США стремятся наложить руку на промышленную инфраструктуру Кубы

Что США нужно на Кубе?

Помимо идеологической составляющей, в действиях администрации Трампа присутствует и экономическая подоплека

После заявления президента США Дональда Трампа о необходимости проведения государственного переворота на Кубе к концу 2026 г. и введения новых ограничительных мер, включая отмену всех авиарейсов из США на Кубу на Острове свободы (и не только) расценили их как грубое вмешательство в суверенные дела другого государства и очередную агонию неоимпериализма Вашингтона. 

Хотя история отношений США и Кубы после революции 1959 г. отмечалась постоянной враждебностью со стороны янки, нынешний этап на фоне январской операции по похищению президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его супруги Силии Флорес, а также угроз бомбардировки Ирана вызывает глубокую обеспокоенность.

Госсекретарь США Марко Рубио, кроме того, имеет личную неприязнь к революционному правительству Кубы, которая десятилетиями являла всему миру альтернативную политическую модель. А поражение США на Плайя Хирон в 1961 г. было серьезным репутационным ударом по Вашингтону и фактически первой победой над янки в Западном полушарии. Данный ресентимент Вашингтона в отношении Кубы накладывается на требования выплатить компенсации беглым олигархам, чье имущество было национализировано после революции. С этим также связаны санкции США в отношении захода кораблей, в том числе туристических круизных лайнеров.

Но на Кубе также есть активы, которые дельцы наподобие Трампа хотели бы заполучить под свой контроль. Это не только туристический сектор, который приносит приличную часть дохода в государственную казну. Но также горнодобывающая промышленность, химическое производство и смежные отрасли. Хотя последние годы наблюдалось снижение производства сырой нефти, извести, цемента, серной кислоты и др., некоторые сегменты необходимо выделить особо.

Компания Empresa Siderúrgica José Martí (Антильяна–деАсеро) в рамках сотрудничества Кубы и России в мае 2023 года запустила первую фазу производства электродуговой печи российского производства. Производственная мощность электросталеплавильного цеха – 220-230 тыс. тонн жидкой стали в год.

Процесс модернизации металлургического завода в Гаване начался благодаря кредиту из России. Очевидно, что этот сектор связан с российскими интересами.

Следующее – это цинк и свинец. В 2023 г. производство цинка на Кубе выросло на 12% до 58 000 метрических тонн с 52 000 метрических тонн в 2022 году благодаря увеличению добычи на руднике Кастельянос, принадлежащем Empresa Minera del Caribe Santa Lucía S.A. Emincar, единственному производителю свинца и цинка на Кубе. Цинк и свинец также нужны в различных секторах производства.

Однако наиболее доходными для Кубы является добыча никеля и кобальта, которые сейчас довольно востребованы.

Ведущей организацией, отвечающей за добычу, переработку и продажу никеля, является Cubaníquel, в которую входят 14 компаний, в том числе два производителя этого минерала: комбинат им. команданте Педро Сото Альба и комбинат им. команданте Эрнесто Че Гевара. 

Первый был основана в конце 1950-х годов и начал производство в 1959 году. В апреле 1960 года американская компания, которая управляла им, отказалась платить налоги в соответствии с привилегиями, предоставленными диктатором Фульхенсио Батистой, и впоследствии покинула страну, забрав с собой всю техническую документацию. Но к апрелю 1961 г. кубинские революционеры сами смогли запустить производство.

В декабре 1994 г. в сложный период после распада СССР было создано совместное предприятие с канадской фирмой Sherritt International, которая специализируется на производстве и сбыте смеси сульфидов никеля и кобальта, а также на производстве, продаже и поставке серной кислоты национальным предприятиям. 

Второй комбинат полностью принадлежит Кубе. Он был построен в сотрудничестве с СССР и начал производство в 1984 году. 

Отметим, что, несмотря на трудности с энергоснабжением и продолжающуюся экономическую, торговую и финансовую блокаду со стороны США, шахты на Кубе прошли модернизацию и была повышена эффективность, что позволило в 2024 г. достичь общего объема производства в 32 000 тонн, превысив показатели 2022 и 2023 годов. В 2025 г. компания Sherritt International произвела на комбинированном заводе Moa Nickel S.A., расположенном в провинции Ольгин, 25 240 тонн никеля и 2 729 тонн кобальта.

Сами канадцы признают, что геополитическая неопределенность в регионе влияет на ситуацию в этой отрасли.

Здесь накладывается и фактор текущего ухудшения взаимоотношений между США и Канадой. Еще в марте 2025 г. премьер-министр канадской провинции Онтарио Дуг Форд предупреждал, что если США введут новые тарифы, провинция сократит экспорт электроэнергии в приграничные штаты США и прекратит поставки никеля.

По данным таможенной и пограничной службы США и Агентства пограничных служб Канады, за последние три года почти половина импорта никеля в США поступает из Канады, в то время как 40-50% канадского экспорта никеля предназначается для США.

Поскольку Канада начинает активней сотрудничать с Китаем, нельзя исключать, что экспорт никеля будет перенаправлен именно туда. 24 января 2026 г. Трамп уже пригрозил ввести 100% пошлины, если Канада подпишет новое торговое соглашение с Китаем.

В связи с этим возникает вопрос, где же США будут брать никель, который нужен для наукоемкого производства?

Добавим к этому, что монетный двор США и один из его поставщиков, Artazn, в конце 2025 г. начали изучать способы снижения себестоимости изготовления никеля до уровня менее 5 центов, поскольку пятицентовые монеты в США состоят на 75% из меди и на 25% из никеля, а за последние 10 лет цена на эти металлы выросла почти в два раза.

Только за последний год цена на никель поднялась более чем на 15%. А на кобальт – более чем на 160%. Январские цены 2026 г. на никель составляли $18,500 за тонну.

И если в Гренландии запасы природных ресурсов еще нужно извлекать, а до этого провести надлежащую геологоразведку, то на Кубе все текущие и потенциальные места залежей уже известны.

Согласно отчету главного управление горнодобывающей промышленности Кубы при нынешних темпах добычи добывать и экспортировать никель можно будет в течение 17-20 лет, а сама Куба занимает пятое место среди стран с крупнейшими запасами никеля в мире и третье – по запасам кобальта.

Поэтому политическая риторика США о «коммунистической угрозе» с Кубы имеет и вполне приземленные экономические интересы. А помимо примера с никелем, можно упомянуть и нефтеперерабатывающий комплекс в Сьенфуэгосе, который создавался еще при жизни Уго Чавеса и Фиделя Кастро. По замыслу он должен был стать крупным хабом для всего региона, но находится в замороженном состоянии. Явно Вашингтон положил глаз и на него…

Другие материалы