Японский министр признал Курилы «чужой землёй»

По Фрейду: что на уме, то и на языке

Есть в японском правительстве министерская должность, которая часто отдается начинающему политику для того, чтобы обвыкнуться в кабинете министров, присмотреться к тому, как вершатся дела на японском олимпе. Называется она «министр по делам Окинавы и северных территорий». То есть министр должен быть, с одной стороны, озабоченным защитой интересов жителей и развитием территории фактически оккупированной армией США префектуры Окинавы, а с другой – «координировать», по сути, реваншистскую политику правительства в отношении принадлежащих другому государству «северных территорий», как японский МИД называет законно возвращенные Советскому Союзу ранее входившие в состав Российской империи Курильские острова. Наличие такой «должности» как бы надзирающего за чужими Курильскими островами министра должно, кроме всего прочего, убеждать японцев в твердом намерении своего правительства, оспорить и переписать территориальные итоги Второй мировой войны. 

Вновь отметим, что представление о том, что в Токио под «северными территориями» понимают лишь южнокурильские острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и архипелаг мелких островов Плоские, Хабомаи по-японски, неполное и неверное. У нас малоизвестно, что многие в Японии подразумевают под «северными территориями» все Курильские острова до Камчатки, а также южную половину русского острова Сахалин, которую японцы упорно именуют «губернаторством Карафуто». Поэтому на японских картах и эти земли или закрашены в цвета японского государства, или, как Южный Сахалин, оставлены незакрашенными как территория с «неопределенной государственной принадлежностью».

Навеянным СМИ является и представление о том, что в японских правящих кругах якобы есть силы, которые могли бы удовлетвориться безответственно «обещанными» Никитой Хрущёвым в 1956 году островами Малой Курильской гряды (Шикотан и Плоские). Те японские политики, которые, что называется, заикались о возможности получить от русских для начала эти острова, неизменно подвергаются остракизму, вплоть до обвинений в «предательстве родины». 

Конечно, среди японских политиков немало тех, кто сознает, что возвращенные по согласованию со странами-победителями во Второй мировой войне и выведенные при согласии японского правительства из состава Японии территории всех Курильских островов и Южного Сахалина давно вновь стали суверенными землями России. И никакого пересмотра итогов Второй мировой войны народ России не допустит. Тем более в ситуации, когда японское правительство включает нашу страну в число враждебных Японии государств. 

Небезынтересный казус, названный в Японии «политическим скандалом», произошел недавно с очередным министром «по делам северных территорий» Хитоси Кикавадой. Призванный убеждать японцев, якобы в «исконной принадлежности» южных Курил Стране восходящего солнца и звать их на борьбу с «оккупантами» высокопоставленный чиновник при посещении превращенного в «центр борьбы за северные территории» города Нэмуро, что на северной оконечности острова Хоккайдо, вдруг публично заявил, что виднеющаяся с мыса Носаппу земля – чужая, то есть заграница. Дословно было сказано следующее: «Наверное, это самое близкое место к иностранному государству».

И хотя министр не совершил своим высказыванием ни географической, ни политической ошибки, на него обрушился шквал критики, ибо «бдительные японские патриоты» усмотрели в его словах ни много ни мало как признание южных Курил частью России. Простить такую «оговорку по Фрейду» японские реваншисты не могли – посыпались протесты в правительство, которое реагировало моментально. В тот же день Минору Кихара, генеральный секретарь кабинета министров, сделал публичный выговор Кикаваде, подчеркнув «неуместность и двусмысленность» его высказываний. Кихара спешно артикулировал «официальную позицию» японского правительства, утверждая, что так называемые северные территории якобы являются «исконно японскими». Тем самым еще раз опровергнув некоторых российских журналистов и обозревателей, усмотревших в высказываниях нового премьер-министра Японии Санаэ Такаити ее стремление «решать проблему мирного договора», ради чего якобы идти на изменение японских условий о принадлежности островов. 

Кикаваде не оставалось ничего другого, как принести извинения за свои слова и обещать впредь быть более осторожным в своих высказываниях. Это он пообещал в своем выступлении перед бывшими жителями Курильских островов.

Тема Курил присутствовала на прошлой неделе и по другому поводу. Правонационалистическая газета «Санкэй симбун» с осуждением сообщала о том, что с 8 ноября в рамках проведения военных учений Россия закрыла для прохода иностранных судов территориальные воды в районе южнокурильских островов. «Правительство Японии выразило решительный протест по дипломатическим каналам. В этом году Россия не только анонсировала серию военных учений вблизи спорных территорий, но и в одностороннем порядке ввела ограничения на право мирного прохода для любых иностранных судов, включая японские, через акваторию вокруг «северных территорий»… 

Россия объявила о проведении периодических военных учений в этом районе с мая по ноябрь текущего года, в том числе в годовщину окончания Второй мировой войны и советско-японской войны. В апреле обширная территория, включая воды у берегов Хоккайдо и «четырех северных островов», была выделена под полигон для проведения боевых стрельб. В апреле и октябре 2025 года Российская Федерация ввела ограничения на право мирного прохода для любых иностранных судов через акваторию вокруг «северных островов», а также через воды к востоку от Хоккайдо.

Кроме того, двум безымянным островкам, которые входят в состав этих территорий, были официально присвоены русскоязычные названия. Япония расценила этот жест как активизацию усилий по установлению российского суверенитета над островами», – пишет японская газета. Заметим, что Москве нет необходимости «устанавливать российский суверенитет» над Курилами, ибо он предусмотрен международными документами военного и послевоенного периодов, под которыми стоят и подписи японского правительства. 

Но настроения среди японцев уже другие. Надо признать, что во времена премьер-министра Синдзо Абэ, который в длительных переговорах с Президентом РФ Владимиром Путиным допускал и компромиссное решение по островам, в Японии существовали надежды, что мирный договор на взаимоприемлемых условиях все же удастся заключить. Однако занятая ныне враждебная позиция японского правительства в отношении нашей страны, стремление поддержкой неонацистского киевского режима не допустить окончания братоубийственного конфликта на территории бывшей УССР и вести дело к ослаблению России убеждает японцев в бесперспективности расчетов на какие-либо даже компромиссные условия.

Пользователь под ником «exs» оставил под статьей в «Санкэй симбун» такое мнение: «Эх, что бы там ни вещали наши политики, Северные территории на самом деле входят в состав Российской Федерации. Так считают не только русские: аналогичного мнения придерживаются даже американские военные. Забудьте».

Ему вторит другой читатель под ником «suz»: «Ну что, понадеялись на премьер-министра Такаити? Новая героиня не предпримет никаких конкретных действий по возврату Северных территорий в состав Японии. Какое разочарование! Наши политики могут только обещать, но результатов никогда не добьются. Чем выше ожидания, тем сильнее будет разочарование, когда народ в очередной раз поймет, что его обманули».

Тем временем в МИД РФ в ответ на японские провокационные военные маневры у российских берегов, а также несуразные демарши по поводу ответных мер России предупреждают, что времена «1001-го китайского предупреждения» прошли и Японии следует готовиться к более решительному реагированию Москвы в ответ на враждебную политику Токио. Не будут забыты и напоминания народам мира о чудовищных преступлениях японских нацистов и милитаристов.

Раскрытие и распространение информации о преступлениях милитаристской Японии будут продолжены. Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова: «Работа по раскрытию и преданию гласности преступления милитаристской Японии будет продолжена».

Она указала, что Россия всегда подчеркивает то, что реваншистская политика Японии ранит чувство народов соседних стран, пострадавших от ее варварской экспансионистской кампании в первой половине XX века. «Токио даже после своей капитуляции не прекращал совершать преступления, которые не имеют срока давности. В этой связи мы намерены продолжать усилия по выявлению исторической правды по данной тематике, – подчеркнула Захарова. – Начиная с 2021 года… российской стороной ведутся полномерные работы по рассекречиванию документов, содержащих сведения о кровавой расправе японцев над корейскими жителями деревни Медзуха на Сахалине. Сейчас это село Пожарское».

«Согласитесь, невозможно не провести параллель между замалчиванием официальным Токио указанных варварских акций японской военщины и его (текущей) активной поддержкой нацистского режима на Украине, использующего варварские, зверские методы в отношении мирных жителей России», – констатировала официальный представитель МИД РФ. 

P. S. Скандал вокруг ситуации с министром по делам Окинавы и «северных территорий» Хитоси Кикавадэ, назвавшего заграничными эти территории (Курильские острова), является внутренним делом Японии. «Мы видели сообщения СМИ, это внутреннее дело Японии. Знаете, территориальная принадлежность этих островов – она ни у кого не должна вызывать сомнений», – сказал представитель Кремля, отвечая на соответствующий вопрос журналистов.

© Текст доступен по лицензии CC BY 4.0.
Другие материалы