18 декабря 1940 года Гитлер подписал план «Барбаросса», на котором было увековечено имя императора Священной Римской империи XII века. По преданиям, он был непомерно жесток и для достижения своих целей выбирал любые средства. Таким был и беспощадный план нацистов – захватить территорию СССР и поработить его население. На реализацию своей цели немецкие военные отводили не более пяти-шести месяцев.
Гитлер был уверен, что военная операция станет началом триумфа Третьего рейха. Короткий и четкий план содержал слова, которые ласкали слух и будоражили воображение нацистов: «разгромить», «окружить», «уничтожить», «оккупировать». При чтении документа казалось, что слышны отрывистые команды, стук сапог, грохот танков, шум самолетных винтов и артиллерийская канонада.
Но план «Барбаросса» оказался мифом, а Гитлер и его соратники – наивными мечтателями. Они отвергли реалии – потенциал Красной армии, характер советского народа, возможности экономики, промышленности. И пошли по пути, который привел к катастрофе.
У Германии был идеальная позиция на востоке – пакт о ненападении с СССР и выгодное торговое соглашение. Берлин получал от Москвы нефть, зерно, хлопок, руду, чугун, платину, медь, никель и имел все возможности для расширения сотрудничества.
Однако Гитлер презрел здравый смысл. И наставления великого Бисмарка, предостерегавшего от войны с восточным гигантом: «Заключайте союзы с кем угодно, развязывайте любые войны, но никогда не трогайте русских»!
…На кадрах еженедельного кинообозрения Die Deutsche Wochenschau – события 22 июня 1941 года. Берлинское утро. Немцы, приникшие к радиоприемникам. Геббельс зачитывает меморандум о начале войны. Рассвет на советско-германской границе. Первые группы вторжения. Первые залпы. Первые пленные красноармейцы. И все это – под звуки фанфар.
Для покорения России Гитлер собрал невиданные силы. Это был аналог нынешнего НАТО: дивизии Германии, Венгрии, Италии, Финляндии, Румынии. Их поддерживали соединения поляков, французов, словаков, чехов, голландцев, норвежцев, хорватов, датчан, албанцев. На Третий рейх работали инженеры, конструкторы и рабочие всей Европы. К интервенции были применимы слова Льва Толстого о нашествии Наполеона в «Войне и мире»: «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию...»
В Германии царила эйфория. Но недолго. Уже через несколько дней после начала Великой Отечественной министр пропаганды Йозеф Геббельс записал в дневнике: «Дела в основном идут хорошо, однако русские сопротивляются сильнее, чем предполагалось вначале. Наши потери в людях и материальной части значительны…»
Проходит еще несколько дней, и тревога усиливается: «На Восточном фронте боевые действия продолжаются. Усиленное и отчаянное сопротивление противника... У противника много убитых, мало раненых и пленных... В общем, происходят очень тяжелые бои. О «прогулке» не может быть и речи. Красный режим мобилизовал народ. К этому прибавляется еще и баснословное упрямство русских…»
Воины под красными знаменами дрались с мрачной решимостью. Они сражались до тех пор, пока могли стрелять, колоть штыком, душить врага. Их могла остановить только смерть. Немцы двигались вперед лишь через скопище бездыханных тел.
«Русские держались с неожиданной твердостью и упорством, даже когда их обходили и окружали, – писал немецкий генерал Курт фон Типпельскирх. – Этим они выигрывали время и стягивали для контрударов из глубины страны все новые и новые резервы, которые к тому же были сильнее, чем это предполагалось... противник показал совершенно невероятную способность к сопротивлению».
Не только Типпельскирх, но и другие германские генералы еще в сорок первом осознали, что ввязались в жуткую авантюру. Постепенно они расставались со всеми иллюзиями, хотя вермахт еще продолжал наступать. Но благородная ярость, вспыхнувшая в сердцах краснозвездных воинов, была неукротима.
…Не ведомо, знал ли Фридрих Мерц, что ровно 85 лет назад Гитлер решился на войну с Россией. Но символично, что нынешний канцлер Германии готов пойти по тому же губительному пути именно сейчас и в сейфы немецких военных лёг Operationsplan Deutschland – «Оперативный план Германия». Согласно этому документу, 800 тысяч военных ФРГ и других стран НАТО в 2029 году будут переброшены «на восток, к линии фронта».
То, что план декларирован как оборонительный, «на случай нападения России», не меняет сути: Германия, как и в сорок первом, мечтает разгромить Россию. И снова, как во времена Гитлера, к маршу готовится вся европейская рать.
Но если в сорок первом экономика Третьего рейха, армия и население страны были готовы к войне, то сейчас картина иная. В Германии все плохо: инициированный Берлином разрыв с Россией подорвал экономику и нарушил благополучие во всех сферах жизни. Жители страны выступают против войны, да и армия к ней не готова. И не факт, что бундесвер обретет силу в будущем – денег на модернизацию армии нет, да и молодежь выступает против обязательной службы. Недавно 90 (!) городов Германии сотрясли демонстрации под красноречивым названием «Лучше жить под властью Путина, чем воевать».
«Примечательно, что план предусматривает не только размещение в Германии ошеломляющего контингента НАТО численностью почти в миллион человек, – пишет американский журнал The National Interest. – Предполагается, что частные европейские оборонные фирмы будут объединены с правительственными учреждениями. Никто не осмелился спросить, что хорошего в том, чтобы превращать немецкие предприятия в военных спекулянтов, когда они могли бы запросто развивать дальше еще недавно внушительную экономику Германии за счет взаимовыгодной торговли с Россией».
Так зачем же разработан «план «Барбаросса – 2»?
Руководство НАТО утверждает, что к 2029 году Россия обрушит всю свою накопленную военную мощь на Европу. Хотя все знают, что в планах Москвы такой сумасбродной идеи нет. Но она нужна Западу и особенно Германии, чтобы буквально до смерти напугать своих граждан. Чтобы они, испытывая нарастающие трудности, обреченно молчали. И не вздумали протестовать даже против самых «смелых» инициатив.
Между прочим, в январе прошлого года на страницах Bild появилось сообщение, что издание получило некий секретный документ, в котором утверждалось, что РФ нападет на страны Восточной Европы летом 2025 года.
Сейчас о том «плане» уже забыли. Но появился новый. По этому случаю вспомнилось мудрое высказывание: «Безумие – это повторение одних и тех же действий и ожидание разных результатов».
Увы, история никого ничему не учит. Мерц и его соратники словно запамятовали, что их предки в ХХ веке развязали две кровавые и разрушительные мировые войны и оба раза капитулировали. Но по всему видно, что Берлин хочет взять реванш в XXI столетии.
Не стоит уповать на здравый смысл – его, как показали прошлые и текущие события, у немецких правителей просто нет. Что ж, пусть готовятся. Но им не стоит забывать, чем закончился план «Барбаросса».