Как известно, удары по нефтепроводу «Дружба», которые ВСУ нанесли трижды за последние две недели привели к прекращению поставок российской сырой нефти в Венгрию и Словакию, и настойчивым просьбам этих стран в адрес Еврокомиссии приструнить зарвавшийся киевский режим.
Вот только Зеленский, кажется, продолжает нагло давить на Венгрию, фактически бравируя своим энергетическим терроризмом по отношению к соседним странам ЕС. В день украинской независимости 24 августа он заявил: «Мы всегда поддерживали дружбу между Украиной и Венгрией, а теперь существование этой «Дружбы» зависит от Венгрии».
Некоторые могли бы предположить, что его слова касаются не нефтепровода, а именно украинско-венгерской дружбы, но в контексте ударов ВСУ печатные СМИ и политики соседних стран правильно поняли посыл киевского режима.
При этом Словакия, в которую также идет эта ветка нефтепровода, в каком-то смысле, стала сопутствующим ущербом, а не целью настойчивых ударов Украины. Братислава, конечно, постаралась донести до Киева, что тот стреляет сам себе в ногу, но делала это без особого огонька. Вроде как, следуя принципу «положение обязывает».
По словам главы словацкого МИД Бланара, нефтеперерабатывающий завод «Словнафт», производящий топливо из российской нефти, является крупным поставщиком дизеля на Украину, покрывая 10% ее потребления: «Мы понимаем, что Украине тяжело, но для нас эта инфраструктура очень важна, тем более, когда мы видим, что Украина сама вредит своим интересам, рискуя остаться без топлива». Он даже успел обсудить вопрос с главой украинского МИД Сибигой, который «принял эту информацию к сведению и сообщил, что доведет ее до руководства».
Другими словами, Киев дал протокольный ответ, который его абсолютно ни к чему не обязывает, потому что актуальная информация о контактах с руководством других стран в любом случае подлежит докладу в Офис президента. Особенно, с учетом того, что Словакия занимает второе место (после Индии) по объему поставок дизельного топлива на Украину.
Тем не менее, Бланар, отрабатывая положенную повестку, пообещал продолжить «поднимать этот вопрос на европейском уровне», а также в ходе «видеозвонка с вице-премьер-министром Украины».
Гораздо более серьезно возмутился глава венгерского МИД Сийярто: «Зеленский использовал национальный праздник Украины, чтобы грубо пригрозить Венгрии». Он подчеркнул, что украинские удары по «Дружбе» – это «удары по нашей энергетической безопасности», которые «следует рассматривать как нападение на суверенитет».
Будапешт заявил, что «никакая война, к которой мы не имеем никакого отношения, не может служить легитимным объяснением нарушения нашего суверенитета», а также призвал Киев «прекратить угрозы в адрес Венгрии и отказаться от действий, ставящих под угрозу нашу энергетическую безопасность».
И тут совсем недипломатично поступил Сибига, ответив, что «не нужно указывать» Зеленскому что тому «делать или говорить, и когда». Он практически прямым текстом потребовал от Будапешта прекратить закупать российскую нефть: «Энергетическая безопасность Венгрии находится в ваших руках. Диверсифицируйте энергоносители и станьте независимыми от России, как и остальная Европа».
Забыл только добавить, что после того, как 1 января 2025 года киевский режим остановил транзит российского газа через Украину, вся «остальная Европа» стала покупать энергоносители гораздо дороже, чем раньше и все-равно не может отказаться от российского газа. Просто его цена увеличилась за счет намного большего плеча доставки (через Турцию) или закупок более дорогого сжиженного газа. Точно так же, прекращение работы нефтепровода «Дружба» приведет к тому, что за сырую нефть Венгрия и Словакия станут платить втридорога.
Вот только киевский режим это совсем не волнует. Для него главное, чтобы эти страны перестали ставить палки в колеса принятию Европой новых антироссийских санкций, выделению Украине десятков миллиардов евро финансовой и военной помощи, а особенно – началу процесса переговоров о членстве в ЕС.
Такое беспардонное усиление давления Киева на Будапешт объясняется, в первую очередь с тем, что Зеленскому кровь из носу необходимо начать переговоры о вступлении в ЕС в ближайшее время одновременно с соседней Молдавией.
Еврокомиссия всегда считала необходимым синхронизацию этого процесса с переговорами Брюсселя с Кишиневом, тем более что заявки обеих стран были поданы одновременно.
Однако венгерский премьер Орбан, со своей стороны, продвигает идею разделения Украины и Молдавии в процессе переговоров об их европейской интеграции. Проведение в Венгрии национального опроса, по итогам которого 95% голосовавших выступили против членства Украины в ЕС, показало, что Будапешт будет до конца отстаивать негативную позицию по украинскому вопросу.
Такой подход получается несправедливым по отношению к Молдавии, против переговоров с которой венгры не возражают. Поэтому Будапешт предлагает пропустить вперед Кишинев, тем более что через месяц в Молдавии состоятся парламентские выборы.
После очень условной победы вопроса выбора будущего Молдавии – в ЕС или без – на референдуме осенью прошлого года (когда большинство жителей страны выступило против, и итоговое «да» было получено только за счет зарубежной диаспоры), правительство Санду пообещало закончить переговоры о вступлении в ЕС до 2028 года. Вот только они еще и не начинались.
Именно поэтому до голосования на парламентских выборах ей необходимо предъявить обществу позитивный политический сигнал со стороны Брюсселя, которым должно было стать начало переговоров о вступлении Молдавии в ЕС. Вот только «привязка» к Украине, переговоры с которой полностью блокирует Венгрия, не позволяет Кишиневу начать этот процесс самостоятельно.
Таким образом, остается два крайних варианта: либо Будапешт отменяет свое право вето на переговоры Брюсселя с Киевом, либо Еврокомиссия начнет переговоры только с Молдавией, отложив Украину на потом. Иначе существует риск того, что проевропейские партии могут потерять большинство в молдавском парламенте на выборах в конце сентября.
Вот только Зеленский категорически против перспективы отдельных переговорных процессов двух стран: «Не может быть разделения между Украиной и Молдавией. По моему мнению, это было бы просто очень плохим шагом и, если такое разделение состоится, это автоматически будет означать, что Европа разделена».
Своими ударами по «Дружбе» он продолжает терроризировать Будапешт, пытаясь заставить его отменить венгерское вето на переговоры с Киевом. Времени до парламентских выборов в Молдавии осталось не так много, поэтому ЕС до 16 сентября придется принимать решение либо в пользу Украины, либо в пользу Молдавии. И Зеленский, используя энергетический шантаж, пытается избежать негативного для себя сценария.
Однако Будапешт не собирается сдаваться. Глава администрации премьера Гергей Гуйяш заявил: «Страны-члены ЕС сами устанавливают свой энергобаланс, так что Украину бы совершенно не касалось, у кого и откуда Венгрия закупает энергию, даже если бы она была членом ЕС, а она – не является». Он также напомнил, что «Венгрия ожидает от Еврокомиссии и Украины, что они выполнят свои обязательства в отношении безопасности нефтепровода “Дружба”».
Представитель МИД РФ Мария Захарова назвала бандитизмом удары ВСУ по нефтепроводу «Дружба»: «Подобная деятельность квалифицируется в международном праве в целом как террористическая. Это чистой воды бандитизм».
Тем не менее, киевский режим продолжает получать деньги от Еврокомиссии и ряда ее стран-членов, которые в ущерб интересам европейских граждан поддерживают страну, даже не являющуюся членом ЕС.
Представляю, как развернулась бы хунта Зеленского, если бы Украина уже была в ЕС.