При рассмотрении «Плана Трампа» крайне необходимо сравнение двух финалов мировых войн – 1918 и 1945 годов. Это подтверждает реакция на американские «28 пунктов» и Зеленского, и его европейских бизнес-партнеров. Кстати, характер этого «бизнеса», некоторые ответвления (otkaty) финансовых потоков, льющихся на Украину, аккуратно, дозированно раскрывается буквально в эти же дни параллельно с обсуждением «Плана».
Аналитик Ларри Джонсон: «Министерство обороны США сейчас ведет расследование, основываясь на разоблачительных документах, фактических доказательствах, банковских счетах и так далее. Они ищут 48 миллиардов долларов, которые были переправлены, большая часть из которых – на счета Зеленского. Миллиардов! Поддержка Зеленского рядом европейских политиков легко объясняется. К примеру, часть пропавших миллиардов оказались в банках Эстонии» (Джонсон в эфире YouTube-канала Эндрю Наполитано).
Тут допустим одно маленькое уточнение к слову «ищут» (скорее всего уже нашли и грозят разоблачением укроевромафии) и от финансового «бэкграунда» перейдем все же к военно-политическим реалиям 2025 года и аналогиям из вышеобозначенных 1918 и 1945 годов.
И эти аналогии отчасти неожиданным образом связывает интересы России, Украины (остающегося на ней населения) и политическое будущее 47-го президента США. Нас, понятно, интересует устойчивость достигаемого мира, к этому в итоге сводятся все обозначенные цели СВО. Украинцы тоже не стремятся к скорейшему, после подписанного «мира», возобновлению работы их ТЦК.
Но интерес и «политическое будущее» Трампа? Оно уже сейчас проглядывает за частоколом акцентов, расставляемых в Киеве и ЕС: «ультиматум США», «тошнотворные условия»… Только привычный страх и осознание зависимости от «зонтика США» (пока!) удерживают их от более резких оценок.
«Западные союзники Украины призвали к "дополнительной работе" над мирным планом США и России, а также к предоставлению странам ЕС и НАТО права голоса относительно его содержания. Таким образом европейские лидеры хотят отсрочить откровенное навязывание Киеву неприемлемых условий», – пишет Financial Times.
Но не секрет, что для Трампа гораздо более чем реакция укроеврополитиков, важна оценка – внутриамериканская, сенаторов, конгрессменов, американских СМИ, и без того на 70-90 % либерально-глобалистских, «традиционных солдат» партии демократов. А ведь даже свои республиканцы расставляют такие же акценты. «Нельзя вынуждать Украину уступать свои территории Владимиру Путину… заверения, данные лидеру России, не должны поощрять его политику, а также подрывать безопасность Соединенных Штатов и их союзников», – сенатор-республиканец Роджер Уикер, председатель Сенатской комиссии по делам вооруженных сил.
Этот ключевой акцент – «вынуждение Украины, ультиматум Украине, навязывание Киеву» – самая настоящая «точка роста». Роста чего? – тут и вспомним, и сравним 1918 и 1945 годы.
11 ноября 1918 года Германия подписала «Компьенское перемирие» с Антантой. И через сколько дней была запущена знаменитая «Легенда об ударе ножом в спину» (нем. Dolchstoßlegende)? Миф, объяснявший поражение Германии не военными причинами, а внутриполитическим предательством?
И сама «Легенда…» и её роль в приходе к власти Гитлера – азбучные факты, присутствующие во всех справочниках, историях ХХ века.
Я только обращу внимание на пару цифр. Большинство считает, что «Легенда…» о непобеждённой на полях сражений, но преданной политиками германской армии была запущена военными… наверно, вскоре после Компьенского перемирия и через несколько лет подхвачена Гитлером?
Тут и привлеку внимание: версия о внутреннем предательстве была запущена примерно за… минус 42 дня до подписания в Компьене. Еще в сентябре 1918-го военные лидеры Гинденбург и Людендорф начали работу по будущему перекладыванию вины за неизбежное поражение в войне. И конкретно 1 октября Людендорф объявил подчиненным:
«Я попросил Его Величество (кайзера Вильгельма. – И.Ш) включить в правительство те круги, которые в значительной степени ответственны за то, что все сложилось именно так. Пусть они подпишут мирный договор, который теперь должен быть предметом переговоров. Пусть они едят суп, который они нам сварили».
То ли переводы какой-то пошло-немецкой идиомы расходятся, то ли генерал-квартирмейстер Эрих Людендорф дважды на разные лады повторил свою «Эврику» о помешавших ему победить «социал-демократах, евреях», но в других источниках он 1 октября сказал: «Теперь они должны лечь в ту постель, которую они приготовили для нас».
И 26 октября кайзер уволил Людендорфа, заменил на генерал-лейтенанта Грёнера с заданием: готовить вывод войск и демобилизацию армии. В следующий раз мы увидим спасенного от подписания перемирия Людендорфа в дни Капповского путча 1920 года, потом под руку с Гитлером в «Пивном путче» 1923 года. Благополучно дожил до самого конца 1937 года, а подписавший за него перемирие Маттиас Эрцбергер, министр финансов новорожденной Веймарской республики, во втором покушении был застрелен 26 августа 1921 года. Стрелявшие офицеры, у которых Эрцбергер, наверно, «украл победу», были, разумеется, в 1933 году амнистированы. Негодяй-кайзер тоже удачно свалил в нейтральную Голландию, так что за результаты их с Людендорфом, Гинденбургом войны пришлось отвечать министрам Веймарской республики. Среди которых было немало евреев, и разбираемая «Легенда…» приобрела – загляните в справочники – «антидемократический и антисемитский характер». Так что искатели «корней холокоста» фокусируясь на личных комплексах Адольфа, забывают о 50 миллионах немцев и потому причастны к вековому обману мира.
Но не это главный урок из 1918 года году 2025-му. Вчитайтесь в тезисы доклада Людендорфа кайзеру: «Я не гарантирую, что фронт продержится сутки (торопился сбежать с поста), и потому надо принять… «14 пунктов Вудро Вильсона».
Кайзер успевает назначить новым канцлером Германии принца Максимилиана Баденского, и тот «5 октября 1918 года связывается с Вильсоном и заявляет: «Германия готова принять его «Четырнадцать пунктов» в качестве основы для переговоров».
Дивно? К войне США реально подключились лишь во второй половине 1917 года, и вот, осенью 1918-го обе воющих стороны дружно забывают, «плюют на…» Британию, Францию.
Так что господам европейцам обижаться, негодовать на «тошнотворность» условий США можно было начинать не в 2025-м, а ещё в…
Ну а исторически утвердившееся наименование Условий Вильсона – это просто праздник какой-то! Нумерологический десерт. «14 пунктов Вильсона», «28 пунктов Трампа»… Наверно сочли нынешнюю украинскую ситуацию ровно в два раза сложнее германской конца Первой мировой войны?
«Вишенок на торте» 1918 года – выковыривать и продавать на килограммы. Нынешние европолитиканы жалуются на непредсказуемость и вечные зигзаги Трампа? Одним из 14 пунктов Вильсона, в целом его условий мира было «…создание общего объединения наций». Устав Лиги Наций разработала комиссия под председательством президента США. Его подписали в 1919 году представители 44 государств, но… американцы передумали, сенат не ратифицировал и «Лига…» осталась без США.
Далее мои любимые выбранные места из… «Истории Второй мировой войны» Уинстона Черчилля (Нобелевская премия 1953 года. По литературе, а не за мир как у Обамы, Горбачева). Сочинение, действительно, блестящее:
Франция требовала границ по Рейну, но Англия и США полагали, что включение районов с немецким населением противоречит принципу самоопределения наций. Клемансо пришлось на это согласиться в обмен на англо-американские гарантии. А позже Сенат США, не посчитавшись с подписью Вильсона, не ратифицировал гарантийный договор. Заявили: нам нужно было лучше знать конституцию США.
Вплоть до 1931 года победители концентрировали свои усилия на том, чтобы вымогать у Германии ежегодные репарации. Но платежи могли производиться только благодаря американским займам, так что вся процедура сводилась к абсурду…
Немцам навязали то, что было идеалом, к которому стремились либералы Запада. Предубеждение американцев (курсив мой. – И.Ш.) против монархии ясно показало поверженной империи (Германии в 1918 году. – И.Ш.), что в качестве республики она может рассчитывать на лучшее обращение со стороны союзников, нежели в качестве монархии (…)
И так далее. Черчилль после Второй мировой говорит о ситуации после Первой – и словно ненароком выдает архетип, годный и для постукраинской: еврошакал при грозном и непредсказуемом US-Шерхане. И Черчилль возлагает большую часть вины за приход Гитлера именно на «шакала», паниковавшего в приступе русофо… нет, тогда это была: «совето-фобия».
К 2025 году это относится прямо. Окончание войны по приказу Трампа, как бы им ни возмущались Зеленский и Евросоюз, в действительности несет обоим некоторый бонус: освобождение от ответственности за поражение.
И ситуация ускоренно покатится по рельсам 1918 года. Подпишет мир еврей Зеленский? Украинские нацисты, духовные и прямые физиологические потомки исполнителей расстрелов Бабьего Яра и десятков подобных «мероприятий», грозят ему и сегодня, а что в итоге перевесит: русофобия или антисемитизм – вопрос гадательный. Но в любом случае «Уловка-1918», так назовем самый удачный маневр Людендорфа-Гинденбурга за всю Первую мировую войну, может быть повторена укронацистами, у которых «украли победу».
Только «окончание войны» образца 1945 года в Берлине помогло снять часть вопросов побежденных. Напомню, важным аргументом сотворения «Легенды-1918» было то, что на момент подписания перемирия немецкие войска еще оккупировали Бельгию и часть Франции, а в 1945-м у них не оставалось и метра. Но это противопоставление вовсе не означает, что ради надежного мира войну надо заканчивать в Киеве, во Львове… В действительности даже столь определенный финал, как в 1945 м не гарантировал «вечного признания». В мире «реал политик», похоже, «вечность» – инородное слово. Устойчивость, признание результатов – относительны. Исход Первой мировой немцы начали опротестовывать почти сразу, исход Второй – не решались почти 80 лет. Наверное, результат хороший.
Посмотрим на Мерца, Урсулу фон дер Ляйен, почитаем их заявления о «поражении России» – реваншисты, в этом аспекте вполне подобные Людендорфу, Гитлеру.
Впрочем, они резонно считают, что половину 1945 года Германия уже отыграла в 1991 году. Тогда советские войска стояли (на законных, Ялтой, всем миром признанных основаниях) в 80 км от Гамбурга и в долине реки Фульда, что означало мгновенное разрезание ФРГ пополам. А теперь? В 100 км от Петербурга (+1500 км нах Остен. Данке, Горби). И с помощью подручных по прошлой войне можно бы поставить ракеты в 3 минутах от Москвы.
А ведь и тогда, в 1991 г. все упиралось в разность формулировок: версия для Горбачева и иже: победили холодную войну. А в США выпустили медаль «За победу в Холодной войне», как раз с изображением города Фульда: знали свое самое уязвимое место.
Эта разность формулировок и есть забота политиков, дипломатов. Не претендуя на «вечные решения» добиваться максимально долгосрочных. Твердя «президент США заставил, навязал тошнотворные условия окончания войны», исподволь готовят реванш. Трамп вроде бы мимоходом возразил: не заставляю, не навязываю, не согласны – воюйте без нас.
Вопрос: достаточно ли ясно, недвусмысленно он ответил? Похоже, совершенно недостаточно. Либералы, СМИ всего мира, принадлежащие им на 70-90 %, дают максимальную озвучку именно варианту «Трамп заставил, в тяжелый для Украины момент». Но там хотя бы признают «тяжесть», некоторые военные реалии.
А что уж говорить о Зеленском, у которого и Купянск почти зачищен, осталось 60 русских, и общая победа на горизонте, единственная сложность – Трамп… «предавший Украину» – формулировку озвучил Борис Джонсон, уже получивший за свое «нет, давайте просто сражаться» миллион долларов.