В экономике Германии наблюдается беспрерывный нисходящий тренд

100 дней по дороге вниз. О первых итогах правления Фридриха Мерца

В немецкой экономике наблюдается беспрерывный нисходящий тренд

В середине августа закончились первые 100 дней пребывания Фридриха Мерца на посту главы германского правительства. Но вряд ли у бундесканцлера был повод отпраздновать этот маленький юбилей. Итоги трёх с лишним месяцев его правления неутешительные, экономика ФРГ продолжает падать ещё более стремительными темпами. Вместо ожидаемой стабилизации и даже небольшого роста эконмические показатели опять ушли в минус. 

На этом фоне партия Мерца, ХДС, теряет популярность, постоянно балансируя на грани первого/второго места, перманентно в опросах общественного мнения уступая лидерство оппозиционной АдГ («Альтернатива для Германии»).

Что же касается рейтингов самого канцлера, то он давно побил все антирекорды, заставив немецкого избирателя по-другому взглянуть даже на времена правления неудачника Олафа Шольца.

Последние социологические исследования показали, что почти две трети (59%) граждан Германии недовольны работой канцлера на вверенном ему посту, месяцем ранее таковых было лишь 36%.

Почему так? Пожалуй, лучший ответ на этот вопрос сформулировал генеральный секретарь ХДС Карстен Линнеман, заявив, что «страна оказалась в тупике, поскольку государство всеобщего благосостояния, коим была ФРГ долгие годы (и даже десятилетия), стало не по карману».

В интервью изданию Neue Osnabrücker Zeitung Линнеман анонсировал масштабную реформу системы государственных пособий, заявив о значительном сокращении списка тех, кто будет иметь право на получение Bürgergeld.

«Если кто-то неоднократно отказывается от подходящей работы, государство должно исходить из того, что он не нуждается. Соответственно, он не должен больше получать помощь. Никто не обязан работать, но, если человек может работать и получает социальные выплаты, он не может ожидать, что за это будут платить те, кто ежедневно трудится», – подчеркнул партийный чиновник, по словам которого около 200 тысяч получателей пособия не имеют препятствий для трудоустройства, но все равно не работают.

Оставив в стороне рассуждения о справедливости или несправедливости такого подхода, хочется лишь отметить, что ещё не так давно – года эдак три тому назад – руководство ФРГ не беспокоил явный перекос в социальной сфере, поскольку денег тогда хватало на всё с лихвой. 

Сегодня же предлагается всем – и бедными и богатым (министр финансов Ларс Клингбайль не исключил повышения налогов для богатых, заявив, что люди с высокими доходами и капиталом «должны внести свой вклад в то, чтобы сделать общество более справедливым») – затянуть пояса и готовиться к временам ещё худшим, чем нынешние.

Как отмечает экономический эксперт Немецкой торгово-промышленной палаты Юпп Ценцен, в немецкой экономике наблюдается беспрерывный нисходящий тренд, а с учетом слабого потока заказов нет оснований надеяться, что промышленность в ближайшее время выберется из затяжной рецессии.

«Промышленное производство в Германии снова упало – и довольно сильно, – отмечает BILD, – по данным Федерального статистического ведомства, в июне выпуск продукции в перерабатывающей отрасли снизился на 1,9 % по сравнению с маем. Это самый низкий показатель с мая 2020 года, когда по индустрии сильно ударила пандемия».

По словам главы Министерства экономики ФРГ Катерины Райхе, во многом происходящее является реакцией на тарифную политику США в отношении стран ЕС. Замечу, политику, которую иначе как удушающей даже не назовёшь.

«Кризис затронул не только автопроизводителей. В фармацевтической отрасли выпуск продукции в июне рухнул сразу на 11%, в машиностроении – на 5,3%, а в пищевой промышленности – на 6,3%. Единственная сфера, где зафиксирован рост, – это производство энергии (+3,1%)», – отметила фрау министерин. 

Ещё одной отраслью немецкой индустрии, которая грозит обрушиться в самое ближайшее время, могут стать авиационные перевозки. Как пишет издание Der Tagesspiegel, по словам главы авиакомпании Condor Петера Гербера, сокращение числа внутренних рейсов в Германии может привести к большему вреду для экологии, поскольку многие пассажиры не пересаживаются на поезда, а выбирают автомобиль, что негативно сказывается на количестве вредных выбросов в окружающую среду. 

«Автомобиль в среднем расходует около семи литров топлива на 100 километров, а современный самолет – меньше трех литров в пересчете на одного пассажира. Это ведет к худшему балансу по выбросам CO₂, то есть к большей нагрузке на окружающую среду», – пояснил руководитель авиакомпании. 

Причём тут политика нынешнего правительства ФРГ, спросите вы? Да притом, что по его инициативе (во многом вынужденной и вызванной поиском денег везде, где только возможно) был значительно повышен авиационной сбор, что не преминуло отрицательно сказаться на стоимости перевозок. 

«Если снизить налог, люди будут больше летать, и доходы от сборов возрастут. Вместо этого есть риск, что авиационная отрасль окажется отброшенной назад», – резюмировал Гербер.

Но, пожалуй, главным разочарованием для самого Мерца и в свете его политики стало недавнее значительное падение акций немецких оборонных компаний, произошедшее на фоне достижения неких договорённостей между лидерами России и США во время саммита на Аляске.

Акции Rheinmetall просели с 1948 до 1540 евро, Renk – с 86 до 57 евро, Hensoldt – со 109 до 80 евро и так далее.

По мнению эксперта по рынку акций Клиффа Михеля, ценные бумаги флагманов германского ВПК явно переоценены. И происходит это по причине стагнации или серьёзного падения в других отраслях. А тут хоть какой-то рост, во многом благодаря военным заказам для Украины или в рамках европейского курса на перевооружение ReArm Europe. 

«Заказов у компаний достаточно, тут нет сомнений. Но оценки просто слишком высокие. Американские гиганты не пережили такого стремительного роста, как немецкие компании, и потому оценены дешевле», – почеркнул Михель.

Получается, что, сделав ставку на войну и решив таким образом вывести германскую экономику из крутого пике, в которое она угодила как раз в результате общеевропейского курса на противостояние с Россией и разрыв с нами всех экономических связей, в первую очередь в сфере энергетики, Мерц просчитался и теперь вынужден бороться за продолжение конфликта на Украине, заложником которого стало экономическое благополучие Германии. 

Это не просто цинично, но крайне опасно и безответственно. Впрочем, кем-кем, а ответственным и рационально мыслящим политиком Мерц никогда и не был.     

Недаром один из лидеров наступающей на пятки ХДС «Альтернативы» Алиса Вайдель, характеризуя неутешительные для Европы итоги «Аляски», заявила, что саммит в Анкоридже, ставший важным шагом к деэскалации и показавший как работает реальная политика, одновременно с этим обнажил тот факт, что нынешний канцлер ФРГ увел свою страну на «политическую обочину», указав на место некогда великим европейским державам, мнением которых в столь важных, определяющих судьбы Европы вопросах попросту пренебрегли.

По сути, это даже не итог первым 100 дням правления Мерца. Это самая настоящая эпитафия нынешней немецкой политике, которая неизбежно приведёт Германию к полному краху. 

Фото: nordictimes

Другие материалы