Японский коррупционер с тюремным сроком продолжает обещать японцам российские Курильские острова

Стремясь сохранить большинство в парламенте, ЛДП не брезгует выдвижением деятелей с сомнительной репутацией

Все ещё депутата парламента Мунэо Судзуки японцы подчас называют «непотопляемым», причем в негативном смысле. И действительно весьма изворотливый, по определению знакомого японца, как «унаги» (речной угорь), этот политикан на протяжении своей политической жизни то возвышался, то падал, казалось бы, в бездонную пропасть бесчестия и позора. Но каким-то чудесным образом выплывал вновь…

Начиная свою карьеру с должности секретаря имевшего виды на премьерство перспективного политика с северного острова Хоккайдо депутата парламента от правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) Итиро Накагавы, Судзуки, по словам вдовы депутата, так или иначе, был причастен к неожиданному самоубийству ее мужа. Однако доказать этого не удалось, и этот предприимчивый и амбициозный бывший секретарь добился своего – был избран депутатом палаты представителей парламента, где развернул активную деятельность, добиваясь от руководства ЛДП значимых постов в правительстве. С некоторых пор он счел перспективным участие в разработке «концепции возвращения северных территорий», то бишь «возвращения» Японии южнокурильских островов. 

Усилив свое влияние на сотрудников российского направления МИД Японии и сколотив в нем «группу Судзуки», этот деятель стал критиковать принцип «получения одновременно всех четырех островов», под которыми в Японии понимают российские острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и архипелаг мелких островов Плоские, Хабомаи по-японски. Взамен было предложено выдвинуть перед русскими идею передачи этих островов как бы в рассрочку – сначала острова Малой Курильской гряды (Шикотан и Плоские), а затем и два наиболее крупных и освоенных острова Большой Курильской гряды. К этой идее проявили немалый интерес тогдашний посол РФ в Японии Александр Панов и курировавший отношения с Токио заместитель министра иностранных дел РФ Александр Лосюков, которые стали углублять контакты с «группой Судзуки». Хотя обсуждение хитроумных методов реализации «концепции поэтапного возвращения островов» проходило за закрытыми дверями в шикарных ресторанах высокой японской кухни, впоследствии содержание конфиденциальных разговоров о судьбе Курил было раскрыто в газете одной из оппозиционных партий Страны восходящего солнца.

Судзуки удалось завлечь в сторонники двухэтапного получения островов премьер-министра Японии Ёсиро Мори. Но премьерство последнего продолжалось недолго, а следующий японский лидер Дзюнъитиро Коидзуми и новый министр иностранных дел Макико Танака, разглядев опасные авантюристические наклонности Судзуки, отодвинули его от политической сферы японо-российских отношений. И, как полагают, поручили прокуратуре расследовать и финансовую деятельность Судзуки и его «группы». Заметим, что Судзуки был лично заинтересован в первоначальном получении Малой Курильской гряды, ибо в случае ее «возвращения» эти острова и омывающие их богатые рыбными ресурсами воды попадали в его избирательный округ на Хоккайдо со всеми вытекающими политическими и финансовыми дивидендами.

Дабы не утомлять читателя подробностями финансовых махинаций Судзуки, ограничимся цитатой из одной из книг видного советского и российского японоведа профессора Игоря Латышева, которому в этом году исполнилось бы сто лет. Он писал: «…бурная деятельность Судзуки в сфере японо-российских отношений была пронизана не столько высокими помыслами о благе Японии, сколько заботами о собственном кармане и о коммерческих выгодах близких ему местных предпринимательских фирм, оказывавших ему финансовую поддержку на парламентских выборах. Именно об их доходах пекся в первую очередь Судзуки и в своих инициативных предложениях, вносившихся им на обсуждение парламента, и в своих закулисных контактах с руководящими чиновниками японского МИДа, и в доверительных беседах с представителями российской стороны…

Именно Судзуки был главным инициатором предоставления близким ему японским фирмам бюджетных средств на оплату подрядов на различные строительные работы на южных Курильских островах, а также на бесплатные «гуманитарные» поставки туда стройматериалов, оборудования и товаров бытового назначения. Естественно, эти старания Судзуки вознаграждались благодарными японскими друзьями-бизнесменами соответствующими денежными подношениями, предназначавшимися как на его избирательные доходы, так и на личные потребности».

Прокуратура разобралась с финансовыми махинациями депутата от ЛДП, а суд вынес вердикт – два года тюремного заключения и 11 млн иен штрафа. Понятное дело, Судзуки перед этим был вынужден с позором покинуть ЛДП и, казалось бы, распрощаться с политической карьерой.

Ан нет – объявив себя «сёгай сэйдзика» («пожизненным политиком»), этот пронырливый человек по выходе из тюрьмы создал состоящую из его самого и дочери мини-партию и, использовав сохранившиеся связи и деловые контакты в своем прежнем избирательном округе на Хоккайдо, вновь стал обладателем заветного депутатского золотого значка. Японская демократия допускает ситуацию, когда человек пересаживается с тюремных нар (в Японии – циновки) в кресло «слуги народа» в высшем законодательном органе Страны восходящего солнца. 

Затем в целях сохранения депутатства была перебежка в недавно появившуюся в стране партию «Общество обновления Японии», откуда Судзуки в день предстоявшего исключения за нарушение дисциплины в связи с несанкционированной поездкой в Россию как бы вышел «по собственному желанию».

И вот теперь накануне выборов в верхнюю палату парламента «непотопляемый политик», как сообщают, договорился с нынешним премьер-министром Сигэру Исибой о том, что руководство терпящей крах из-за падения поддержки народа ЛДП даст согласие на то, чтобы Судзуки вновь баллотировался от этой партии. Ибо для сохранения большинства в палате ЛДП не брезгует выдвижением деятелей с сомнительной репутацией, но обладающими способностью правдами и неправдами пролезать в парламент.

Столь развернутая преамбула понадобилась для того, чтобы поведать, как этот многократно опозорившийся «политический деятель» вновь пытается, мягко говоря, ввести в заблуждение, да что там, просто обмануть избирателей россказнями о якобы его способности даже в обстановке обрушения японским правительством политических и дипломатических отношений с Москвой «вернуть острова». 

«Вторая мировая война закончилась 80 лет назад, – говорил Судзуки на встрече с избирателями на мысе Носаппу в городе Нэмуро на Хоккайдо – центре «движения за возвращение северных территорий». – Но спустя столько лет территориальный спор о принадлежности Северных территорий все еще не решен. Никаких политических решений в этой области не предпринималось, и это меня крайне печалит. Я сейчас стою перед вами и подтверждаю свою решимость сделать что-то с этим вопросом, пока бывшие жители спорных островов еще живы и здоровы».

Сообщая об этом, одна из основных газет страны «Майнити симбун» напоминает читателям: «Мунэо Судзуки покинул ЛДП в 2002 году из-за обвинения в коррупционном скандале, связанном с (материальной) поддержкой Северных территорий. Ему были предъявлены обвинения во взяточничестве и других правонарушениях и присужден тюремный срок в два года. Мунэо Судзуки стал членом партии “Общество возрождения Японии” в 2019 году, но в 2023 году покинул ее. В нынешнем году, 20 июня, бывший член ЛДП получил разрешение вновь вступить в ряды этой партии».

Отвечая во время публичной лекции в одном периферийном городе Японии на вопрос, чем объяснить его тесные связи с Россией и ее политиками, Судзуки заявил: «Все, что я делаю как политик, направлено на возвращение Северных территорий Японии».

Однако японцы уже давно не верят Судзуки, как и всем другим японским политиканам и пропагандистам, муссирующим ушедшую в небытие тему «возвращения северных территорий». Ниже приводятся отклики читателей на сообщение газеты «Майнити симбун»: 

«tet Я интересуюсь вопросом принадлежности Северных территорий. Я бывал там (видимо, на Хоккайдо. – А.К.) множество раз, и хочу сказать вот что: большинство жителей Хоккайдо, особенно поселков Накасибэцу и Сибэцу, уже отказались от идеи возвращения островов. Только на японских географических картах эти острова помечены как собственность Японии. На картах западных стран и Северные территории, и Сахалин принадлежат России. Только на Украине не так. В Японии дата 15 августа известна как "День памяти окончания войны", а в большинстве стран Запада 3 сентября празднуется как "День победы над Японией". Судя по всему, в этом году президент США Дональд Трамп посетит Пекин и примет участие в военном параде в честь победы во Второй мировой войне вместе с Си Цзиньпинем.

нir Проблема принадлежности Северных территорий волнует только нас, японцев. В России даже не сомневаются, кому принадлежат острова. Они точно знают ответ на этот вопрос. Сейчас что Северные территории, что похищения граждан Северной Кореей – лишь инструменты, которыми пользуются во время выборов для сбора голосов населения. Мне ужасно неловко, что наши политики позволяют себе играть чувствами бывших жителей северных островов и родственников похищенных людей.

bit Все политические партии Японии козыряют решением проблемы территориальной принадлежности северных островов и проблемы с гражданами, похищенными северокорейскими спецслужбами. Каждый раз одна и та же история. Дайте нам власть, и мы порешаем все вопросы. И заметьте: никакой конкретики! Пусть Мунэо Судзуки возвращается в ЛДП, но веры его словам нет.

sin Забавно. Кто-то нарушает законы, тратит деньги налогоплательщиков без счета и отчетности и не добивается ни единого заметного результата, но все же возвращается к власти. А кого-то выпихивают из партии из-за супружеской измены или злоупотребления мелкими парламентскими привилегиями. А есть еще третья категория лиц, которые выходят из кабинетов высоких чинов уже аккредитованными. И эти люди представляют народ. Наверное, в этом году я не пойду на выборы.

Давно пора наладить торговые связи и культурные обмены между северными островами и Нэмуро.

Ваше здоровье! Мунэо Судзуки размахивает проблемой принадлежности Северных территорий перед носом электората, как пряником перед ослом. Он хочет продлить свою политическую карьеру, хватается за соломинку, как утопающий. Готов пойти на все, не только на то, чтобы играть чувствами бывших жителей Северных территорий. При этом учитывая связи с Россией, Мунэо Судзуки не может не понимать, что эти острова никогда, никогда не вернутся Японии.

оak О Северных территориях пора забыть. Если бы не наша близкая дружба с Соединенными Штатами, договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, соглашение о статусе вооруженных сил США в Японии и прочие секретные договоренности, можно было бы еще на что-то надеяться. Но пока действуют эти законы, пока Япония обязана предоставлять Штатам любую часть своей территории под военные базы, об островах можно забыть. Наши политики, как всегда, заметно оторваны от реальности и несут полную чушь».