Визит Токаева в Анкару: о чём договорились?

По итогам переговоров турецкого президента Эрдогана с президентом Казахстана Токаевым, принимающая сторона вручила визитёру высшую государственную награду Турции – орден Devlet Nişanı, в знак признания вклада казахстанского лидера в развитие двусторонних отношений, сообщают казахстанские массмедиа. Эрдоган отметил, что награда является «символом укрепляющегося политического диалога и доверия между двумя государствами». Турция, которая  говорит о доверии, скорее всего оказалась в тихой изоляции, испытывая острый дефицит доверия как со стороны международных организаций, так и стран мира. У России оснований для недоверия к Турции – более чем достаточно. 

Эрдоган пытается покрыть просчёты политической многовекторности в значении «здесь и сейчас» помпезными приёмами и речами. Однако встречая у трапа президента Токаева, Эрдоган был озабочен не на шутку. Неужели недовольство первого лица Турции заключалось в непризнании Астаной Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК)? Или имелись причины текущего  времени? 

«Основной темой встречи стало расширение взаимной торговли и укрепление стратегического партнёрства» – пишут новостные издания Центральной Азии. А что осталось за кадром, о чём могли договориться президенты двух тюркских государств в турецком президентском дворце в Анкаре? 

Для нашего издания тему комментирует Александр Перенджиев, кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Политическая картина макрорегиона: с НАТО или без?

В нынешних условиях визит Президента Казахстана происходит в условиях эскалации конфликта между Россией и Азербайджаном, а также усилением со стороны официальной Москвы своей военной базы в Гюмри. Но самое важное в казахстанско-турецких отношениях - может обсуждаться вопрос оценки со стороны официальной Астаны появление на Каспийском море военно-морской базы Турции (читай НАТО).

Россия как раз весьма обеспокоена подобным сценарием, как впрочем обеспокоены Иран, Туркменистан. А вот какую позицию занимает Казахстан? Прецедент уже был ранее, Астана была готова на своей прикаспийской территории разместить военно-морскую базу США.

Как я уже сказал, Россия готовится защищать Армению, несмотря на ее охлаждение к членству в ОДКБ. В настоящее время генеральным секретарём военного блока является представитель Казахстана. 
Поэтому для Эрдогана важно понять, насколько этот факт даёт возможность для продвижения турецких интересов на постсоветском пространстве.

Второе. Обсуждение китайского и российского фактора в Центральной Азии и на Южном Кавказе, связанного с реализацией таких проектов, как «Один пояс - Один путь» и транспортный коридор «Север-Юг». Именно через Казахстан формируется прокладка ряда транспортных коридоров, включая и тот, который создаётся за счёт средств Европейского Союза.

Эрдоган, хотел бы получить контроль над всеми этими транспортными коридорами, взаимодействуя с Токаевым. То есть, в настоящее время в глобальным мире система союзов и противостояний стала смещаться с геополитической сферы в геоэкономическую сферу.

Третье. Эрдоган и Токаев безусловно, обсуждают вопросы укрепления и развития ОТГ. Для Анкары важно понять не только, насколько она имеет влияние на Туркменистан и Узбекистан, но и какие есть ресурсы и механизмы для его повышения. Здесь может стать обсуждение военно-политических итогов российско-узбекских учений «Хамхорлик-2025».

Светлана Мамий
Фото: akorda.kz

Другие материалы