Проукраинское правительство в Кишиневе, или Куда движется Молдавия?

Будущий премьер и его команда имеют глубокие связи с Украиной и Западом

После множества нарушений на парламентских выборах в Молдавии месяц назад, когда президент Санду сделала все для получения правящей партией «Действие и солидарность» (PAS) большинства в парламенте, она принялась за формирование нового состава правительства.

Как ожидается, новым премьером страны станет бизнесмен, президент французского культурного центра Alliance française в Молдавии Александр Мунтяну. Выходец из Молдавской ССР, он закончил физический факультет Московского государственного университета им. Ломоносова (Россия), а также Колумбийский университет (США). 

За время своей карьеры он работал в Институте прикладной физики Академии наук Молдавии, преподавал в Техническом университете Кишинева, занимал руководящие должности в Национальном банке Молдовы, а также работал во Всемирном банке, расположенном в США.

Вернувшись из Вашингтона в Кишинев в 1997 году, он занимал должность заместителя директора Центра стратегических исследований и реформ, затем возглавлял представительство американского инвестиционного фонда Western NIS Enterprise Fund и преподавал в Свободном университете Молдовы, а позднее основал Американскую торговую палату в Молдавии (AmCham Moldova).

Переехав на Украину, Мунтяну в 2007 году возглавил департамент прямых инвестиций в инвестиционной компании Dragon Capital, а в 2016 году – основал компанию 4i Capital Partners, которая занималась инвестиционными проектами в Белоруссии, Молдавии и на Украине.

Вдобавок к молдавскому гражданству у Мунтяну есть гражданство США и Румынии, что не противоречит молдавскому законодательству. Кстати, румынское гражданство есть у многих представителей кишиневской власти, как и у большого количества молдавских граждан.

Выбор кандидатуры Мунтяну на должность нового молдавского премьера многие сочли странным из-за того, что он никогда не участвовал в политике, не состоял в провластной партии PAS и долгие годы жил за пределами страны, включая около 20 лет – на Украине. В Киеве также сосредоточен его основной бизнес.

Интересно, что предложение от Санду он получил еще до того, как результаты парламентских выборов были утверждены Конституционным судом, а имевшие место консультации с фракциями в парламенте 24 октября стали чистой формальностью, поскольку о кандидате уже знала вся страна.

Некоторые полагают, что Мунтяну – это временный выбор. Что-то вроде бычка на заклание или камикадзе, который должен сделать «грязную работу» в интересах Санду. И в первую очередь речь идет о проблеме Приднестровской молдавской республики (ПМР).

Прошлой зимой Кишинев уже пытался устроить энергетическую блокаду Приднестровья, перекрыв поставки российского газа с 1 января. Теперь же возможны другие, более жесткие методы приведения ПМР под свой контроль.

У Кишинева и Киева долгие годы наблюдается много общих черт.

Во-первых, наличие территорий, которые центральная власть давно не контролирует.

Кишинев считает ПМР, которая была образована еще до развала СССР и отвоевала свою независимость во время вооруженного конфликта в 1992 году, неотъемлемой частью своей территории, унаследованной со времен Молдавской ССР. Однако уже более 30 лет ПМР является непризнанным государством, половина населения которого имеет российское гражданство.

Точно так же Киев с 2014 года уверен, что Крым и Донбасс – это украинские территории, не говоря даже о Запорожской и Херсонской областях. Однако все эти исторические территории Новороссии уже не первый год являются конституционными регионами РФ.

Во-вторых, Киеву и Кишиневу мешает существование пророссийского Приднестровья.

Наличие сотен тысяч граждан России в анклаве ПМР, которая показывает свой путь развития и выживает на протяжении десятков лет своего существования, очень раздражает и Кишинев, и Киев. Кроме того, хунта Зеленского давно точит зубы на склады советского оружия, которые со времен СССР хранятся на территории Приднестровья.

Идеальным решением для обеих столиц стало бы возвращение Кишиневу полного контроля над Приднестровьем и передача Киеву находящегося там советского оружия. Именно поэтому они и строят свои планы, намереваясь сообща уничтожить пророссийскую ПМР.

В-третьих, желание власти загнать страну в евроинтеграционные структуры.

Кишинев и Киев в марте 2022 года одновременно подали заявки на вступление в ЕС и стремятся сделать это в одной волне расширения как можно скорее.

Наличие территориальных проблем делают возможным похожие подходы к вопросу интеграции Молдавии и Украины в ЕС. Конечно, в том случае, если все страны-члены на это согласятся, что очень маловероятно, судя по жёсткой позиции Будапешта по отношению к киевскому режиму.

Нельзя отрицать, что кандидатура Мунтяну очень устраивает страны Запада. И его американское и европейское гражданство, и крепкие связи с Францией, и бизнес-интересы на Украине, так же как и опыт жизни в украинской информационной среде, десятилетиями работающей на русофобию и навязывание интеграции в ЕС.

Кроме того, еще несколько лет назад на встречах в Молдавии он представлялся как «американец молдавского происхождения», что показывало его принадлежность к диаспоре, хорошо устроившейся за рубежом. У него нет собственного жилья в Кишиневе, и он не собирается его покупать, поскольку не исключает своего отъезда из страны после завершения срока пребывания в должности премьера.

Вероятно, кандидатура Мунтяну на пост премьера появилась не просто так. По некоторым данным, в августе этого года Мунтяну присутствовал на закрытой встрече молдавских политиков с французским президентом Макроном, немецким канцлером Мерцем и польским премьером Туском, которые приезжали в Кишинев, чтобы поддержать Санду.

Украинские СМИ, описывая будущего молдавского премьера, очень удивляются тому, что некоторые чувствительные для киевских политиков моменты проходят незамеченными в Кишиневе. Это и множественное гражданство (вспомним сидящего в киевской тюрьме олигарха Коломойского с несколькими паспортами), и долгий срок жизни за границей, и нежелание брать на себя обязательство продолжать жить в стране после завершения срока премьерских полномочий. То есть все, что показывает отсутствие крепких связей со страной, и является «красной картой» для украинских политиков.

Но, с другой стороны, это означает, что в качестве премьера Мунтяну сможет осуществить любые болезненные для страны и общества реформы, а затем собрать свои чемоданы и уехать в США, Румынию или Украину, ну или куда ему захочется.

Среди планируемых в Молдавии изменений находится административно-территориальная реформа. Ссылаясь на «неэффективное советское наследие», Кишинев хочет поменять административные границы регионов, в том числе с целью достижения изменений политической раскладки. Это может коснуться не только обычных районов, но и таких регионов как Приднестровье и Гагаузия, где очень не любят власть в Кишиневе.

После выборов прошлого и этого года у партии власти есть все статистические данные о том, где терпеть не могут ни PAS с Санду, ни «европейский выбор», обманом навязанный обществу на референдуме год назад.

Вдобавок в процессе переговоров о вступлении в ЕС (если они откроются) Мунтяну может провести непопулярные решения и легко сдать интересы простых граждан, на которые не согласился бы любой другой молдавский политик.

В Киеве такой подход официального Кишинева будет только приветствоваться, о чем уже говорят украинские политики. Например, бывший посол в США Оксана Маркарова, знакомая с Мунтяну еще с 1997 года, когда они вместе работали в Американском фонде прямых инвестиций, считает, что его будущее назначение – это «хорошая новость в первую очередь для Молдавии, а также и для Украины, и для ЕС».

В интервью украинским СМИ Маркарова отметила, что Мунтяну – молдаванин, для которого «Украина, США, Франция и Европа в целом не чужие, а являются частью совместной ценностной идентичности». По ее словам, он «не просто верит в европейский проект, но живет европейскими ценностями, говорит ими, хорошо понимает, кто такие россияне и какую опасность представляют российские имперские амбиции и вражеские действия по отношению к нашему региону».

О намерениях нового молдавского правительства и дальше семимильными шагами двигаться в ЕС говорит и тот факт, что вице-премьером по вопросам европейской интеграции остается Кристина Герасимова, а главой МИД – Михаил Попшой. Кстати, последний неплохо знает украинский язык.

А на должность вице-премьера по реинтеграции Приднестровья приезжает человек из Киева – пока еще посол Молдавии на Украине Валерий Киверь. Причем лоббировал его на эту должность не Мунтян, а снова-таки президент Санду.

Позицию Киверя и его будущий подход к решению «проблемы Приднестровья», уверен, сформировали несколько лет его пребывания в Киеве, куда он прибыл за несколько недель до начала СВО: «Геостратегическая позиция очень изменилась. Украина уже не та, которой она была до 2013 года, когда она молчаливо поддерживала тираспольский режим и когда вся военная логистика обеспечивалась украинским транзитом. Теперь этого уже давно не происходит».

Украинские СМИ уже публикуют статьи под названием «Приднестровью готовят деоккупацию», а киевская власть рассчитывает, что Кишинев все-таки решится «разрубить гордиев узел» Приднестровья.

На днях Мунтяну заявил о появлении возможности «реинтегрировать эту часть Молдавии» экономическим путем с учетом «сложной ситуации, в которой оказалось Приднестровье». По его словам, для интеграции Молдавии в ЕС наличие неподконтрольного региона «является проблемой».

В итоге следующее правительство в Кишиневе легко можно назвать украинским или проукраинским, поскольку планируемые в Молдавии реформы и намерения его действий по отношению к ПМР целиком и полностью одобряются киевским режимом.