Поставки атомных подлодок Австралии подорвут морскую силу Америки

AUKUS почти не виден

20 октября 2025 года президент Дональд Трамп в ходе встречи с премьер-министром Австралии Энтони Албанезе подтвердил, что Соединённые Штаты передадут Австралии атомные ударные подводные лодки класса «Вирджиния» в рамках партнерства AUKUS. 

«США хотят ускорить оснащение Австралии атомными подводными лодками в рамках трехстороннего соглашения между США, Австралией и Великобританией с целью укрепления подводных сил Австралии, нацеленных на противодействие влиянию Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. 

В рамках соглашения, известного как AUKUS, США продадут Австралии до пяти атомных подводных лодок класса "Вирджиния", поставка которых намечена на 2032 год. Кроме того, Австралия и Великобритания будут координировать строительство дополнительных ударных подводных лодок для австралийского флота. 

Однако президент Дональд Трамп заявил журналистам, что рассчитывает на более быстрые сроки, когда его спросили, заинтересован ли он в ускорении процесса», сообщает Fox News.

«Подводная лодка “Вирджиния” является ядром американской подводной войны и одной из самых передовых многоцелевых боевых платформ в мире. Разработанный для операций в открытом океане и прибрежной зоне, этот класс превосходен в широком спектре профилей миссий. Каждая подводная лодка вооружена двенадцатью ячейками вертикальной пусковой установки (VLS) для крылатых ракет наземного назначения Tomahawk с дальностью полета более 1600 километров, что обеспечивает возможность нанесения удара из-под поверхности. Кроме того, лодки несут четыре 533-мм торпедных аппарата, способных запускать торпеду Mk 48 ADCAP, тяжелое оружие, предназначенное для поражения надводных кораблей и подводных лодок противника с высокой точностью поражения. Класс Virginia также может развертывать сенсоры морского дна, подводные беспилотники и беспилотные подводные аппараты, что повышает его эффективность в операциях по сбору разведывательной информации и наблюдению», – отмечает бельгийский военный портал Army Recognition. 

Одной из отличительных особенностей этой подлодки является её способность выполнять задачи специального назначения. Для поддержки развертывания спецподразделений ВМС США «Морские котики» или других спецподразделений, а также для доставки боевых пловцов на подводных лодках может быть установлен специальный отсек на сухой палубе, что позволяют скрытно высаживать и эвакуировать десант в прибрежной зоне противника в условиях боевых действий. Подлодка также оснащена передовым гидролокационным комплексом, включающим носовые активные и пассивные антенные решетки, фланговые антенные решетки и буксируемые пассивные антенные решетки для дальнего обнаружения подводных угроз. Оптоэлектронная мачта заменяет традиционные перископы цифровыми датчиками изображения и лазерными дальномерами, что сокращает время, необходимое подводной лодке для нахождения на перископной глубине.

«Между тем сделка AUKUS оказалась не слишком надежной, поскольку США столкнулись с собственными проблемами, связанными с возможностями судостроения.

Согласно докладу Исследовательской службы Конгресса США, опубликованному в марте, нехватка рабочей силы и неразвитая цепочка поставок в судостроительной отрасли США могут помешать реализации соглашений. В докладе также предупреждается, что ВМС США будут испытывать нехватку ударных подводных лодок в течение 20 лет.

Согласно отчету, хотя ВМС заказывали по две лодки ежегодно в течение последних 10 лет, с 2022 года американские верфи смогли производить лишь одну подводную лодку класса “Вирджиния” в год», – отмечает Fox News.  

В июле 2025 года нежелательный в России американский аналитический центр RAND Corporation опубликовал, как мы писали, доклад United States Navy Force Structure. The Challenge of Global Crisis Response (Структура военно-морских сил Соединенных Штатов Америки. Вызов глобального кризисного реагирования). Автор доклада – ветеран ВМС США, старший научный сотрудник RAND Брэдли Мартин является ведущим американским экспертом по проблематике военно-морских сил и операций.

Самая большая проблема американского военно-морского флота – это деградация его индустриальной базы, признает Мартин, не называя причин.

Однако на эту тему еще в июле 2019 года Управление по промышленной политике Пентагона (Office of Industrial Policy, INDPOL) опубликовало доклад «Возможности промышленности» (Industrial Capabilities), в котором детально проанализированы все болячки американской оборонной промышленности. Главной проблемой названа монополизация. Две трети военных госзаказов достается лишь шести фирмам – Lockheed Martin, Northrop Grumman, Raytheon, General Dynamics, BAE Systems и Boeing. А остальные 30 тысяч оборонных компаний на подхвате, то бишь на субподряде у забронзовевшей «большой шестёрки».

Больше всего пострадало от монополизма военное кораблестроение.

По данным Счётной палаты США (GAO), из-за ограничений в инфраструктуре и рабочей силе «ни один из семи судостроителей, которые строят боевые корабли ВМС, в настоящее время не в состоянии выполнить задачи ВМС по поставке кораблей». Более того, узкие места в судостроении США сохраняются. Несмотря на недавние федеральные инвестиции, темпы строительства подводных лодок класса «Вирджиния» упали с 1,2 подлодки в год в 2023 году до 1,15 в 2024 году, что значительно ниже целевого показателя ВМС в 1,5. Одних лишь финансовых ресурсов при нехватке производственных мощностей и квалифицированных кадров недостаточно для быстрого расширения производства.

Заместитель министра обороны США по политическим вопросам Элбридж Колби давно и настойчиво выражал свою обеспокоенность по поводу экспорта АПЛ класса «Вирджиния» до того, как внутреннее производство будет увеличено. 

Его мнение разделяет и адмирал Дэрил Кодл, новый начальник военно-морских операций Пентагона, который прямо заявил: «Единственный способ выполнить соглашение с AUKUS [по продаже подлодок Австралии] – это выйти на темп строительства 2,3».

Тем самым адмирал признал, что судьба AUKUS полностью зависит от выполнения США обязательство по поставке Австралии подлодок «Вирджиния». 

Достаточно долгое время шансы на выживание скроенного американцами на коленке военного блока были довольно эфемерными.

«Пока что AUKUS жив. Его выживание при Трампе отражает сохранение более глубокого двухпартийного консенсуса в Вашингтоне: укрепление военного потенциала Австралии отвечает долгосрочным стратегическим интересам Америки, особенно учитывая, что Индо-Тихоокеанский регион, по всей видимости, останется в центре соперничества великих держав. Но это азартная игра, основанная на предположении, что Соединённые Штаты смогут восстановить свой подводный флот быстрее, чем их противники смогут подорвать их подводное могущество. Если эта ставка не оправдается, флот Соединённых Штатов могут оказаться в крайне напряжённом положении, когда он им больше всего нужен», – пишет аналитик Foreign Policy Research Institute Эмма Солсбери.

Поскольку никакого ускорения строительства подлодок не предвидится, этим летом Пентагон под давлением Элбриджа Колби застал законодателей и союзников врасплох, объявив о необходимости пересмотра сделки, чтобы «гарантировать, что инициатива соответствует здравому смыслу и критерию "Америка прежде всего"».

Трамп все же продавил сопротивление противников поставки подлодок Австралии, заключив сделку со страной кенгуру по принципу «редкоземы в обмен на подлодки». 

Премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе в ходе официального визита в Вашингтон 20 октября подписал с Дональдом Трампом рамочное соглашение в сфере критически важных минералов. Согласно документу, Вашингтон и Канберра обязались инвестировать как минимум по $1 млрд каждый в течение следующих шести месяцев в проекты по добыче и переработке редкоземельных элементов (РЗЭ). Белый дом уточнил, что эти инвестиции нацелены на месторождения общей стоимостью $53 млрд.

В рамках этого соглашения Экспортно-импортный банк США (EXIM) направил семь писем о намерениях инвестировать более $2,2 млрд в проекты горнодобывающих австралийских компаний, в том числе Arafura Rare Earths, Northern Minerals, Graphinex, Latrobe Magnesium, VHM, RZ Resources и Sunrise Energy Metals.

Отдельным пунктом документа стали инвестиции в проект американского металлургического гиганта Alcoa по строительству завода по производству галлия в Западной Австралии. Пентагон примет участие в его финансировании, а австралийское правительство предоставит до $200 млн льготного финансирования в обмен на право выкупа части продукции. Ожидается, что предприятие сможет обеспечить до 10% мировых поставок галлия, который используется в полупроводниковой и оборонной промышленности.

Президент Трамп, как сообщает Reuters, выразил оптимизм по поводу сделки: «Примерно через год у нас будет столько критически важных минералов и редкоземельных металлов, что вы не будете знать, что с ними делать».

Трамп ничего не сказал по поводу перспектив ускорения строительства подлодок «Вирджиния», потому что сказать ему было на этот счет нечего.

По данным Бюджетного управления Конгресса США, в стране «ожидается почти десятилетнее сокращение парка атомных ударных подводных лодок из-за партнерства AUKUS».

«В случае продажи от трёх до пяти ударных подводных лодок класса “Вирджиния” Королевскому ВМС Австралии, в середине 2030-х годов количество ударных лодок [в составе ВМС США] сократится, поскольку верфи не смогут компенсировать поставку этих лодок Австралии.

Спад, который, по оценкам, начнётся в 2037 году, будет удерживать количество ударных лодок США на уровне от 40 до 50 в течение примерно десятилетия, что означает, что ВМС всё ещё не смогут достичь своей цели – 66 ударных подводных лодок», – отмечают аналитики Военно-морского института США.

На поверку выходит, что за австралийские редкоземы Америка заплатит деградацией своего подводного флота и вытекающей из этого упрямого факта потерей военного смысла блока AUKUS. 

Трампу так хочется выглядеть победителем всех и вся, что он не видит разницы между «быть» и «казаться».

Но мы не будем переживать по этому поводу.

Другие материалы