Из-за текущего ухудшения польско-венгерских отношений можно констатировать клиническую смерть Вышеградской «четвёрки»

Вышеградская «четвёрка» при смерти?

После февраля 2022 года «польско-венгерское братство» кануло в лету

Из-за текущего ухудшения польско-венгерских отношений можно констатировать клиническую смерть Вышеградской «четвёрки» (V4). 

Учреждённое в 1991 г. объединение Польши, Венгрии, Чехии и Словакии официально ставило целью способствовать евроинтеграции западных республик бывшего СССР, прежде всего Украины и Белоруссии. На деле это обернулось попыткой законсервировать промежуточное положение этих республик в состоянии «ни в России, ни в ЕС». Постсоветские страны обрекались на существование в «серой зоне», евроинтеграционный процесс был нескончаемым, потому что главной целью V4 была не столько интеграция Украины и Белоруссии, сколько предотвращение их сближения с Москвой.

Внутри V4 ведущую роль играли Польша и Венгрия. Польско-венгерское братство является аналогом русско-сербской дружбы. Польша и Венгрия, как два католических государства, всегда стремились иметь общую границу и поддерживали друг друга в различных войнах. Во Вторую мировую войну венгры были союзниками Гитлера, но отказались от участия в боях против поляков.

С началом СВО всё поменялось. Венгрия выступает за скорейшее прекращение конфликта и сотрудничество с Россией. Польша призывает воевать «до последнего украинца» и изолировать Россию от Европы. Венгрия обвиняет Брюссель в нарушении суверенитета стран-членов ЕС, запретила транзит военных грузов НАТО через свою территорию на Украину и грозит выходом из ЕС. Польша превратилась в ключевой транзитный узел военных поставок Киеву и выступает за ограничение права голоса для Венгрии в Европарламенте. 51% венгров считают Украину главной угрозой для своего государства, в то время как большинство поляков таковой считают Россию. 

После предоставления Венгрией в 2024 г. политического убежища бывшему министру юстиции Марцину Романовскому (на родине подозревается в коррупции) отношения двух стран зашли в тупик. Варшава отозвала посла из Будапешта. В МИД Венгрии отметили: «Прогрессирующее ухудшение политических отношений привело к этому достойному сожаления шагу, беспрецедентному в истории отношений с нашими центральноевропейскими партнёрами».

Отношения между другими членами V4, Словакией и Чехией, тоже охладились. Словакия выступает за развитие диалога с Россией, Чехия – за его полную заморозку. До отзыва послов не дошло, но нет недостатка в негативных комментариях в адрес Братиславы в чешской печати.

Таким образом, V4 пребывает в разбалансированном состоянии, когда одна её половина хочет того, чего не хочет вторая. 

Польша пытается «пристегнуть» V4 к инициативам, имеющим мало общего с консолидацией Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), например проекту «Троеморье». Проект предусматривает создание антироссийского блока государств на пространстве между Адриатикой, Балтикой и Чёрным морем. 

«Вышеградская группа и инициатива "Троеморья" укрепляют общее самосознание Центральной Европы», – заявлял в далёком 2020 тогдашний глава МИД Польши Збигнев Рау в интервью венгерскому изданию Magyar Hirlap. Варшава хочет превратить V4 в идеологическое ядро «Троеморья, но у Венгрии и Словакии другое мнение по этому вопросу. 

Варшаву поддерживает Чехия, которая стремится играть более заметную роль в стратегии Запада по сдерживанию России. Действуя на украинском направлении, Чехия хочет стать третьим очагом русофобии в Восточной Европе наряду с Польшей и Румынией. Географическое положение ей это позволяет. 

Чешский геополитик Оскар Крейчи указывает, что из Евразии в Европу проходят две магистральные геополитические оси, и обе – мимо Чехии: от Москвы через Варшаву на Берлин и Париж и от Рима через Вену на Будапешт и Стамбул. Чтобы быть влиятельной, Чехии надо каким-нибудь образом встроиться хотя бы в одну из них. Превращаясь в русофобское государство, Прага выбирает первую ось, как географически находящуюся к Чехии ближе всего. 

Словакия граничит с Украиной и в геополитическом плане выступает стратегическим продолжением Чехии. Через Словакию Чехия получает выход на Украину, которая упирается в рубежи России. Без Словакии Прага не сможет быть активной на Украине и не сможет быть серьёзным игроком на антироссийском фронте. Но Словакия сближается с Венгрией, а не с Чехией и Польшей. 

Словацко-венгерские отношения исторически характеризуются напряжённостью. В период нахождения Словакии в составе венгерского государства последнее проводило жёсткую ассимиляторскую политику, огромное количество этнических словаков сегодня уже считают себя венграми. После распада социалистического блока Братислава считала для себя угрозой политику Будапешта по укреплению культурных связей с венгерской диаспорой (в Словакии проживают 485 тыс. венгров).

Председатель правительства Венгрии Виктор Орбан убедил Братиславу, что венгерская диаспора может быть не пятой колонной, а экономическим активом и проводником взаимных интересов Словакии и Венгрии. Сегодня Словакия и Венгрия – партнёры, а не враги.  V4 как механизм коллективного сотрудничества стран ЦВЕ перестаёт существовать. На первое место выходят интересы каждого участника.