Многие из начинаний Трампа, если не сказать авантюр, приписываемых лично ему, включая экспансию на Севере, на самом деле в американской политике разрабатывались достаточно давно. Нынешний президент со свойственной ему энергией лишь перешел от слов к делу. Это говорит о том, что при любой будущей администрации США американский «северный поход» едва ли будет остановлен, к чему всем приполярным странам, включая Россию, безусловно, надо быть готовыми.

Где-то в Арктике
Ещё накануне прихода Трампа и его нынешней силовой команды к власти в 2024 году Пентагон принял новую Арктическую стратегию, в которой выражалась озабоченность отставанием Америки от России и Китая в регионе и подчеркивалась необходимость для Соединённых Штатов инвестировать больше средств в модернизацию своих военных объектов, связанных с Арктикой.

Заместитель министра обороны США Кэтлин Хикс
Представлявшая ее замглавы Пентагона К. Хикс заявила, что для Арктики наступило «критическое время». Изменение климата, возросшая активность противников и деградация инфраструктуры времён холодной войны вынуждают ведомство переосмыслить существующий подход. По её словам, руководители Минобороны США уже более десяти лет предупреждали, что стране необходимо расширить присутствие в Арктике, чтобы лучше конкурировать с Китаем и Россией в регионе, который становится более доступным из-за изменения климата. Но при его освоении возникает целый ряд проблем, включая потребность в глубоководных портах, оружии, беспилотниках и оборудовании, способном выдерживать низкие температуры, а также в ледоколах.

Место Шпицбергена (Svalbard) в Арктическом регионе
Нынешняя администрация США «от души» взялась за практическое наполнение этих давних планов, полагая, что если в арктическом регионе лежит будущее человечества, то контрольный пакет в его освоении должен принадлежать наиболее того достойным Соединенным Штатам. Приняты решения об увеличении финансирования всех необходимых технических проектов и строительства новых кораблестроительных мощностей. Недостающие ледоколы уже заказаны на верфях Финляндии (15 сразу) и Канады. Но особое внимание Белый дом уделяет установлению своего физического контроля над той частью Арктики, которая с его точки зрения либо еще недостаточно юридически за кем-либо закреплена, либо находится в «слишком слабых руках», невзирая на то, что последние могут принадлежать близким союзникам Вашингтона по НАТО. Внимание американцев при этом не ограничивается одной датской Гренландией. Уже далеко не в шутку Трамп повторяет свои заявления о необходимости интеграции в США севера Канады (тогда Гренландия будет объединена в единое пространство с американской Аляской). Все чаще идут разговоры и об «укреплении обороны» ключа к «Западным воротам» Арктики – норвежскому архипелагу Шпицберген (Svalbard).
Даже помещенное вроде бы по незнанию на сайте Белого дома коллажное изображение Трампа, вышагивающего рука об руку с пингвином по Гренландии, также навевает странные ощущения. Поскольку данные особи на указанном острове не водятся, а обитают исключительно на Южном полюсе, неужели президент США хочет захватить и Антарктиду, а потом завести оттуда пингвинов в Гренландию?

Трамп с «пингвином-мигрантом» маршируют по Гренландии
Примечательно, что к своим претензиям на Гренландию к Дании Трамп уже пристегнул и обидевшую его невручением Нобелевской премии мира Норвегию. Самостоятельный разговор с ней и о «неясном статусе» Шпицбергена, видимо, еще только предстоит.

Йонас Стёре, премьер-министр Норвегии
В послании к премьер-министру Норвегии Йонасу Стёре президент США написал: «Дорогой Йонас, учитывая, что ваша страна решила не присуждать мне Нобелевскую премию мира за то, что я остановил 8 войн ПЛЮС, я больше не чувствую себя обязанным думать исключительно о мире, хотя он всегда будет в приоритете. Теперь я могу думать о том, что хорошо и правильно для Соединённых Штатов Америки. Я сделал для НАТО больше, чем кто-либо другой с момента его основания, и теперь НАТО должно сделать что-то для Соединённых Штатов. Мир не будет в безопасности, пока мы не получим полный контроль над Гренландией. Спасибо!»

Датский патрульно-разведывательный корабль возле берегов Гренландии
Ключевую роль в информировании правительств Норвегии и Дании об угрозах, с которыми они сталкиваются на Крайнем Севере, играют их разведывательные службы. Но представленные ими своим работодателям на эту тему доклады, ставшие известными местной прессе, полны противоречий и прежних предрассудков, которые со всей очевидностью не позволяют Осло и Копенгагену правильно понять складывающуюся вокруг национальных границ ситуацию и выработать адекватную линию поведения. Эти противоречия, в частности, отчетливо видны в анализе норвежского издания High North News подготовленных указанными службами в минувшем году соответствующих документов UDSYN 2025 (датская разведка) и Fokus 2025 (норвежская разведка), затрагивающих положение в Арктике.

Доклад датской разведки, затрагивающий ситуацию в Арктике на 2025 год
В докладе датчан, например, в целом присутствуют серьезные опасения по поводу нарастающих претензий Трампа на принадлежащую им Гренландию. Констатируется, что «сейчас США используют свою экономическую и технологическую мощь как средство воздействия в том числе на союзников и партнёров. США используют экономическую силу, в том числе угрозы введения высоких пошлин, чтобы навязывать свою волю, и больше не исключают возможности применения военной силы даже против союзников. Всё более пристальное внимание США к Тихому океану одновременно создаёт неопределённость в отношении роли страны как основного гаранта безопасности в Европе». Комментатор High North News подчёркивает, что этот посыл датских спецслужб «невозможно истолковать неверно: США представляют угрозу для Европы».
Но при этом, хотя указанный доклад признает, что «острой угрозы новых военных атак на Европу со стороны России нет», в нем делается вывод о том, что последняя тем не менее вследствие американской политики «становится всё более опасной и агрессивной». «Россия будет всё активнее отстаивать свои интересы с помощью конфронтационного поведения как в политическом, так и в военном плане», – пишут датчане.
Директор Датской службы военной разведки Томас Аренкиль заявляет: «США по-прежнему являются ближайшим союзником и важнейшим партнером Дании, особенно через НАТО, и они привержены европейской безопасности».

Директор Датской службы военной разведки Томас Аренкиль
В общем, неважно, кто хочет оттяпать у Дании Гренландию – виновата у Копенгагена все равно Россия. В психологии это называется импринтинг, когда какие-то модели или образы в сознании подверженных ему запечатлеваются настолько прочно, что их уже не отменить никакими опровергающими фактами. Вашингтон подвергал импринтингу сознание европейцев многими десятилетиями и, надо сказать, довольно успешно. Теперь он беззастенчиво срезает с них «нагулянный жирок», а они все ищут виноватого где-то вдалеке.

Доклад норвежской разведки, касающийся Арктики, – Fokus 2025
Что касается доклада норвежской разведслужбы на 2025 год, то в нем никакой критики по адресу политики США в Арктике издание High North News вовсе не обнаруживает. Хотя в мире усиливаются разговоры о том, что вслед за аннексией Гренландии Трамп может возжелать «для комплекта» присоединить к Америке и норвежский архипелаг Шпицберген.
В отчёте норвежской разведки выбран другой подход. В нём однозначно говорится, что российская арктическая политика является главной угрозой безопасности в регионе, а также упоминается «военно-стратегическое значение Шпицбергена для Москвы».
Автор разбора и этого доклада в High North News Арне О. Холм выражает мнение, что следующий доклад норвежской разведки по Арктике, который должен появиться в феврале 2026 года может быть более сбалансированным, указывая на опасности, исходящие и от другой стороны, но на это, по его словам, можно только надеяться.

Янне Матлари: «Покуда переварят Гренландию, про Шпицберген забудут»
В Осло пока считают, что буйный нрав нынешнего президента США каким-то образом обойдет их стороной, допуская, что от него можно будет откупиться датской Гренландией, что показывает всю реальную цену «нордической солидарности».
Так, бывший госсекретарь МИД Норвегии, известная писательница и общественный деятель профессор международной политики в Университете Осло Янне Хааланд Матлари, выступая на национальном телевидении, поддержала передачу Гренландии США. В ответ, по ее мнению, можно было бы заручиться поддержкой Вашингтона в связи с «захватническими намерениями» России в отношении Шпицбергена. Уважаемая профессор, хотя и является «дамой Суверенного военного ордена Мальты», но опасность для своей страны она явно видит со стратегически ошибочной стороны.

Нарративы норвежской пропаганды по российской политике в Арктике
Вопреки пропаганде Осло, Россия не подрывает, а защищает норвежский суверенитет над Шпицбергеном. Пытаясь избавиться от российского присутствия на архипелаге, где Москва в соответствии с договором от 1920 года осуществляет хозяйственную (добывает уголь) и научно-исследовательскую деятельность, Норвегия «рубит сук, на котором сидит». Членами этого договора «на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага» являются более 50 государств, в том числе Россия, США, Китай, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция и др.

После 2010 года, когда был подписан договор «О демаркации российско-норвежской границы» и в качестве жеста доброй воли морские границы России были отодвинуты от Шпицбергена, Норвегия, к сожалению, восприняла это лишь как повод для дальнейшего наращивания давления на россиян. Спор о режиме их свободного доступа на архипелаг только усилился. В 2022 году Осло присоединилось к антироссийским санкциям и распространило их на Шпицберген, заявив о праве досматривать и даже задерживать российские суда. МИД Норвегии пошел еще дальше, объявив Шпицберген «неотъемлемой частью НАТО».
Таким образом, Норвегия сама шаг за шагом разрушает основы договора 1920 года и открывает путь милитаризации архипелага со стороны союзников, прежде всего США, вслед за которой могут последовать заявления о том, что для его более надежной обороны неплохо бы сменить и юрисдикцию Шпицбергена на американскую, как это уже происходит с Гренландией. И в этом процессе Москва для Осло отнюдь не враг, а, возможно, единственный надежный партнёр.