Мистер Трамп, Япония не капитулировала после атомного удара по Хиросиме

Победную точку во Второй мировой войне ставил советский солдат

Президент США Дональд Трамп продолжает отстаивать свою грубо искажающую историю  версию о том, что «американцы победили во всех войнах», а остальные страны и народы лишь в лучшем случае «помогали» им в этом. На сей раз он громогласно повторил насаждавшийся с конца войны пропагандистский миф о том, что Япония капитулировала в результате атомных бомбардировок городов Хиросима и Нагасаки. И что-де атомные бомбы спасли жизни сотни тысяч, если не миллионы, американцев, японцев и других народов Азии. 

Говоря на саммите НАТО  о явно нарушающих  международное право  ударах мощнейшими бомбами по объектам в Иране, Трамп восклицал:  «Но разве мы не добились успеха этим ударом? Этот удар закончил войну. Я не хочу проводить параллели с Хиросимой, я не хочу сравнивать с Нагасаки, но это, по сути, нечто подобное, что положило конец той войне. А это закончило эту войну».

На такое, по сути, в очередной раз оправдывающее испепеление в атомном огне невинных жителей японских городов – женщин, детей и стариков – самодовольное заявление «главного американца» не могли не отреагировать в Стране восходящего солнца. Местные журналисты потребовали реакции японского правительства на такую оценку Трампа применения против Японии атомных бомб. Как и можно было ожидать, обычно замалчивающий ответственность США за учиненный в августе 1945 года геноцид японцев официальный Токио, боясь разгневать заокеанского сюзерена, не стал высказывать возражений по поводу беспардонного заявления президента. 

Отвечая на вопрос журналистов о том, как правительство Японии относится к заявлению американского лидера и не усматривается ли в его словах оправдание атомных бомбардировок японских городов, генеральный секретарь Кабинета министров Ёсимаса Хаяси сказал:  «Будучи единственной страной, пострадавшей от атомных бомбардировок во время войны, Япония убеждена, что разрушения, вызванные ядерным оружием, никогда не должны повториться и будет продолжать работать над созданием мира, свободного от ядерного оружия. Мы считаем важным продолжать предпринимать реалистичные и практические шаги для достижения этой цели. Что касается озвученного вами взгляда на высказывание, то оценки исторических событий обычно даются экспертами».

Но генсек не смог вовсе уйти от оценки содеянного американцами по приказу президента Гарри Трумэна чудовищного злодеяния без всякой военной необходимости. Хаяси отметил, что японские власти придерживаются последовательной позиции, согласно которой считают, что бомбардировки Хиросимы и Нагасаки «привели к огромному числу жертв, заболеваниям, вызвавшим непередаваемые человеческие страдания, и заслуживающей сожаления гуманитарной ситуации». Было подчеркнуто, что «международному сообществу необходимо продолжить активную работу, направленную на достижение мира без ядерного оружия и сделать все необходимое для того, чтобы трагедия Хиросимы и Нагасаки не повторилась».

Обращает на себя внимание тот факт, что даже в этом случае высокопоставленный чиновник, соблюдая введенное в Японии негласное и строгое табу на упоминание виновника учиненного геноцида японцев, составил свой ответ таким образом, чтобы название страны, нынешнего военного союзника – США, не прозвучало.

Коль скоро Хаяси-сан предлагает делать оценки исторических событий экспертам, попробуем взять на себя эту роль, тем более что автор этих строк изучал данную проблему с привлечением японских и американских документов.

ХХХ

Факты истории убедительно свидетельствуют о том, что ни военно-политическое руководство милитаристской Японии, ни император Хирохито после нанесения удара атомной бомбой по Хиросиме капитулировать не намеревались. И продолжали готовить армию и народ к решающему сражению за метрополию – «священную землю нации Ямато». В буквальном смысле слова речь шла о битве до последнего японца. В народ был вброшен призыв «Итиоку гёкусай!» – «Сто миллионов погибнут славной смертью!»

Невзирая на атомную бомбардировку, сторонники «партии войны» продолжали развернутую по всей стране подготовку населения к отпору врагу: женщин, стариков и детей на школьных спортивных площадках  обучали приёмам борьбы с врагом с применением бамбуковых копий, в горах создавались базы партизанской войны. Создатель отрядов смертников-камикадзе, заместитель начальника Главного морского штаба вице-адмирал Такидзиро Ониси, категорически выступая против капитуляции, заявлял на заседании правительства: «Пожертвовав жизнями 20 миллионов японцев в специальных атаках, мы добьемся безусловной победы». При этом он подчеркивал, что смертнику  не обязательно быть пилотом, а достаточно просто «быть готовым нанести ценой своей жизни эффективный удар по противнику». 

 Жертвы народа не смущали японских руководителей. Не пугали их и атомные бомбы. Не капитулировали же они весной 1945 года, когда в результате ковровых бомбардировок японских городов погибли, по разным подсчётам, от 500 до 900 тысяч жителей, что превосходило число жертв атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

В окрестностях города Мацусиро в префектуре Нагано (Центральная Япония) продолжалось интенсивное строительство с использованием рабского труда корейцев для монарха и высшего командования огромного бункера на период решающего сражения. В выдолбленном в скальной породе убежище должны были располагаться императорская семья с обслуживающим персоналом, Генеральный штаб армии, службы связи. Высшие чины армии и флота безрассудно требовали незамедлительного изготовления «оружия возмездия» – японской атомной бомбы. Работы над её созданием были зашифрованы как «проект Ни», по  чтению первого иероглифа фамилии руководителя проекта, ученика Нильса Бора профессора Ёсио Нисина.

Продолжалась спешная разработка планов переброски в Японию для «решающего сражения» войск из Китая и Маньчжурии (Квантунская группировка), а также плана в случае угрозы захвата Токио передислокации императора и его семьи на территорию марионеточного государства Маньчжоу-Го.

Бесполезность и опасность дальнейшего сопротивления для самого существования своего государства японские верхи осознали только после получения сообщения об объявления войны Японии Советским Союзом и начала наступательных действий Красной армии в Северо-Восточном Китае и Корее. 

Понимая, что каждый день, прошедший после вступления в войну СССР, усиливает его право голоса в вопросах, касающихся будущего Японии, сторонники немедленной капитуляции решили прибегнуть к авторитету императора. 

После известия о стремительном развитии наступления советских войск в ночь с 9 на 10 августа в бомбоубежище императорского дворца спешно было созвано совещание в присутствии микадо, на котором премьер-министр зачитал ранее заготовленный текст заявления: «Японское правительство принимает условия, выдвинутые совместной декларацией Трех держав от 26 июля (Потсдамская декларация. – А.К.), понимая их в том смысле, что они не содержат требований, затрагивающих суверенитет Императора в управлении страной».

Военный министр и начальник Генерального штаба армии категорически выступили против капитуляции, заявив: «Необходимо выполнить наш долг перед Императором, даже если вся нация погибнет. Не может быть сомнения в том, что мы должны вести войну до последней возможности и что мы еще имеем достаточно сил воевать».

Однако большинство участников совещания склонялись к принятию предложенного премьер-министром проекта заявления. Решающим явилось мнение императора  и Верховного главнокомандующего армии и флота генералиссимуса  Хирохито, который сказал: «Хотя невыносимо тяжело вынуть оружие из рук военных, являющихся нашей опорой, и передать наших подданных в качестве лиц, ответственных за войну, мы, вынеся невыносимое, решили так во имя спасения народа от катастрофы…»

В полдень 15 августа 1945 года японцы впервые за всю историю существования государства услышали голос своего божественного монарха, который на трудном для простолюдинов языке объявил о решении прекратить войну. В качестве обоснования невозможности дальнейшего сопротивления было указано  и на использование противником «новой и самой тяжелой бомбы невиданной разрушительной силы». Тем самым давалось понять, что Япония не сдается, потерпев поражение в сражениях с противником, а вынуждена отступить перед неодолимой силой невиданного ранее оружия. В связи с этим в Японии до сих пор немало тех, кто считает, что применение американцами атомных бомб явилось «тэнъю» – волей провидения, милостью небес, позволившей священной нации Ямато выйти из войны с честью, не потеряв лица. 

В действительности же неизбежность поражения Японии император и его ближайшее окружение связывали не столько с атомными бомбардировками, сколько с участием в войне сокрушившей военную мощь гитлеровской Германии Красной армии. В рескрипте от 17 августа 1945 года «К солдатам и матросам»  император Хирохито, уже не упоминая американские атомные бомбы и уничтожение японских городов, в качестве основной причины капитуляции назвал вступление в войну СССР. Было со всей определенностью заявлено: «Теперь, когда в войну против нас вступил и Советский Союз, продолжать сопротивление…  означает поставить под угрозу саму основу существования нашей Империи».

Факты свидетельствуют о том, что без вступления в войну СССР американцы не смогли бы быстро покорить Японию, «забросав ее атомными бомбами», как убеждала японское население в листовках и по радио американская военная пропаганда. По расчетам американских штабов, для обеспечения высадки десантов на Японские острова требовалось по меньшей мере девять атомных бомб. После ударов по Хиросиме и Нагасаки у США больше не было готовых атомных бомб, производство же новых требовало длительного времени. 

В ответ на атомные удары японцы были готовы обрушить на США и другие страны  накопленное в расположенных в Северо-Восточном Китае японских секретных лабораториях в огромных количествах бактериологическое и химическое оружие. Эту грозящую всему миру опасность предотвратило вступление СССР в войну. Бывший командующий Квантунской армией генерал Отодзо Ямада признал на судебном процессе: «Вступление в войну против Японии Советского Союза и стремительное продвижение советских войск вглубь Маньчжурии лишило нас возможности применить бактериологическое оружие…» Не вступи Советский Союз в войну, она могла продолжаться еще неопределенно долго. По американским расчетам, еще год-полтора.

Даже занимавший откровенно антисоветские позиции президент США Гарри Трумэн после войны признавал: «Мы очень желали, чтобы русские вступили в войну против Японии». В своих мемуарах он отмечал, что «вступление России в войну становилось все более необходимым для спасения сотен тысяч американцев». Не после атомного удара 6 августа 1945 года по Хиросиме, а, получив 9 августа информацию о начале советского наступления в Маньчжурии и Корее, он радостно воскликнул об окончании войны: «Это – всё!» 

Не отвергая значение атомных бомбардировок, приблизивших капитуляцию Японии, нельзя согласиться с тем, что именно они, и только они, определили исход войны. Это признавалось и видными политическими деятелями Запада. Так, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявлял: «Было бы ошибочным полагать, что судьба Японии была решена атомной бомбой».

Фактом истории является то, что Красная армия Советского Союза внесла решающий вклад в разгром японских сухопутных сил на континенте, что побудило японское правительство капитулировать. Советский блицкриг лишил японское руководство шансов на переброску в метрополию войск из Китая, тем самым сорвав планы кровопролитного «сражения за метрополию», предотвратил развязывание милитаристской Японией бактериологической и химической войны, что спасло миллионы человеческих жизней, в том числе самих японцев.

P.S. Мэр Хиросимы Кадзуми Мацуи заявил, что президент США Дональд Трамп «не понимает реальности атомных бомбардировок» Хиросимы и Нагасаки, после того как он сравнил разрушительные атаки 1945 года с недавними ударами США по иранским ядерным объектам.

Это замечание Трампа вызвало гневный протест со стороны выживших в Японии, которые обвинили его в попытке оправдать первое в мире применение ядерного оружия против гражданского населения.

Мэр призвал президента посетить этот  японский город, чтобы лучше понять ситуацию, заявив, что он «кажется, не понимает, что после применения атомные бомбы убивают как друзей, так и врагов и представляют угрозу человечеству».

Оцените статью
4.3
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы