обеспечить высокий уровень производства и распределения. В какой-то момент они были четвертым по величине сталелитейным заводом в мире. У Bethlehem Steel было несколько локаций. Бернс-Харбор был последним интегрированным сталелитейным заводом, построенным в США, и стоимость его стала очень значительным финансовым бременем для компании, так как иностранные фирмы делали сталь дешевле».
Всё это осталось в прошлом веке.
Что касается компании Bollinger Shipyards, выигравшей тендер на постройку упомянутого Трампом суперледокола, то она сетует, что «сложности [создания корпусов головного ледокола Polar Sentinel] связаны с толщиной стали и использованием высокопрочного стального сплава EQ47, подходящего для низких температур Арктики. Однако верфи США имеют небольшой опыт использования этого материала».
Компания также признала, что допустила серьезнейшую ошибку, взяв за основу проект лёгкого немецкого ледокола. Пришлось увеличить число силовых корпусных каркасов, и сварщики просто не могут пролезть в узкие просветы между ними. Не помещаются в тесные пролеты между каркасами кабели и трубопроводы. «Мы заново учимся строить корабли такого типа», — сказал один из руководителей постройки Polar Sentinel капитан Береговой охраны Эрик Дрей.
Об этих проблемах представители компании Bollinger Shipyards и Береговой охраны США рассказали в статье на портале US Naval Institute.
В отчёте Счетной палаты правительства США (GAO) говорится, что «проект [строительства серии ледоколов] ещё не доработан». И что «верфи потребуется около восьми лет, чтобы завершить [только лишь] функциональное проектирование».
Ситуацию с провалом в США программы создания флота боевых тяжёлых ледоколов с горькой иронией прокомментировал редактор журнала The American Conservative Джад Руссо: «Центральная проблема: методы резки массивных кусков стальной обшивки корпусов кораблей просто выпали из коллективной памяти судостроителей. США построили свой последний ледокол в 1976 году… нам придется изобретать велосипед».
После амбициозного заявления Дональда Трампа о том, что Америка получит могучий арктический флот из 40 суперледоколов вице-адмирал Томас Аллан, исполняющий обязанности заместителя командующего Береговой охраной по операциям, в ответ на вопрос портала Breaking Defense о реальности таких планов ответил: «Когда ваш босс интересуется 40 ледоколами, вы очень рады, не так ли? Я имею в виду, что это то, что мы пытались сделать в течение долгого времени», добавив, что хорошо бы получить 8-9 таких ледоколов или хотя бы три.
В ходе недавней пресс-конференции президент и генеральный директор компании Bollinger Shipyards Бен Борделон дал понять журналистам, что самостоятельно компания суперледокол построить не сможет, тем самым подтвердив оценки авторов статьи в Foreign Policy.
Знать, не получилось у американских ледоколостроителей ни сталь резать, ни велосипед изобрести.