5 декабря администрация Трампа опубликовала обновленную «Стратегию национальной безопасности США» с изложением основных положений внутренней и внешней политики на второй президентский срок Трампа. Согласно документу, США видят себя безоговорочным мировым лидером в экономической и военной сферах, высоких технологиях, а также в формировании политики в Западном полушарии и Ближнем Востоке. Белый дом также намерен участвовать в урегулировании отношений между Европой и Россией.
Соединённые Штаты также декларируют отказ от односторонней защиты и поддержки более слабых партнеров и союзников и переходят к тактике взаимовыгодных отношений, что касается прежде всего взаимоотношений с Европой и странами Африки.
В Белом доме, в частности, намерены урезать военную помощь европейским союзникам, чтобы «Европа начала крепко стоять на своих ногах».
В резких выражениях говорится о военном конфликте на Украине и жёстко декларируется нежелание администрации Трампа в него дальше втягиваться. Правительства стран Европы обвиняются в нежелании урегулировать конфликт, причем авторы новой стратегии обвиняют их в нарушении идеалов демократии и игнорировании мнения избирателей:
«Администрация Трампа сталкивается с разногласиями с европейскими чиновниками, которые питают нереалистичные ожидания относительно войны и сами находятся у власти в нестабильных коалиционных правительствах меньшинства, многие из которых попирают базовые принципы демократии и подавляют оппозицию… Большинство европейцев хочет мира, однако это желание не превращается в политику в значительной степени из-за подрыва демократических процессов этими самыми правительствами. Это имеет стратегическое значение для Соединённых Штатов».
«Важнейший интерес Соединённых Штатов – договориться о скорейшем прекращении боевых действий на Украине... предотвратить расширение войны, восстановить стратегическую стабильность с Россией, а также обеспечить послевоенное восстановление Украины», – отмечают авторы новой стратегии, вызвавшей натуральную истерику в стане европейских болельщиков преступного режима Зеленского.
Во «Временных указаниях по стратегии национальной безопасности», опубликованных в марте 2021 г., спустя два месяца с момента прихода администрации Байдена в Белый дом, Россия и Китай были записаны главными противниками Америки.
В стратегии Трампа 2017 года Россия вместе с Китаем называлась «конкурентом» (competitor). Сейчас Россия представлена как часть европейской, а не американской проблемы, которую американцы по доброте душевной готовы помочь решить посредством «смягчения риска» прямого конфликта между Россией и Европой и восстановления «стратегической стабильности» с Россией.
Кроме того, США обвиняют Европу в разжигании конфликтных отношениях с Москвой:
«В результате конфликта на Украине отношения с Европой серьёзно ослаблены, и многие европейцы рассматривают Россию как экзистенциальную угрозу. Управление отношениями Европы с Россией потребует значительного дипломатического вмешательства США для восстановления условий стратегической стабильности на евразийском континенте».
В новой стратегии говорится, что «быстрое прекращение» вооружённого конфликта на Украине является центральным интересом США, так как это позволит стабилизировать европейскую экономику, предотвратить непреднамеренную эскалацию или расширение конфликта, восстановить стратегическую стабильность в отношениях с Россией, а также «обеспечить послевоенное восстановление Украины, чтобы обеспечить ее выживание как жизнеспособного государства».
Подчеркивается, что продолжение военных действий усиливает внешнюю зависимость Европы от Китая:
«Конфликт на Украине оказал извращенный эффект, усилив внешнюю зависимость Европы, особенно Германии. Сегодня немецкие химические компании строят в Китае одни из крупнейших в мире перерабатывающих заводов, используя российский газ, который они не могут получить у себя дома».
В тексте новой стратегии подчеркивается стратегическая и культурная важность Европы для Америки исходя из весьма прагматичных соображений:
«Нам будет нужна Европа, которая поможет нам успешно конкурировать и работать сообща с нами, чтобы не допустить доминирования любого противника».
С этой целью Америке придется заняться «изменением нынешней траектории» Европы, чтобы достичь «восстановления условий стабильности в Европе и стратегической стабильности с Россией», открытия европейских рынков для США, «оздоровления» европейских стран с помощью коммерции, торговли оружием, политического сотрудничества, культурных и образовательных обменов.
Эти красивые фразы прикрывают реальное намерение стратегов администрации Трампа принудить Европу к следованию в фарватере США во внешней политике, ликвидировать дефицит во взаимной торговле, покончить с прогрессивной повесткой в области культуры и образования и принудить к обеспечению собственной безопасности за свои деньги и с помощью американского оружия.
«Дни, когда Соединенные Штаты, подобно Атланту, поддерживали весь мировой порядок, прошли. Среди наших многочисленных союзников и партнеров десятки богатых, развитых стран, которые должны взять на себя основную ответственность за свои регионы и внести гораздо больший вклад в нашу коллективную оборону. Президент Трамп установил новый мировой стандарт, приняв Гаагское соглашение, которое обязывает страны НАТО тратить 5 процентов ВВП на оборону. Наши союзники по НАТО одобрили это соглашение и теперь должны его соблюдать», – говорится в новой стратегии нацбезопасности США.
Трамп и его команда рассматривают западное полушарие как вотчину Америки: «После лет пренебрежения Соединенные Штаты вновь утвердят и проведут в жизнь доктрину Монро для восстановления американского превосходства в Западном полушарии и для защиты нашей родины и нашего доступа к ключевым географическим точкам по всему региону. Мы откажем негемисферическим (не из этого полушария. – В.П.) конкурентам в способности позиционировать силы или другие угрожающие способности, или владеть или контролировать стратегически жизненные активы в нашем полушарии. Это "Дополнение Трампа" к доктрине Монро (“Trump Corollary” to the Monroe Doctrine) – здравоосмысленное и мощное восстановление американской мощи и приоритетов, согласованное с американскими интересами безопасности».
Выражение «поправка Трампа» является прямой отсылкой на «поправку Рузвельта» – доктрину 26-го президента США Теодора Рузвельта, который провозгласил право США на вторжение в Латинскую Америку.
Ещё одним приоритетным регионом в новой стратегии США названа Азия, причем особое внимание уделяется Китаю, который упоминается в документе 20 раз. На этом геополитическом направлении США намерены стать лидером «с позиции силы». В дежурном порядке подчеркивается важность взаимовыгодных отношений с Китаем, но при этом и необходимость его сдерживания военной силой:
«Этот комбинированный подход может стать полезным... поскольку сильное американское сдерживание открывает пространство для более дисциплинированных экономических действий, в то время как более дисциплинированные экономические действия приводят к увеличению ресурсов Америки для поддержания сдерживания в долгосрочной перспективе».
Тайваню уделяется большое внимание не только из-за его доминирующего положения в производстве чипов, но в основном потому, что он «обеспечивает прямой доступ ко Второй цепи островов и разделяет Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию на два отдельных региона».
«Учитывая, что треть мирового судоходства ежегодно проходит через Южно-Китайское море, это имеет серьёзные последствия для экономики США. Следовательно, сдерживание конфликта из-за Тайваня, в идеале путем сохранения военного превосходства, является приоритетом. Мы также будем придерживаться нашей давней декларативной политики в отношении Тайваня, а это означает, что Соединенные Штаты не поддерживают никаких односторонних изменений статус-кво в Тайваньском проливе», – утверждают авторы документа.
В новой стратегии ожидаемо уделено внимание «традиционным ценностям». Администрация Трампа стремится к «восстановлению и укреплению духовного и культурного здоровья Америки» и к «Америке, которая дорожит своей былой славой и своими героями». Акцентируется необходимость «растущего числа крепких, традиционных семей, воспитывающих здоровых детей».
Миграция обозначается как серьёзная угроза национальной безопасности: «Эра массовой миграции должна закончиться».
«Конец эры массовой миграции, непобедимая армия и доктрина Монро», – весьма лаконично изложила основные тезисы новой стратегии США британская BBC, которая недавно извинилась перед Трампом за искажение его выступления.
«Документ, опубликованный Белым домом в пятницу, в котором традиционные союзы Вашингтона больше не подразумевают никаких реальных обязательств, знаменует собой исторический разрыв с эпохой после 1945 года», – уныло отмечает французская Le Monde.
А вот политические противники Трампа в Америке новую стратегию Белого дома жестко критикуют.
«В новой стратегии национальной безопасности (СНБ) полностью отсутствует стратегическая ясность, она скорее полемическая, чем политическая. Полярная звезда соперничества великих держав с Китаем и Россией, вокруг которой первая администрация Трампа выстраивала двухпартийный консенсус, исчезла. Вместо описания масштабов системного вызова, который Китай бросает Соединённым Штатам, нашим союзникам и партнёрам, СНБ 2025 года чётко даёт понять, что экономика – это “главная ставка”. Новая первостепенная цель политики Вашингтона в отношении Китая – “взаимовыгодные экономические отношения с Пекином”. Обсуждение России в лучшем случае сдержанно: документ отказывается характеризовать угрозу, которую Москва представляет интересам США. Вместо этого используется странная формулировка: “многие европейцы рассматривают Россию как экзистенциальную угрозу”. И хотя в СНБ 2017 года Иран и Северная Корея были отнесены к угрозам второго уровня, в новой СНБ Северная Корея вообще не упоминается, а опасность, исходящая от Ирана после операции “Полуночный молот”, преуменьшается», – пишут эксперты Совета по международным отношениям США (CFR), жестко критикуя практически все положения новой стратегии Белого дома.
«Во вступительной записке к стратегии Трамп назвал ее “дорожной картой, которая позволит Америке оставаться величайшей и самой успешной страной в истории человечества и домом свободы на земле”.
Но Трамп по своей природе переменчив, поэтому сложно предсказать, насколько точно и как долго он будет придерживаться идей, изложенных в новой стратегии. Неожиданное событие мирового масштаба также может переориентировать его мышление, как это уже случалось с недавними президентами, от Джорджа Буша-младшего до Джо Байдена», – иронизирует симпатизирующий демократам журнал Politico.
Впрочем, что бы ни говорили противники Трампа, упрекая его во всех мнимых и реальных грехах, в новой стратегии выражается надежда на завершение большей части конфликтов в мире за счёт миротворческих инициатив 47-го президента США.
При всей декларативности опубликованного Белым домом документа такой подход нельзя не приветствовать.
Обновлённая Стратегия национальной безопасности США может быть залогом для «конструктивного» продолжения переговоров по урегулированию на Украине, заявил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков.
По его словам, действующая администрация США коренным образом отличается от предыдущих и, поскольку президент Дональд Трамп «силён», это дает ему возможность корректировать концепцию в соответствии со своим видением.
«Корректировки, которые мы видим, я бы сказал, они соответствуют во многом и нашему видению, и, наверное, можно надеяться, на то, что это может быть скромным залогом того, что удастся конструктивно продолжить совместную работу над поиском мирного урегулирования по Украине – как минимум», – отметил пресс-секретарь Президента России.