Отбросив словесный камуфляж о «самообороне», Япония создаёт ударный авианосный флот

Японцы продолжают гордиться «блестящим ударом» по Перл-Харбору

Регистрируя билет на рейс Токио – Гонолулу тогда ещё существовавшей американской авиакомпании North-West Airlines, просил непременно место у иллюминатора. Было известно, что лайнер совершит посадку рано утром и мне очень хотелось увидеть очертания ставших в декабре 1941 года всемирно известными острова Оаху и военно-морской базы США Перл-Харбор. И представить себе, как в 7:55 утра 7 декабря взмывшие с шести японских авианосцев самолеты атаковали корабли этой крупнейшей на Тихом океане базы американского флота. 

Погода была ясная, из иллюминатора вынырнувшего из облаков самолета отчетливо просматривался знакомый по картам остров. Оставалось лишь представить, как японские самураи от авиации за штурвалом торпедоносца, штурмовика или истребителя выполняли задачу уничтожить как можно больше кораблей и личного состава противника…

2 сентября 1945 года в день подписания Японией на борту американского линкора «Миссури» Акта о безоговорочной капитуляции участникам церемонии и в голову не могло прийти, что пройдет не так уж много времени и наголову разбитая Япония, вновь вспомнив свое милитаристское прошлое, начнет создавать ударные авианосцы и другое вооружение, неизмеримо более мощное и смертоносное, чем в годы Второй мировой войны. Тем самым растоптав чаяния японского народа, поклявшегося в Основном законе страны Конституции никогда впредь не создавать армию, авиацию и военно-морской флот и торжественно провозгласив отказ от права ведения каких бы то ни было войн. Однако пришедшее на смену испытавшим ужасы войны и ее последствий поколений так называемое «син дзинруй» – «новое человечество», под воздействием массированной пропаганды об «окружении врагами» (дословно этими же страшилками пугали народ и в довоенной Японии) уже не столь решительно выступает против ремилитаризации страны и возвращения ей статуса военной державы. А значительная часть населения соглашается вычеркнуть из Конституции «мирную» 9-ю статью и признать законными уже входящие если не в пятерку, то уж точно в десятку мощнейших армий мира так называемые силы самообороны. А по размерам бюджетных ассигнований на наращивание мощи Вооруженных сил Япония и вовсе занимает первые строчки в списке ведущих стран мира.

Поддерживая эти настроения, японские правящие круги стимулируют искажённое изложение причин и хода войны, называют послевоенное ее описание и обличение милитаристского и нацистского режима «мазохизмом от истории». Книжные магазины Страны восходящего солнца непременно имеют разделы, посвященные «войне в Великой Восточной Азии», как именовались агрессивные военные действия японских армии и флота против Китая, стран Восточной и Юго-Восточной Азии, США и Великобритании, а также СССР. На книжных полках стоят издания, прославляющие «непревзойденное» японское оружие периода войны, подающие в выгодном свете проведенные операции японских вооруженных сил, убеждающие нынешнее поколение в том, что императорская Япония вела не захватнические, а «освободительные» войны.

И вот настало время, когда японское правительство, промышленные монополии и командование «сил самообороны» отбросили риторику об «исключительно оборонительном характере» японской военной политики и стратегии и объявили о введении в состав своих вооруженных сил наступательных ударных авианосцев. Сделать это стало возможным после отмашки американской администрации, которая, забыв свой прежний лозунг «Remember Perl Harbor!» – «Помни Перл-Харбор!», желает видеть своего главного дальневосточного военного союзника Японию во всеоружии для открытой конфронтации с КНР, КНДР и Россией. 

Дабы не шокировать свою и международную общественность, как всегда, японское правительство добивалось своих целей поэтапно. Сначала создавались вертолетоносцы для вспомогательных целей, затем так называемые легкие авианосцы и, наконец, ударные авианосцы с американскими самолетами на борту. Журнал «Сюкан бунсюн» не без удовлетворения сообщает об этом японцам и миру. Направленный освещать это рубежное событие корреспондент издания Сигэки Миядзима начинает свою статью с упоминания того, что первый послевоенный полноценный авианосец появился в «пацифистской» Японии в год 80-летия поражения Японии во Второй мировой войне, которую она совместно с нацистской Германией и фашистской Италией и развязала.

«В этом году непростой юбилей: исполнилось 80 лет со дня окончания Второй мировой войны. Неспроста именно в такую знаменательную дату Силы самообороны Японии наконец-то получили новейший малозаметный истребитель укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B. Этот самолет может гордиться своими летно-техническими характеристиками, но и без минусов, как водится, не обошлось: он сталкивается со многими проблемами, не характерными для обычных истребителей. Однако, как ключевой элемент новой системы обороны Японии, защищающей ее в небе и на море, он, несомненно, вызывает к себе большой интерес», – ведёт свой репортаж Миядзима.

Назвав момент обретения Японией авианосного флота «историческим», журналист не скрывает своего восторга по этому поводу, вспоминая вероломный удар по Перл-Харбору, вызвавший начало войны на тихом океане.

«Это ж надо, да я счастливчик: увижу своими глазами, как спустя восемьдесят лет после окончания Второй мировой войны палубные истребители наконец-то снова будут развёрнуты в Японии. И я смогу запечатлеть этот исторический момент на своих фотографиях! Я просто в трансе от восторга, я Избранный!

Должно быть, именно такие чувства испытывал подполковник Минору Гэнда, летчик морской авиации (создатель тактики массированного применения авианосцев и один из разработчиков плана нападения на Перл-Харбор. – А.К.), когда воскресным утром 7 декабря 1941 года по гавайскому времени встречал на авианосце "Акаги" палубный торпедоносец "Тип 97". Этот самолет пилотировал подполковник Мицуо Футида, командир первой ударной эскадрильи, только что нанесшей сокрушительный удар по Тихоокеанскому флоту США в Перл-Харборе», – изливает на страницах популярного еженедельника свой восторг, как видно, искренний поклонник милитаристской Японии и ее «славных побед над врагами» Миядзима. 

Он рассказывает о том, как появился в послевоенной Японии первый послевоенный авианосец: «Прошлой осенью эсминец–вертолетоносец "Кага" принял участие в учениях, которые прошли в Тихом океане у побережья Сан-Диего на западном побережье Соединённых Штатов. Эсминец морских сил самообороны "Кага" был переоборудован в авианосец, и с его летной палубы вверх взмывали истребители. Это были именно самолеты F-35B. В тот момент Япония наконец-то обрела свой первый за 79 лет после окончания Второй мировой войны авианосец».

Для того чтобы снять опасения по поводу дислокации самолетов авианосного флота на базе «сил самообороны» Нютабару, в частности оценить уровень шума, на демонстративные полеты были приглашены местные жители. Они должны были лицезреть совершенство американской техники – три вида посадки известных и как Lightning II самолётов на палубу авианосца: вертикально, на короткой дистанции и в штатном положении. Демонстрационный полет трех самолетов этого типа был направлен на то, чтобы познакомить жителей префектуры с его лётно-техническими характеристиками, и рассказать о том, как он будет полезен для национальной обороны, поясняет журналист.

В связи с происходящим напомним ранее цитируемую статью в ведущей газете Японии «Асахи симбун» доктора политологии автора книг по военной истории и геополитике Дзюн Китамуры, который не согласен с планами строительства в Японии авианосцев, что, как отмечалось выше, является серьезным нарушением объявленного ранее японским правительством «сугубо оборонительного характера сил самообороны». Следуя, по сути, американской стратегии ударов по противнику авианосной авиацией, японские военные считают, что в настоящее время для усиления военно-морского потенциала страны ей необходимы как минимум два новых больших авианосных корабля, каждый из которых, разумеется, потребует весьма значительных расходов на строительство. «Кроме этого, Японии нужно модернизировать имеющийся вертолетоносец типа «Идзумо» в легкий авианосец и дополнительно построить еще один такой корабль», – отмечает автор статьи. Для этого потребуется около 14 млрд долларов. Естественно, огромных расходов потребует укомплектование их палубной авиацией, придание групп надводного и подводного сопровождения, подготовка офицерского состава и военных летчиков и другие мероприятия.

По утверждению Китамуры, оснащения военно-морского флота Японии ударными системами требуют американцы: «Американские военные советники настаивают на том, чтобы Япония всемерно развивала свои военно-морские силы (включая авианосные корабли), ВВС и в особенности морскую авиацию, ракетные соединения (баллистические ракеты), космические войска. Американцы рекомендуют японцам усиливать свой ракетный потенциал среднего радиуса действия, который "доставал" бы до материкового Китая и Северной Кореи». При этом эксперт разъясняет, что обладая такими средствами для «ударов сдерживания», читай превентивных, «Япония могла бы атаковать ракетами со своей территории авиационные и ракетные базы, расположенные в Китае или Сибири, с которых возможно было бы нападение на нашу страну». В дополнение к этому отмечается, что «Япония могла бы использовать бомбардировочную авиацию со своих авианосцев, приблизившихся к прибрежным водам Китая и Сибири, для ударов по военным объектам внутри материковой части Китая и России». 

Это подтверждается и тем, что, находясь в тесном военном союзе с США, Токио не может абстрагироваться от открытых заявлений президента США Дональда Трампа и его генералов, которые при формулировании стратегии национальной безопасности США называют своими главными военными соперниками КНР и Россию. Такого абстрагирования решительно не позволит Вашингтон, неизменно рассматривающий Японию «непотопляемым авианосцем» в противостоянии с указанными государствами. 

Китамура и на это обращает внимание, сообщая, что не собирающиеся уходить из Японии американские политики и военные имеют скрытый замысел присутствовать в этой стране главным образом соединениями и частями морской пехоты. «Американский корпус морской пехоты, расквартированный в Японии, является мощным видом вооруженных сил, располагающим своей собственной истребительной и бомбардировочной авиацией, и по существу представляет собой полноценную сухопутную армию. Не рекомендуя Японии укреплять свои подразделения морской пехоты, а вместо этого усиливать ВМС, ВВС и ракетные войска, США тем самым делают свои многочисленные соединения морских пехотинцев долговременным фактором американского военного присутствия на японской земле», – отмечает учёный.

В заключение японский политолог предостерегает от слепого следования военной политике и стратегии США, которые «естественным образом пытаются извлечь из военного союза с Японией свои собственные выгоды». За этим следует рекомендация как можно скорее освободиться от положения «вассального» по отношению к Америке в военном смысле государства и разработать и проводить собственную оборонную стратегию.

Однако доктор Китамура, похоже, не придает должного значения тому, что не только в США, но и в самой Японии есть весьма влиятельные силы, в том числе крупный капитал, которые заинтересованы в бурном развитии военно-промышленного комплекса страны, в том числе для выхода из затянувшейся на десятилетия стагнации японской экономики. И строительство дорогостоящего авианосного флота сулит немалые возможности для оживления экономической конъюнктуры в стране. 

Другие материалы