После задержания американскими военными частного танкера с венесуэльской нефтью в международных водах в Каракасе обвинили США в «вопиющем акте пиратства». Вице-президент Делси Родригес заявила, что правительство «осуждает и отвергает кражу и захват нового частного судна, перевозящего нефть, а также насильственное исчезновение его экипажа, совершённые военнослужащими Соединённых Штатов Америки в международных водах». Министр внутренней безопасности США Кристи Ноэм публично подтвердила операцию, опубликовав кадры захвата судна. По данным Bloomberg, задержанное судно под панамским флагом (принадлежит китайской компании) перевозило около 2 млн баррелей нефти. Накануне Трамп в лучших традициях гангстеризма, выступая перед журналистами в Мар-а-Лаго, пожелал оставить себе захваченную ранее чужую собственность: «Мы оставим это себе. Возможно, продадим. Возможно, оставим. Возможно, используем для стратегических резервов. Суда мы также оставляем».
Тем временем противостоящие стороны глушат сигналы спутниковой навигации, что увеличивает риски морских инцидентов в Карибском море. «Вооружённое вмешательство в дела Венесуэлы станет гуманитарной катастрофой для всего полушария и опасным прецедентом для всего мира», – предупредил президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Ранее, как утверждает Global Times, Великобритания, Франция и Нидерланды приостановили либо же ограничили обмен разведданными с США по Карибскому региону. Международная реакция ясно показывает, что действия США не получили поддержки, а скорее толкают страну к изоляции.
Согласно недавнему опросу Quinnipiac, 63 % американских респондентов выступают против военных действий против Венесуэлы, и только 25 % поддерживают их. Тем не менее в Белом доме настроены решительно, ясно давая понять, что морская блокада венесуэльского экспорта продолжится, пока, дескать, «преступная группировка Мадуро» не вернёт «все украденные американские активы», в ответ на что в Каракасе обещают обратиться в ООН. Тем временем «нефтяная экспансия Вашингтона продолжается вне зависимости от воззрений сменяющих друг друга режимов и политических лидеров». Располагая 300 млрд баррелей черного золота, Венесуэла является мировым лидером по доказанным запасам высокосернистой («тяжёлой») нефти, для переработки которой и были возведены большинство американских НПЗ, напоминает с. н. с. ИКСА РАН Ваге Давтян: «Расчёт вполне понятен – легче подчинить себе соседа, чем перестроить всю систему переработки».

Судебные ордера на арест судна отсутствуют, однако в Белом доме безапелляционно заявляют, что США имеют право преследовать большинство судов, перевозящих нефть из Венесуэлы, государственная нефтяная компания которой находится под санкциями с 2019 года. Вот уже многие годы, если не десятилетия сменяющие друг друга американские администрации, вне зависимости от партийного окраса, сетуют на то, что весьма мощные нефтеперерабатывающие заводы на нидерландских южно-карибских островах Аруба и Кюрасао, созданные американскими компаниями ещё в 1910-х гг., через 85-90 лет, не без содействия со стороны нидерландских властей перешли в собственность венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA. Эти объекты были созданы американскими компаниями для переработки в основном венесуэльской нефти, так что стремление заграбастать их обратно с использованием всех возможных способов и средств с точки зрения нынешних хозяев Белого дома более чем объяснимо…

Территории Нидерландов в Карибском бассейне
Несмотря на американский прессинг на Амстердам и на местные власти, НПЗ на Кюрасао (Villemstaad, Refineria di Korsou), контролируемый Каракасом, и PDVSA в конце 2023 г. урегулировали финансовые и иные спорные вопросы. По официальным данным PDVSA, подписанное соглашение «предусматривает в том числе возможность хранения нефти Венесуэлы на профильных объектах на этом южно-карибском острове и на соседнем нидерландском о. Бонайре. Соглашение связано в целом с возобновлением деятельности старого нефтеперерабатывающего завода мощностью переработки в 335 тыс. баррелей в сутки; предусмотрено погашение долга PDVSA перед этим НПЗ за счет дополнительных поставок нефти с начала 2024 года».
Кроме того, НПЗ на соседней нидерландской Арубе (Ораньестаад) с марта 2017 г. снова контролируется Citgo Petroleum Corp – дочерней компанией той же PDVSA. Текущая мощность этого объекта составляет почти 280 тыс. барр. ежесуточно.

К слову, Амстердам вводил политические, а порою финансовые санкции против Венесуэлы с периода правления Уго Чавеса, однако на чёрное золото и на его переработку на вышеупомянутых НПЗ они не распространялись. Даже несмотря на то, что в некоторых выступлениях и Николас Мадуро, и особенно его предшественник упоминали «отторжение от нашей страны» Кюросао и Аруба.
Вот уже более 40 лет на Кюрасао функционирует база ВВС США и пока неясно, будет ли она задействована в случае военной операции против Венесуэлы. Скорее всего, в Вашингтоне проигнорируют особые взаимоотношения этих территорий и их метрополии с Каракасом. Можно предположить, что вероятный удар по Венесуэле с базы на Кюрасао будет прямо связан с намерением «выдавить» PDVSA отовсюду, откуда только можно, и затем вернуть упомянутые НПЗ американцам, вкупе с контролем за венесуэльской нефтью. Всё чаще с базы на Кюрасао поднимаются патрульные самолёты ВВС США, облетающие венесуэльское побережье и ходящие близ него танкеры. Очевидно, делается это с расчётом на конфликт Каракаса / PDVSA с администрацией данных Кюрасао и Аруба, а в более широком контексте – Венесуэлы с Нидерландами.

База ВВС США на Кюрасао
Еще в 2010 г. подполковник Брайан Белл, командующий американскими ВВС на Кюрасао, заявлял, что остров «стратегически расположен рядом с основными торговыми путями, и это одна из причин, по которой мы хотели бы остаться здесь». Очевидно, что другая причина – всего лишь 55 миль до венесуэльского побережья, а Аруба с Бонайре расположены от этого побережья не более чем в 45 милях. В том же 2010 г. тогдашний руководитель местной оппозиционной партии «Пуэбло Соберано» Хальмин Вильс прямо дал понять, как Нидерландам следовало бы себя вести в конфликте Вашингтона с Каракасом: «...когда ты мал, нужно быть мудрым, а когда большие страны ссорятся, маленьким странам лучше держаться от этого подальше».
В конце августа с. г. власти «южно-карибских Нидерландов» (естественно, с ведома Амстердама) высказались против вовлечения этого региона в конфликт с Венесуэлой: «...текущая геополитическая напряжённость вызывает беспорядки на островах. Кюрасао, например, находится в 65 километрах от Венесуэлы. Многие жители опасаются, что тесные отношения с Америкой могут спровоцировать реакцию со стороны Венесуэлы». Премьер-министр Кюрасао (с 2021 г.) Гильмар Пизас признаёт эти опасения, уверяя, что остров «является и останется нейтральным» на фоне усиления напряжённости между США и Венесуэлой. Все официальные контакты с США осуществляются через Гаагу-Амстердам, а не через Виллемстад» (столица владений Нидерландов на южных Карибах. – Прим. ред.).

Премьер Кюрасао, 26 августа с. г.
Давний военно-политический союз Вашингтона и Амстердама предусматривает, что «в подобных вопросах Королевство напрямую взаимодействует с США, и что Кюрасао получает всю необходимую информацию через Королевство». Всё же, повторил премьер, поскольку «американцы используют объекты на Кюрасао для патрулирования международных вод у побережья Венесуэлы, Кюрасао втягивается в конфликт». Тем не менее «в приоритете у нас важность сохранения необходимого спокойствия и отсутствия паники: это моё главное послание моему народу». С учетом упомянутых факторов, это послание, прежде всего, от самой метрополии, адресованное всему южнокарибскому региону Нидерландов?..

Около трёх лет тому назад по инициативе парламентов Венесуэлы, Нидерландов и южно-карибских территорий была учреждена «Группа дружбы Венесуэла – Нидерланды с целью укрепления двусторонних отношений». Как отметил венесуэльский депутат, сопредседатель этой группы Фернандо Бастидас, создание группы востребовано не только ввиду сложной военно-политической ситуации вокруг Венесуэлы, «но изначально актуально, так как на северокарибской стороне мы граничим с островами Аруба, Кюрасао и Бонайре, в составе территории Нидерландов». Группа выступает за продолжение всестороннего взаимовыгодного сотрудничества метрополии и ее упомянутых территорий с такой близкой для них Венесуэлой.
Правда, адептов «доктрины Монро XXI века» это вряд ли остановит – большая часть венесуэльской нефти экспортируется в Китай, объявленный основным соперником США в том числе и на доктринальном уровне. В недавнем интервью POLITICO Трамп отказался исключать возможность наземного вторжения. Как стало известно агентству Reuters, береговая охрана США преследует незагруженный нефтяной танкер Bella 1 под панамским флагом в международных водах близ берегов Венесуэлы. Американцы считают данное судно частью т. н. теневого флота, задействованного в перевозке нефти из подсанкционных стран, выдав ордер на его арест.