Алексей Оверчук на форуме в Астане

Главные логистические маршруты Евразии «Восток – Запад» и «Север – Юг» – в повестке региональных держав

По инициативе казахстанской и российской сторон в Казахстане на полях международного форума «Астана» (AIF 2025) 29 мая состоялось рабочее совещание, в ходе которого рассматривались вопросы развития транспортно-логистического комплекса Северной Евразии. 

Участие в совещании принял зампред Правительства РФ Алексей Оверчук, и также его коллеги из Кыргызстана и Узбекистана.  Афганистана представлял министр   промышленности и торговли Афганистана Хаджи Нуриддин Азизи. 

Официальные представители стран Евразии на встрече рассмотрели действующие и перспективные железнодорожные, автомобильные, авиационные международные транспортные коридоры, обеспечивающие лучшую связанность основных маршрутов Евразии – «Восток – Запад» и «Север – Юг», а также обсудили вопросы координации и развития пунктов пропуска и гармонизации их работы как внутри ЕАЭС, так и на внешних так и на внешних границах союза. Участие в совещании Киргизии и Узбекистана – стратегических партнёров России по вопросам транспортно-логистического комплекса – обусловлено также строительством железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, отмечается на портале Правительства РФ.

Чем важны маршруты «Восток – Запад» и «Север – Юг»

Основу Евразийского транспортного каркаса составляют международные транспортные коридоры на меридиональном и широтном направлениях протяженностью более 50 тыс. км, соединяющие Азию, Европу и Ближний Восток. В состав Евразийского транспортного каркаса входят пять ключевых международных транспортных коридоров – Северный, Центральный и Южный евразийские коридоры, МТК ТРАСЕКА и МТК «Север – Юг», дополненные ответвлениями и региональными маршрутами.

Новые проекты и инициативы развития Евразийского транспортного каркаса. Источник ЕАБР

Новые проекты и инициативы развития Евразийского транспортного каркаса. Источник ЕАБР

Согласно разработанной Евразийским банком развития «Концепции Евразийского транспортного каркаса», «сопряжение коридоров создает эффект синергии, который выражается в росте грузопотоков до 40%. В состав Евразийского транспортного каркаса входят пять ключевых международных транспортных коридоров – Северный, Центральный и Южный евразийские коридоры, МТК ТРАСЕКА и МТК "Север-Юг", дополненные ответвлениями и региональными маршрутами».

Евразийский транспортный каркас – текущее состояние. Источник ЕАБР

Евразийский транспортный каркас – текущее состояние. Источник ЕАБР

Развитие мультимодальных транспортных и транзитных коридоров для стран Центральной Азии – безальтернативное решение в силу значительных расстояний между торговыми партнёрами, отмечается в докладе ЕАБР. Формирование транспортного перекрестка позволяет увеличить объемы международных (в том числе транзитных) перевозок. По прогнозу ЕАБР объёмы перевозок грузов по трём ключевым коридорам, проходящим через Центральную Азию, возрастут к 2030 г. в 1,5 раза до 95 млн тонн. Рост контейнерного трафика прогнозируется еще более существенным – почти на две трети к 2030 г. до 1,7 млн контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ).

МТК «Север-Юг» – мультимодальный коридор протяженностью 7,2 тыс. км, проходит по оптимальному маршруту от Санкт-Петербурга до Мумбаи. Если раньше груз из северной столицы России поставлялся в Индию в течение 30-45 дней, со строительством железной дороги Решт – Астара путь займёт 10 дней. 

Исследования подтверждают, что Евразийский транспортный каркас позволит сократить дисбалансы в географии торговли на пространстве Евразии. Например, расчёты с использованием гравитационной модели Международного торгового центра показывают, что нереализованный потенциал торговли между Индией и странами Центральной Азии в 2 раза превышает средний за 5 лет фактический объем торговли между ними из-за недостаточной транспортной доступности, неудобства и дороговизны транспортного сообщения.

Соб. корр. ФСК