Страсти вокруг «золотого триллиона» Америки

«Хозяева денег» будут всячески препятствовать «монетизации» золотого резерва США

После Второй мировой войны США прочно занимали и до сих пор продолжают занимать первое место в мире по величине своего золотого резерва. Пока до 1970-х годов в мире действовал золотодолларовый стандарт, наличие большого золотого резерва у США было вполне оправданно. Ведь Америка на Бреттон-Вудской конференции 1944 года приняла на себя обязательство перед денежными властями других стран разменивать доллары на драгоценный металл из резервов казначейства. Причем по фиксированной цене – 35 долларов за тройскую унцию. 

Согласно американской статистике, максимальный объем золотого резерва США был зафиксирован в 1952 году – 20 633 тонны. Далее он стал потихоньку таять в силу того, что денежные власти ряда стран действительно обменивали «зеленую бумагу» на «желтый металл». К 1971 году золотой резерв снизился до 8 133,5 тонны. 15 августа указанного года свободный обмен долларов на золото был по указу тогдашнего президента Никсона прекращен. Как было сказано, «прекращен временно». Но он с тех пор так и не был восстановлен. Бреттон-Вудская система переживала глубокий кризис. Принимались разные меры по ее спасению. В том числе дважды пересматривалась цена на золото в сторону ее повышения. В результате второго пересмотра в 1973 году цена было повышена до 42,22 доллара за унцию. 

В 1976 году на Ямайской конференции было принято решение о переходе от золотодолларового стандарта к бумажно-долларовому. А золото было изгнано из мира денег и объявлено «биржевым товаром». Казалось бы, Америка должна была быть последовательной, и ей следовало бы изгнать «биржевой товар» из своих международных резервов и оставить в них только иностранную валюту (да и та не очень была нужна Америке, ведь доллар США был не только национальной, но и мировой валютой). 

Но США почему-то сохранили свой золотой резерв, фактически заморозив его. Уже более полувека величина золотого резерва США держится на одной и той же отметке – 8 133,5 тонны. В других странах показатели золотого резерва в физическом выражении скачут. У кого вниз, у кого вверх (правда, после финансового кризиса 2008-09 гг. преимущественно вверх). 

А вот в США золотой резерв демонстрирует железную стабильность – ни унцией больше, ни унцией меньше. Резервное золото США находится в ведении американского Минфина и хранится в Форт-Ноксе в штате Кентукки (4 500 тонн), филиале монетного двора США в Денвере (1 400 тонн), Уэст-Пойнте (1 700 тонн) и подвалах Федерального резервного банка Нью-Йорка в Манхэттене (400 тонн).

После перехода США и других стран к бумажно-долларовому стандарту цена на золото из фиксированной стала плавающей. Уже через год после Ямайской конференции она пробила планку в 100 долларов за унцию. А в январе 1980 года вообще произошел почти вертикальный взлет цены – выше 800 долларов. В том же году, правда, она опустилась. И далее под влиянием разных факторов поднималась и опускалась. 

Большинство стран мира после перехода к бумажно-долларовому стандарту не спешили избавляться от золотых резервов. Кто-то полностью, а кто-то частично продолжал держать драгоценный металл (монетарное золото) в составе международных резервов. При этом золотой резерв оценивался в стоимостных показателях (как правило, долларах США) по текущим ценам рынка.  Соответственно, стоимостной показатель золотых резервов был и остается очень волатильным в силу того, что рыночная цена на драгоценный металл весьма волатильна. 

Единственным исключением в методике стоимостной оценки золотых резервов являются Соединённые Штаты Америки. Они уже более полувека оценивают свой золотой резерв по цене 42,22 доллара за унцию.  Стоимостной показатель золотого запаса замер на планке 11 миллиардов долларов с 1973 года. И тем не менее доля золота в международных резервах США все время была и остается высокой (на сегодняшний день – около 80%). По той причине, что иностранной валюты в международных резервах США очень-очень мало. Она Америке не нужна, так как доллар США имеет статус мировой валюты. 

Об этом ценовом парадоксе почему-то никто ни в США, ни за рубежом почти не вспоминал. Но в этом году в Вашингтоне неожиданно вспомнили. Наверное, этому способствовал стремительный рост цен на драгоценный металл. К октябрю текущего года по сравнению с началом года цена выросла на 50 процентов. 7 октября была пробита планка в 4000 долларов за тройскую унцию. А 16 октября 2025 года сообщалось, что рекордная стоимость золота поднялась выше 4250 долларов за унцию – 4254,8 доллара. Эксперты прогнозируют дальнейший рост цен на драгоценный металл. Некоторые из них уверены, что в следующем году будет пробита планка в 5000 долларов, а к концу следующего года цена может прочно закрепиться выше этой планки. 

Многие эксперты подсчитали, что нынешний резерв золота США, оцененный в текущих ценах на драгоценный металл, в октябре 2025 года достиг величины один триллион долларов. И даже несколько превысил эту планку.  Очень символическое событие. 

Вслед за этим последовали предложения разморозить наконец-то золотой резерв США и пустить его в дело. Например, можно было бы резервным золотом закрыть более половины дефицита федерального бюджета (по итогам 2025 финансового года он составил 1,8 трлн долларов). Некоторые эксперты весьма сдержанно относятся к возможностям с помощью переоцененного золота решить финансовые проблемы Америки.  Даже при цене золота в 18.000 долларов за 261 миллион унций резерва можно было бы получить около 4 триллионов долларов. Сумма впечатляющая, но ведь гораздо более впечатляющей является величина государственного долга США – 38 триллионов долларов. Делается вывод, что золото резерва США может быть лишь дополнительным источником. Нужно искать другие, более радикальные и эффективные способы решения экономических и финансовых проблем Америки. 

Тем не менее тема возможной монетизации золотого резерв США продолжает будоражить умы многих экспертов, политиков и чиновников. 3 февраля нынешнего года только что назначенный на пост министра финансов Скотт Бессент сделал очень резонансное заявление: "В течение следующих 12 месяцев мы добьемся монетизации активов баланса США". Многие тогда поняли это так: новый министр будет добиваться переоценки золотых активов баланса США и пустит их в дело. 

Но осенью Скотт Бессент сделал разворот на 180 градусов. И стал рьяно выступать против переоценки золотого резерва США. Вот каковы его возражения. Зеркальным отражением золотого запаса, находящегося на балансе американского минфина, являются золотые расписки (сертификаты), находящиеся на балансах банков Федеральной резервной системы. Напомню, что в 1933-34 гг., когда американский минфин, согласно тогдашнему закону о золотом резерве, собирал у банков драгоценный металл, последние получали взамен золотые расписки. Нынешний министр финансов говорит, что если повысить почти на порядок цену золота в резервах, то тогда придется переоценивать подобным образом и золотые сертификаты. А это резко увеличит активы американской банковской системы, что существенно увеличит денежную ликвидность. А это будет означать не что иное, как возвращение к так называемому «количественному смягчению», которое практиковалось Федеральным резервом на протяжении многих лет после финансового кризиса 2008-2009 гг. Что способствовало раскручиванию инфляции и ослаблению доллара. 

Сейчас Федеральный резерв, по словам Скотта Бессента, проводит политику «количественного ужесточения», выражающуюся в том, что ФРС освобождается от излишков казначейских бумаг в свои активах. А вот резкое повышение цен на резервное золото в конечном счете обнулит все усилия Джерома Пауэлла (главы ФРС) по «количественному ужесточению». Скотт Бессент намекает, что не желает ставить палки в колеса своему коллеге. 

Но эти аргументы против переоценки золотого резерва США Скотт Бессент озвучивал еще в сентябре и первой половине октября. А в самом конце октября Джером Пауэлл заявил о том, что с 1 декабря Федеральный резерв прекращает сокращать свой баланс. Т. е. он констатировал, что ФРС завершает цикл «количественного ужесточения». И даже намекнул насчет того, что в следующем году может начаться новый цикл «количественного смягчения», поскольку в экономике США имеются признаки рецессии. Фактически «откровения» Джерома Пауэлла «обнулили» аргументы американского министра финансов против пересмотра цены на золото в резервах США. 

Почему вдруг министр финансов так воспротивился идее переоценки золотого резерва США? Моя версия такова: такая переоценка повышает риск того, что золотой запас США должен пройти полный аудит. Переоценку нельзя сделать лишь с помощью калькулятора и арифметической операции умножения. Золото в Форт-Ноксе и других хранилищах разного «сорта». Одним поправочным коэффициентом не обойдешься. 

Кроме того, кода в Форт-Ноксе в других хранилищах появится «золотой триллион», народные избранники на Капитолийском холме и другие политики будут постоянно требовать потратить золото на решение тех или иных острых проблем. Более полувека о золотом резерве мало кто вспоминал, а вот «золотой триллион» окажется в центре общественного внимания. И общество будет еще энергичнее требовать аудита, чтобы увериться, что в Форт-Ноксе и других хранилищах действительно лежит «золотой триллион».

Как известно, после своего возвращения в Белый дом 47-й президент США Дональд Трамп Дональд по меньшей мере четыре раза (зимой и весной) заявлял о намерении провести аудит американских золотых запасов, которые не проверялись более полувека (последний «золотой аудит» проводился в 1974 году).

В марте Илон Маск, тогдашний глава Департамента государственной эффективности (DOGE) объявил, что по поручению Трампа посетит Форт-Нокс и даже обещал оттуда провести прямую трансляцию своей инспекции. Однако анонсированного посещения не было. А Трамп перестал делать заявления об аудите золотого резерва.  Последняя попытка провести золотой аудит была предпринята в июне этого года. Но это была инициатива не Трампа, я ряда «народных избранников» с Капитолийского холма. В начале лета в Конгресс США внесён проект «Закона о прозрачности золотого резерва», который требует полного аудита национального золотого запаса и раскрытия всех операций с золотом за последние 50 лет, включая аренду, займы, продажи и обмены. Инициатор законопроекта конгрессмен Томас Мэсси (республиканец от Кентукки). Однако законопроект не прошёл через конгресс. На моей памяти на Капитолийском холме было не менее десятка попыток принятия закона о золотом аудите. Но все попытки оканчивались неудачей. 

«Хозяева денег» (главные акционеры Федерального резерва), стоящие за Джеромом Пауэллом, Скоттом Бессентом и другими чиновниками администрации Трампа, будут делать все возможное для того, чтобы не допустить решения о «монетизации» золотого резерва США. По той причине, что «хозяева денег» такую «монетизацию» золотого запаса уже провели ещё в прошлом столетии. В Форт-Ноксе золота уже нет или почти нет. 

Другие материалы