В Евросоюзе стали готовить экстренное финансирование для Украины на случай задержки с выдачей т. н. репарационного кредита. По данным медиа, кредит на 140 млрд евро за счет замороженных российских валютных резервов по-прежнему рассматривается в Евросоюзе как единственная реальная возможность обеспечить Украине долгосрочное финансирование. Но поскольку Бельгия затягивает переговорный процесс, европейские лидеры начали искать способы обеспечить потребности Киева в начале 2026 года.
Возможные варианты послы стран ЕС обсудили с Еврокомиссией 25 ноября на встрече в Брюсселе. Как сообщает Politico со ссылкой на слова 4 европейских чиновников, одним из вариантов, который набирает поддержку, является «переходный» кредит (бридж-кредит), финансируемый за счет заимствований Европейского союза.
Такой кредит выдаётся на довольно короткий срок и под весьма высокий процент для покрытия текущих обязательств. Считается, что он может позволить поддержать Киев в первые месяцы 2026 года, если не удастся согласовать репарационный кредит к саммиту лидеров ЕС (его проведение намечено на 18 декабря этого года), на котором они могли бы его одобрить. И у ЕС появится больше времени для тщательной подготовки условий репарационного кредита, которые устроили бы Бельгию и обеспечили долгосрочное решение вопроса.
Тем временем США на словах полностью поддерживают инициативу ЕС по использованию замороженных российских активов, поддержки нынешнего режима Украины и оказания давления на Москву. По данным Reuters, Вашингтон «продолжает анализировать» последствия введённых президентом США Д. Трампом санкций против «Роснефти» и «Лукойла», т. к. по словам высокопоставленного американского собеседника агентства, «есть еще меры, которые мы могли бы предпринять, чтобы усилить давление».
На деле американцы стараются не дать европейцам ни цента. В том числе потому, что президент Франции Эммануэль Макрон отказал Соединенным Штатам Америки в праве распоряжаться судьбой российских резервов в Европе. Пункт об этих резервах включен в недавно обнародованный план США, но, как заявил в эфире французской радиостанции RTL Э. Макрон: «Европейцы – единственные, кто могут решить, что делать с замороженными российскими активами, которые находятся в европейском владении».
В Вашингтоне прекрасно осознают, насколько экстренно чиновники ЕС обсуждают выделение 140 млрд евро денежных остатков, которые находятся на счете Банка России в бельгийском депозитарии Euroclear, в качестве репарационного кредита Украине. И тем не менее американский вариант ставит этот план под угрозу. По информации The Washington Post, после переговоров делегаций США и Украины в Женеве 23 и 24 ноября пункт об использовании ста млрд евро российских резервов был просто исключен.
У самого же Евросоюза своих денег на поддержку славянского кровопролития нет, в том числе потому, что его находящаяся в кризисе экономика такую финансовую нагрузку просто не выдержит. А эти деньги нужны позарез – дела у нынешнего украинского режима идут всё хуже, причем как на восточном фронте, так и в том, что когда-то было экономикой бывшей Украинской ССР. Как пишет Politico, «на фоне дефицита средств у Киева и интенсивных мирных переговоров вопрос становится очень срочным». Уже в начале следующего года Украина может столкнуться с элементарной нехваткой средств.
«Переходный» или т. н. бридж-кредит даже в самом лучшем случае для нынешнего режима в Киеве – это очередная «мертвому припарка», которая способна поддержать его кровавое догнивание лишь на несколько месяцев. Да и её еще нужно согласовывать и т. п., как согласовывают т. н. репарационный кредит. Спор о российских активах в контексте этого все еще не выделенного кредита уже спровоцировал кризисное совещание между Еврокомиссией и Бельгией.
Скорее всего, нечто похожее ждёт и т. н. переходный кредит – денег не будет, зато будут очередные расколы и кризис. Недаром же принятие решения о бридж-кредите потребует единодушной поддержки всех 27 стран Евросоюза, в котором, например, Венгрия традиционно выступает против новых механизмов финансирования Украины.