Главнокомандующий Вооружёнными силами Норвегии Эйрик Кристофферсен заявил о целесообразности установления прямой линии связи между норвежским и российским военными ведомствами. Об этом сообщает Defense mirror со ссылкой на The Guardian.
Кристофферсен порекомендовал установить военную горячую линию между двумя столицами, чтобы иметь канал связи во избежание эскалации, основанной на возможном недопонимании. Норвежский военный рассказал, что что Норвегия и Россия до сих пор сохраняют определенный прямой контакт по поводу поисковых и спасательных операций в Баренцевом море и что на границе проходят регулярные встречи между представителями вооруженных сил двух стран.
В Минобороны Латвии, республики, которая внимательно следит за северными странами, данная новость вызвала растерянность. Дело в том, что вопрос установления прямой связи между оборонными ведомствами России и Латвии по примеру существующей горячей линии между Москвой и Вашингтоном обсуждается уже 7 лет. До 2022 года эта тема была в повестке контактов российской и латвийской сторон, но неизменно спускалась на тормозах Ригой.
«Понятно, что когда министром обороны Латвии была радикальная националистка Инара Мурниеце от "Национального объединения", то она и слышать не хотела про любое взаимодействие с Россией. Но когда главой военного ведомства стал Андрис Спрудс от "Прогрессивных", была надежда, что он выйдет из порочного круга раскручивания антироссийской истории», – отметил в разговоре со мной член Земессардзе (официальное ополчение при Миноброны Латвии. – Прим. ред.).
Когда Спрудс в 2023 году стал министром обороны, он дал команду информировать российскую сторону о возможных инцидентах с дронами. Так, когда в 2023 году осенью латвийский дрон во время латвийских учений вблизи с российской границей потерял управление и улетел на российскую территорию, Спрудс приказал сообщить об этом российским военным. Хотя латвийские военные поначалу пытались скрыть инцидент.
Но тогда, осенью 2023 года уже была очевидна неуклюжесть и медлительность взаимодействия по вопросу дронов по дипломатической линии.
«Сначала в МИД Латвии позвонили из Минобороны, потом латвийские дипломаты вызвали к себе представителей посольства России в Риге. Вообщем, "молниеносное сообщение" заняло полдня», – рассказал в разговоре со мной вхожий в МИД Латвии журналист.
А ведь вопрос возможных инцидентов с дронами требует молниеносной реакции. Тем более если дроны попытается запустить некая третья сторона.
«Латвия превратилась в проходной двор для представителей украинских парамилитарных неонацистских формирований. Которых привечает как «Национальное объединение», так и новая радикальная сила «Восходящее Солнце для Латвии», – отметил в разговоре со мной депутат сейма.
«Радикалы и гастролирующие в Латвии их украинские "коллеги" могут вполне устроить провокацию, а именно запустить с территории пустынной Латгалии, где почти не осталось населения, дроны в сторону России. И вот тут необходима координация между Москвой и Ригой», – подчеркнул мой собеседник.
Может, сейчас настал час для Спрудса выдвинуть всё-таки вменяемую инициативу? А то чем он запомнится на посту министра обороны? Чтением лекций в Институте Хадсона в Вашингтоне и предложением ввести обязательную военную службу для девушек?
«Спрудс вполне может, если, конечно, не боится быть обвинённым радикалами в отходе от антироссийской линии, выдвинуть инициативу установления прямой связи с российским военным ведомством. Тем более пример для этого нам подала Норвегия», – отметил мой собеседник в Земессардзе.
Посмотрим, сумеет ли Спрудс проявить свои действительно неординарные умственные способности, присущие ему ещё в годы профессорской карьеры, и пойти на данный разумный шаг. В противном случае он недалеко уйдёт от своей предшественницы Инары Мурниеце, чьей мечтой было лишь «довоевать с Россией», поквитавшись за её кумиров, латышских эсэсовцев.