Глубокий и многослойный кризис, охвативший современную Армению, ныне концентрируется вокруг конфликта действующей власти во главе с Николом Пашиняном против Армянской апостольской церкви (ААЦ). Этот конфликт не является внутренним спором, а представляет собой часть геополитической атаки, нацеленной на подрыв самих основ армянской государственности в пользу Турции и Азербайджана.
Нынешняя атака на церковь была спровоцирована международной конференцией в Швейцарии, организованной по инициативе Католикоса всех армян Гарегина II, где резко критиковались действия официального Баку в отношении Нагорного Карабаха (Арцаха), удерживаемых пленных и разрушения культурного наследия. Практически сразу после этого духовный лидер Азербайджана Аллахшукюр Пашазаде публично назвал ААЦ «реваншистской структурой» и «угрозой для соседей». Нападение Пашиняна, который назвал церкви «чуланами, заваленными рухлядью», и его окружения следует рассматривать как прямое исполнение этой внешней повестки. Главная цель кампании – ослабить или полностью устранить ААЦ как один из последних «очагов сопротивления» и важнейший институт, связывающий диаспору с Республикой Армения, что служит предлогом для исключения из Конституции РА статьи 18, закрепляющей «исключительную миссию Армянской апостольской церкви».

В ходе этой кампании Пашинян не стеснялся личных нападок, публично обвинив католикоса Гарегина II в нарушении обета безбрачия, требуя его немедленной отставки. Параллельно власти развернули репрессии против критически настроенных иерархов. В частности, были арестованы архиепископы Микаэл Аджапахян и Баграт Галстанян (одному вменяют обвинения в подготовке терактов, другому — призывы к захвату власти), что церковь и оппозиция назвали сфабрикованной антицерковной кампанией. Кроме того, Пашинян заявил о необходимости внедрения в ААЦ механизмов «обеспечения благонадежности» по аналогии с государственными чиновниками, что является открытой попыткой институционального контроля над церковью и цензуры духовенства.
Атака на ААЦ получила кульминацию в форме попытки организовать внутрицерковный раскол, спровоцированный прямыми действиями властей. Этот мнимый раскол начался, когда 10 иерархов ААЦ выступили против католикоса, что стало прямым следствием встречи части этих епископов и архиепископов с Николом Пашиняном 27 ноября.
В числе подписантов, требующих отставки католикоса, фигурировали архиепископы Овнан Тертерян, Навасард Кчоян, Абраам Мкртчян, Аракел Карамян, Сион Адамян, Вазген Мирзаханян и епископы Анушаван Жамкочян, Вртанес Абрамян, Артак Тигранян, Геворг Сароян.
Можно предположить, что действия указанных священнослужителей, публично потребовавших отставки духовного лидера, не были актом свободного внутрицерковного выбора, а стали результатом беспрецедентного шантажа со стороны действующей власти. Суть давления заключалась в использовании компромата против этих иерархов (1), что вынудило их выступить против собственного духовного лидера.
Этот метод давления был публично анонсирован за несколько дней до заявления епископов, когда депутат фракции «Гражданский договор» Лилит Степанян в эфире одного из СМИ, связанного с семьёй Пашиняна, заявила о том, что «спецслужбы положили на стол Пашиняна множество компромата о священнослужителях».

"Литургиии" с учатсием Пашиняна, как правило, сопровождаются скандалами и потасовками
Всё это служит прямым и наглядным предупреждением для церковных иерархов о том, что власть обладает инструментами для публичной дискредитации практически любого священнослужителя, выступающего против политической повестки партии «Гражданский договор». Таким образом, требование отставки католикоса, последовавшее за этой демонстрацией силы и шантажом, стало, очевидно, вынужденным политическим шагом со стороны ряда священнослужителей, имеющим целью спровоцировать раскол внутри ААЦ и ослабить церковь как единый институт сохранения армянской идентичности.
Публичное требование отставки католикоса было распространено после встречи иерархов церкви с Пашиняном. Центральная часть этого требования звучала следующим образом: «Мы ожидаем, что католикос Гарегин II трезво оценит ситуацию и добровольно уйдёт на покой» ради «избежания потрясений» и «очищения церкви». Это фактически стало прямым выполнением условий, навязанных властями, и было тут же приветствовано премьер-министром и другими членами его команды (депутат от правящей фракции Ваагн Алексанян даже успел заявить, что «католикосу остались считаные часы»). Данный эпизод служит ярким подтверждением того, что власть готова перейти «любые красные линии» и использовать самые неэтичные методы давления, включая нарушение неприкосновенности частной жизни.
Использование шантажа против иерархов является частью более широкой стратегии, направленной на ослабление национальных институтов и формирование в стране «азербайджанской партии». Буквально на наших глазах формируется политический блок, имеющий уже прямые контакты с Баку.
Ярким примером стало совершение двухдневного визита в Баку в рамках так называемой инициативы «Мост мира» представителями армянского «гражданского общества» (Арег Кочинян, Борис Навасардян, Наира Султанян, Нарек Минасян и Самвел Меликсетян). Они встретились не только с азербайджанскими коллегами, но и с помощником президента Алиева Хикметом Гаджиевым. По возвращении из Баку эти «эксперты» стали активно ретранслировать послания Гаджиева, заявляя, что любой, кто против урегулирования, является «либо дураком, либо агентом иностранной разведки».
Через таких ретрансляторов, а также через пропагандистов наподобие бывшего советника первого президента Жирайра Липаритяна власть продвигает тезис о том, что Турция и Азербайджан – практически друзья Армении, тогда как Россия, являющаяся гарантом безопасности через 102-ю базу и Договор о дружбе, – «уж точно не друг Армении». Это, как и атака на ААЦ, прямо совпадает с турецко-азербайджанской повесткой, предусмотренной для РА.
В целом конфликт с ААЦ является лишь частью более масштабной и опасной тенденции – фундаментальной трансформации Армении под сильным внешним давлением. Пашинян активно продвигает идею учреждения «Четвёртой Республики» или «Реальной Армении», которая должна отказаться от исторического нарратива, где церковь из Армянской апостольской должна превратиться в «Апостольскую церковь Армени», что также запрёт её в пределах «Реальной Армении 29 740 квадратных километров», лишив её органичной связи с диаспорой.
Сюда же входит стремление обнулить Декларацию о независимости и в случае переизбрания в 2026 году ожидание вывода страны из ОДКБ, вывода 102-й российской военной базы и пограничников, а также разрыва Договора о дружбе с РФ, что завершит разрушение системы безопасности.
Все это происходит на фоне открытой поддержки в Азербайджане проекта «Западный Азербайджан» – тщательно спланированной государственной программы с территориальными притязаниями. Конечная цель этого политического марафона – подписание «мирного договора» с Азербайджаном до парламентских выборов 2026 года. Эксперты предупреждают, что, если действующая власть сохранит контроль после 2026-го, Армения рискует стать государственным образованием, лишенным суверенитета, где не будет места тем кругам, которые выступают за суверенную, а не вассальную политику.
P. S. По итогам обсуждений, прошедших в начале ноября на заседании Верховного духовного совета, 10-12 декабря созывается собрание епископов для рассмотрения последних событий вокруг Армянской апостольской святой церкви и вопросов, касающихся внутрицерковной жизни. Оно состоится под руководством Католикоса всех армян Гарегина II.
Примечание
(1) предположительно, касающегося личной жизни, финансовых злоупотреблений или других уязвимых сведений. Например, против архиепископа Кчояна семейная газета Пашиняна «Армянское время» десятилетиями писала компрометирующие материалы