На фоне непрекращающихся провокаций в странах Европы с неизвестными дронами, которые в Европе называют «российскими», хотя все знают, что оны выгодны Киеву, руководители стран ЕС собрались 1 октября на неформальный саммит в Копенгагене. Столица Дании - одна из стран, в которой последние дни неоднократно наблюдали те самые беспилотники.
В повестке дня стояли разные задачи. Это и «стена дронов», чтобы защититься от «российской агрессии», и помощь киевскому режиму, запасы оружия и денег которого несколько иссякли за счёт воровства заблокированных в Европе российских активов, а также обход права вето Венгрии для начала переговоров о вступлении Украины в ЕС.
Готовясь к обсуждению вопроса создания «стены дронов», европейцы понимали, что не смогут это сделать без поддержки США в виде американских систем ПВО и истребителей. Да вот несколько забыли, что бюджетный год за океаном не совпадает с европейским и начинается 1 октября. А тут, как нарочно, в США начался шатдаун, потому что новый бюджет до сих пор не принят.
Поэтому ни «стену дронов», ни какую-либо бесполетную зону на Западной Украине, о которой размышляют европейские глобалисты, Вашингтон обсуждать абсолютно не намерен. Пока, во всяком случае.
Как отметило британское издание The Telegraph, странам, которые захотят ввязаться в подобную авантюру, предстоит действовать с минимальной поддержкой США, потому что Америка сейчас перераспределяет бюджет в интересах обороны страны и планирует уделять больше внимания противостоянию с Китаем, а не проблемам Европы. Таким образом, основными действующими лицами станут европейские члены «коалиции желающих».
Накануне встречи в Копенгагене глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила о выделении Украине 2 миллиардов евро на закупку дронов. Очевидно, что в итоге платить за выделенные Киеву средства придется европейским налогоплательщикам. Лидер французской партии «Патриоты» уже отметил, что 400 млн евро «заплатят французы, в то время, когда их просят “затянуть пояса”».
На самом деле, на его месте, следовало бы спросить европейских лидеров, не окажутся ли в скором времени закупленные на эти деньги беспилотники в небе стран Европы под видом «российских».
Вопрос выделения Киеву 140 млрд евро «репарационного займа» за счет российских активов еще до своего обсуждения натолкнулся на сопротивление Бельгии, которая не хочет единолично отвечать за возможное решение ЕС (основная масса заблокированных активов РФ находится в Бельгии и Люксембурге). Поэтому на саммите Бельгия потребовала от других стран-членов взаимно разделить ответственность за изъятие российских активов в случае возможных судебных исков со стороны Москвы.
Свои сомнения также высказал премьер Люксембурга Фриден: «Как будет погашаться такой заем? Что произойдет если Россия не выплатит репарации по мирному оглашению? Поэтому все предложения приветствуются, но сначала мы должны убедиться, что это сработает на практике и определить, кто в конечном итоге будет нести ответственность».
Такой подход неожиданно поддержал и лучший друг Зеленского – французский президент Макрон: «Когда активы замораживаются, нужно уважать международное право».
Однако Еврокомиссия утверждает, что нашла «юридически обоснованный способ» для реализации механизма использования российских денег, что нашло понимание у ряда политиков. Датский премьер Фредериксен активно поддержала предложение Брюсселя: «Я считаю, что сама идея использования замороженных активов – хорошая».
Тем не менее Европа опасается воровать российские деньги в одиночку. По информации издания Politico, европейские члены G7 (Германия, Италия и Франция) призвали США и Японию вместе начать использование замороженных активов РФ для помощи Украине.
Доверие к евро уже подорвано, но европейцы хотят, чтобы и доллар с иеной взяли на себя аналогичные риски, и у других стран было меньше оснований перевести свои активы в эти валюты.
С другой стороны, по сообщению агентства Bloomberg, Россия разрабатывает свой план по конфискации зарубежных активов в случае мер ЕС по изъятию ее заблокированных средств. Как сообщается, в ответ на любые шаги Европы Москва может национализировать и быстро распродать находящиеся в России иностранные активы в рамках нового механизма приватизации.
30 сентября Президент РФ Владимир Путин подписал указ, разрешающий ускоренную продажу госактивов в особом порядке. Под угрозой ответной экспроприации окажутся сотни работающих в России западных компаний – от банковского дела до производства потребительских товаров, которые могут быть национализированы, а затем быстро распроданы.
Но вернемся к саммиту в Копенгагене. Если «стена дронов», которую Европа хочет создать на своих восточных границах, как и использование российских активов остались на этапе обсуждения, то стена венгерского вето на начало переговоров с Украиной о вступление в ЕС, о которую бьется Еврокомиссия, оказалась прочнее железобетонной.
При правительстве Орбана, то есть как минимум до апреля 2026 года, когда в Венгрии состоятся очередные парламентские выборы, преодолеть ее на основании существующих процедурных правил ЕС практически невозможно. А что делают представители Запада, если не могут их обойти? Правильно, меняют правила на более удобные.
Ярый поклонник хунты Зеленского финский президент Стубб заранее согласился на любые изменения, даже в обход законодательства ЕС: «Лично я одобряю любой механизм принятия решений, который обеспечивает больше гибкости и меньше возможности блокировать. Особенно в случае с Украиной».
Вот только Будапешт не собирается сдавать свои позиции. По мнению премьера Орбана, членство Украины в ЕС сейчас излишне и может обернуться войной в Европе: «Конфликтная ситуация настолько напряженная, что если кто-то из серьезных игроков, более крупная страна, чем Венгрия, совершит ошибку, из этого может выйти что угодно, даже мировая война».
Издание Politico отмечает, что позицию Венгрии по сохранению единогласного принятия решений разделяют Франция, Нидерланды, Греция и ряд других стран. Афины выступают против приема в ЕС Албании и Турции (против нее также выступает Париж). Болгария – против Северной Македонии, а Хорватия – против Сербии. И никто из них не хочет лишаться права вето.
Поэтому попытка Еврокомиссии продвинуть идею квалифицированного большинства, которое позволит обойти Венгрию, чтобы начать технические переговоры о вступлении Украины в ЕС, не нашло на саммите поддержки большинства стран-членов.
Таким образом, итоги неформального саммита ЕС оказались весьма неутешительными. Никаких конкретных мер согласовать не удалось – ни «стены дронов», ни 140 миллиардов для Киева, ни начала переговоров Украины о вступлении в ЕС. Все ограничилось пустыми политическими заявлениями.
2 октября в Копенгаген приехал Зеленский, чтобы, как он рассчитывал, собрать урожай нужных ему решений ЕС. Накануне в соцсетях он буквально потребовал их принятия: «Европа должна сдержать свои обещания, также, как страны-кандидаты выполняют свои обязательства. Спасибо, и мы рассчитываем на результаты».
Несмотря на то что накануне Киев получил очередной транш в сумме 4 миллиарда евро из доходов от российских активов, Зеленскому этого мало, и он, как жадный раджа из «Золотой антилопы», хочет больше денег, чтобы спускать их на ВСУ и оружие (ну и себя не забывать).
Глава бюджетного комитета Верховной рады Пидласа заявила, что деньги на выплаты военным в бюджете есть, но после 1 ноября их будет недостаточно. Поэтому сейчас идут переговоры с международными партнерами, чтобы разрешить использование европейских средств в сумме 6 млрд евро на зарплаты военным: «Украина достигла границы своего собственного ресурса, который мы можем использовать на оборону».
Выходит, что даже со щедрым финансированием Запада и использованием всех собираемых внутри страны средств на ВСУ хунте Зеленского всё равно не хватает денег на продолжение активных боевых действий.
Американское издание The Wall Street Journal уверено, что «проблема для Киева уже некоторое время заключается в том, что у них нет денег на [военное] производство». Разрекламированные киевской властью ракеты «Фламинго» являются пиар-акцией, чтобы получить больше западного финансирования.
В этой связи очень символично, что саммит ЕС в Копенгагене не принес никаких желаемых для Киева результатов. Даже откладывание рассмотрения этих вопросов на следующую встречу уменьшает возможности хунты Зеленского сопротивляться российским войскам.