Несмотря на кажущийся спад протестной активности, внутриполитическая обстановка в Турции продолжает накаляться. На фоне новых арестов обвиняемых в коррупции сотрудников стамбульского муниципалитета, оппозиция собирает в когда-то лояльных властям городах Центральной Анатолии многочисленные митинги. Председателю главной оппозиционной НРП (тур. СНР) Озгюру Озелю всё ещё удаётся сохранять протестную динамику в стране, несмотря на климатически жаркие даже для Турции июль и август и бушующие во многих регионах пожары. Тем временем судьба арестованного мэра Стамбула Экрема Имамоглу, равно как и политического будущего республики, остается трудно прогнозируемой.
Создается устойчивое впечатление, что лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Озгюр Озель способен мобилизовать людей на протест, добиваясь их прихода на площади даже в самое жаркое за последние годы лето, и на это есть несколько причин.
Давайте проясним: если в августе толпы людей заполняют площади в городах Анатолии, где правящая Партия справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Эрдогана традиционно пользуется немалым влиянием, то это связано не только с реакцией на задержание и арест мэра Стамбула от НРП Экрема Имамоглу. Рост протестной активности, безусловно, отражает общественное недовольство и многочисленные обиды.
При этом у каждого, кто приходит на митинги, свои причины, и митинги НРП с требованием свободы для Имамоглу и досрочных выборов дают электорату возможность выразить своё недовольство правительством. Верно и обратное: выход горожан на площади, чтобы выразить своё недовольство, укрепляет кампанию оппозиции в поддержку Имамоглу и досрочных выборов. Это взаимодополняющие процессы. Большинство людей считают, что судебные процессы над отстранённым стамбульским мэром направлены на то, чтобы помешать ему баллотироваться на пост президента, бросив таким образом вызов действующему главе государства, несмотря на обвинения в коррупции, выдвигаемые преимущественно проправительственными СМИ, но по которым до сих пор нет обвинительного заключения.
Сложно объяснить иначе, почему митинг Озеля в городе Аксарай в Центральной Анатолии 1 августа заполнил площадь, ещё недавно до краёв заполнявшуюся сторонниками ПСР. Всего два года назад, на выборах в мае 2023 года, в этом городе 70% проголосовали за Эрдогана на пост президента и за его партию. Так же на первый взгляд сложно объяснить, почему люди в таких консервативных городах Центральной Анатолии, как Йозгат или Конья, выходили на площади, скандируя: «Мой герой, мой лев» в честь Имамоглу.
В Трабзоне, городе на восточном побережье Черного моря, ещё одном оплоте ПСР, объяснение многолюдного митинга исключительно происхождением Имамоглу именно из этого региона не вполне состоятельно.
Например, в том же Аксарае, – городе, не только сельскохозяйственном, но и промышленном, – 1 августа, когда НРП проводила свой митинг, власти воспрепятствовали забастовке госслужащих, сославшись на соображения национальной безопасности.
По мнению известного турецкого политолога Мурада Йеткина, стоимость жизни и экономические трудности стали хроническими проблемами, и их невозможно замять, содействуя российско-украинским переговорам или осуждая агрессию Израиля, обрекающую палестинцев на голодную смерть, малосодержательными заявлениями из серии «мы вас поддержим». По словам Йеткина, если люди выходят на улицы, то коренная причина — их общее недовольство экономической и социальной политикой правительства.
Тем временем позиции нынешнего лидера Озгюра Озеля в 2025 заметно окрепли. 19 марта, когда Имамоглу был задержан по надуманному предлогу, Озель предпринял рискованный шаг, призвав граждан выйти на протесты. Заметим, долго бездействовавшая электоральная база оппозиционной НРП могла бы остаться равнодушной к призывам лидера партии. В конце концов, толпу могли бы сдержать меры полиции, потенциальные дела о нарушении общественной безопасности, не говоря уже о тюремных заключениях для участников.
Однако этого не случилось: напротив, Озелю удалось мобилизовать на площади не только сторонников НРП, но и оппозиционные группы, не входящие в НРП. Он избрал вполне законно обоснованную линию поведения, опираясь на снятие обвинения в коррупции с Имамоглу, но требуя его освобождения. Запущена онлайн-петиция с требованием выпустить популярного политика и провести досрочные выборы.
К слову сказать, на днях находящийся в заточении Имамоглу заявил, что в случае отказа ЦИК по его кандидатуре он поддержит альтернативного кандидата, коим может стать как Озгюрь Озель, так и харизматичный мэр Стамбула Мансур Яваш.
В последний раз Турция видела подобную волну протеста, когда люди выходили на площади, несмотря на попытки истеблишмента прибегнуть к силовым действиям в 2001-2002 годах, когда Эрдоган, несмотря на политический запрет, основал ПСР и ездил по городам. Тогда популярного политики и его сторонников явно недооценивали, безапелляционно заявляя, что «государство этого не допустит». Известно, чем тогда всё закончилось, и вот теперь, спустя почти четверть века, уже Эрдоган и его теряющая популярность партия вынуждены сдерживать оппонентов.
Другим объективным успехом оппозиции стало то, что она не утеряла инициативу и не утратила способность отбиваться от нападок, несмотря на многочисленные и всевозможные попытки власти оказать давление на несогласных. Так, накануне недавней 24-й годовщины основания ПСР, которую власти с помпой отметили 14 августа, Озель пообещал «сюрприз» для партии Эрдогана и своё обещание исполнил.
14 августа оппозиция предъявила факт попытки получения взятки членом правящей партии. Мюджахит Биринджи, входящий в центральный комитет ПСР попросил в качестве взятки 2 млн долларов у бизнесмена Мурата Капки, арестованного в рамках так называемого «расследования против мэрии Стамбула». Согласно предъявленному Озелем документу, Биринджи во время посещения тюрьмы Капки предложил тому заплатить 2 млн долларов за снятие обвинения и освобождение из под стражи. Капки уже подал в прокуратуру заявление о возбуждении уголовного дела против Биринджи, обвинив его во взяточничестве и клевете.
Между тем судьба самого Имамоглу по-прежнему трудно прогнозируема. Недавно политик снова оказался в больнице с жалобами на боли в спине, сообщал оппозиционный канал Halk TV. По его данным, смещённый градоначальник проходит плановое обследование. Напомним, 25 июля Имамоглу уже был доставлен в больницу из-за болей в спине и после проведения необходимого осмотра был отправлен обратно в тюрьму Силиври.
Ведущая оппозиционная партия НРП на сегодняшний день – самая популярная в Турции, что подтверждается результатами 16 анкетирований, проведенных различными социологическими службами в июле. Согласно подсчетам компании MD, в среднем рейтинг «кемалистов» по стране составляет 33% (+0,3%). На втором месте правящая Партия справедливости и развития (ПСР), которой отдают предпочтение 32,1% опрошенных (+0,8%). Замыкает тройку прокурдская Партия равенства и демократии народов (DEM) c 9,4% голосов (+0,4%). На четвертом месте крайне правая Партия националистического движения (ПНД) с 7,8% (-0,5%), замыкает же пятёрку националистическая Хорошая партия с 4,6% (-0,1%).
«По плану» очередные всеобщие выборы в Турции должны пройти в 2028 году, но при любом раскладе отметать идею оппозиции о досрочном голосовании уже осенью 2025 не стоит. Это одинаково плохая стратегия и для властей и для сторонних наблюдателей, которые могут ошибочно решить, что у Эрдогана и его правящей коалиции "всё схвачено". Экономическое положение в стране продолжает стабильно ухудшаться. По данным ЦБ Турции относительно прогнозов по инфляции, до конца текущего года она составит 24%. Между тем в 2023 г. ставленник Эрдогана глава Минфина Мехмет Шимшек обещал, что до конца 2026 г. инфляция будет исчисляться однозначными значениями. Выхода из сложившегося патового положения у властей не просматривается, и в этих условиях отказ от досрочных выборов может вести к новым потрясениям, коими весьма богата история «новой» Турции.