В период правления Дж. Буша-младшего тезис о том, что Куба не значится среди внешнеполитических приоритетов США, звучал постоянно. «Режим братьев Кастро не представляет военной угрозы, экономически ослаблен и политически нестабилен», - неизменно подчёркивали в своих выступлениях официальные лица, давая понять, что время радикальных перемен на острове не за горами. В ожидании «перехода Кубы к подлинной демократии» администрация Буша приняла программу действий по финансово-информационному стимулированию «переходных» процессов, в первую очередь с помощью диссидентских ячеек и НПО.
Время шло, а на Кубе всё было на удивление спокойно. Подрывные операции неизменно проваливались. Самые эффектные наработки по саботажу и дестабилизации не давали нужного результата. Расчёты на непрочность «социализма с кубинским лицом» не оправдались. Не смог Вашингтон изолировать Кубу и на международной арене.
Бушу и его команде не довелось увидеть телевизионные репортажи с Кубы о «банановой революции». Неоконы бесславно проиграли последние выборы и разбрелись по кабинетам, вынашивая планы реванша. Приход к власти Барака Обамы вновь поставил на повестку дня «кубинскую проблему». Как быть с «коммунистическим режимом»? Он давно существует и крепнет вопреки прогнозам аналитических подразделений Госдепа, ЦРУ, других разведывательных служб, а также частных информационных фирм типа Stratfor.
Перед Обамой стоит нелёгкая задача. Разнобой мнений о том, что делать с Кубой, сегодня в Соединённых Штатах существует даже среди патриотов-консерваторов. В недавнем анализе фирмы Stratfor без обиняков указывается, что курс США на нормализацию с Кубой встретит ожесточённое сопротивление консервативных сил в стране, особенно в штате Флорида, который нередко определяет исход президентских выборов. Если Обама слишком далеко зайдёт в попытках развязать кубинский узел, ему не избежать серьёзных проблем. В то же самое время 12 бывших высокопоставленных генералов (среди них Джеймс Хилл, возглавлявший Группу Южного командования) обращаются к руководству США с письмом, в котором призывают пересмотреть прежнюю политику в отношении Кубы. «Правительство Кастро, хотя и слабое экономически, - пишут военные, - сумело сохранить массовую поддержку своего народа, преодолев экономические неурядицы и открыв всеобщий доступ к медицинскому обслуживанию и образованию. На Кубе в обозримом будущем контрреволюции не предвидится».
Весьма категорично генералы высказались об экономической блокаде. По их мнению, она не привела к достижению поставленных целей и, более того, «вызвала значительную дипломатическую реакцию»: «Когда иностранные лидеры подавляющим большинством голосов выступают против (экономического) эмбарго в ООН и посещают Гавану, чтобы осудить североамериканскую политику, это указывает на необходимость смены курса».
***
В преддверии Пятого саммита Америки (17–19 апреля с.г., Тринидад и Тобаго) администрацией Обамы были предприняты некоторые шаги для демонстрации готовности к диалогу c Кубой. В их числе – облегчение поездок кубинцев, живущих в США, к родственникам на Кубу, снятие запрета на денежные переводы, оплата жителями США за кубинцев услуг сотовой связи и спутникового телевидения. Рассматривается возможность восстановления регулярного авиасообщения с островом. Роберт Гиббс, пресс-секретарь Белого дома, сообщил журналистам, что «президент дал указания принять меры по обеспечению свободного обмена информацией между народом Кубы и внешним миром, и передаче (кубинцам) гуманитарной помощи». Первая задача, без всякого сомнения, будет осуществляться для ведения подрывных операций против Кубы, вторая – для демонстрации солидарности США с «голодающими кубинцами».
Фидель Кастро с понятной сдержанностью воспринял сообщение «об ослаблении санкций» против Кубы и квалифицировал эти шаги как «подачки»: «Снятие ограничений на путешествия является позитивным шагом, но недостаточным. Нужно множество других сигналов». По мнению Фиделя, Обама должен решиться на проведение более конструктивной политики, отказаться от многих других репрессивных санкций, но самое главное «отменить торговое эмбарго, которое является самой жестокой из всех мер». Фидель подчеркнуто воздерживается от критических слов в адрес президента США: «Мы не хотим нападать на Барака Обаму. Он не несёт ответственности за произошедшее в прошлом, и я уверен, что Обама не намерен продолжать политику Джорджа Буша».
***
Конфронтация США с Кубой воспринимается в мире как стремление могучего и жестокого Голиафа расправиться с отважным Давидом. Большинство симпатий за пределами Америки - на стороне кубинского народа. После полувекового противостояния самой мощной империи за всю историю человечества Куба не согласится на разрядку отношений с Соединёнными Штатами любой ценой. Вашингтону не следует предаваться иллюзиям: кубинское правительство добровольно никогда не пойдёт на демонтаж социалистического строя в стране. Гавана сделала должные выводы из тех процессов либерализации и демократизации «по-горбачёвски», которые привели к краху Советского Союза и возникновению многочисленных трудноразрешимых проблем для России. Диалог диалогом, но кубинцы будут руководствоваться лозунгом: не поступиться принципами!
Поскольку «кубинский фактор» стал принципиальным вопросом для всех без исключения государств Западного полушария, то можно говорить о том, что нормализация отношений с Кубой куда больше нужна самому Вашингтону. Главный вопрос состоит в том, пойдёт ли Обама на ликвидацию всех напластований холодной войны с островом? Вернее, позволят ли ему сделать это? Американского обывателя слишком долго запугивали «кастрокоммунизмом», чтобы правящая администрация в одночасье совершила разворот на 180 градусов и продемонстрировала всему миру рукопожатие Обамы и Рауля Кастро. Неоконы, экстремистские организации правых, «контрас» (непримиримая кубинская эмиграция) – все в унисон негодуют по поводу стартовых, по аптечному взвешенных «миролюбивых» сигналов Обамы в адрес Кубы: никаких уступок братьям Кастро, режим должен пойти на безоговорочную капитуляцию!
В российском интернете перспектива улучшения кубинско-американских отношений обсуждается в пессимистической и, можно сказать, в зловещей тональности. Вот один из таких постов: «Гринги очень внушаемы. Верят телевизору больше, чем бабушки в деревнях под Иркутском или Екатеринбургом. Ультраправые в США и тысячи профессиональных контрас не дадут шанса быстрому позитиву в отношениях (между США и Кубой). Более того, уже сейчас, вполне вероятно, что (в США) подобрали двух-трёх «ли харви освальдов», винтовки с оптикой и готовят операцию наподобие той, с помощью которой ликвидировали Джона Кеннеди. Так что, контрас, ФБР и ЦРУ наготове. Если Обама осмелится дружить с Кубой, ему конец. И все так обставят, что комар носа не подточит».
Трудно судить, глаголет ли истина устами этого анонимного интернет-Нострадамуса. Время для организационных выводов истеблишмента США о состоятельности Обамы как выразителя и защитника высших интересов империи и Pax Americana ещё не наступило. Пока что в Западном полушарии в ходу хорошо отработанные политкорректные заявления по поводу налаживания Соединёнными Штатами дружеских отношений со всеми государствами региона. Ах, этот ласковый ветер безбрежного оптимизма! Вряд ли он способен убаюкать кубинцев, закалённых многолетней борьбой за независимость своей родины, самостоятельное развитие и вообще – просто за выживание. Кубинское руководство в прошлом не раз пыталось наладить диалог с Соединёнными Штатами, но эти усилия ни к чему не приводили. Американцы неизменно выдвигали заведомо неприемлемые для Гаваны требования, в частности проведение «свободных общенациональных выборов» с участием кубинской эмиграции и НПО, финансируемых из специальных американских фондов. Уже сама вызывающая формулировка «свободных выборов» неприемлема для Гаваны, поскольку ставит под сомнение легитимность нынешних властей. Именно поэтому Рауль Кастро в одном из недавних интервью твёрдо заявил, что Куба готова к переговорам с администрацией США, но без каких-либо предварительных условий.
Один из российских политологов недавно изрёк, что из всех проблем, стоящих перед Обамой, легче всего и «с наименьшими затратами» будет решён кубинский вопрос. Мол, сами братья Кастро давно устали от своей революции и потому после решения Сената США об отмене экономического эмбарго (сроки не прогнозируются) американский капитал без каких-либо помех ринется на остров, чтобы скупить все подчистую: от туристических объектов до нефтяных полей и никелевых месторождений. По прогнозу этого политолога, явно вдохновленного сценариями «цветных революций», кубинцы (наверное, измождённые от голода и облачённые в лохмотья) с воодушевлением «встретят Америку» (в звездно-полосатом исполнении). После этого братьям Кастро придётся отказаться от власти (по-хорошему или по-плохому – не уточняется). С непонятной для меня игривой интонацией политолог также предсказал, что после триумфального возвращения США на Кубу, России и русским места на острове не найдётся: все захватят американцы.
***
Прогнозы о скором развале «кастрокоммунистического режима» звучат с 60-х годов. Однако кубинская революция уверенно держится, несмотря на тяжкие испытания прошлых лет, в том числе после катастрофического распада социалистического блока. А время залечивает самые тяжёлые раны. Гавана установила тесные, взаимовыгодные отношения с Китаем, Бразилией, Венесуэлой, Россией, странами МЕРКОСУР и ЕС. Куба ускоренными темпами модернизируется, открывается миру, но не под чужую диктовку, а в самостоятельно определяемых параметрах и по собственной хронограмме. Дело в том, что революция на Кубе - настоящая и возглавляют её подлинные революционеры, не забывающие о своих обязательствах перед народом.
Тех, кто питает иллюзии в отношении перерождения кубинской революции и считает возможным, что её руководители пойдут на закулисные сделки с Вашингтоном, ожидает разочарование. Куба, как она это не раз доказывала, не поступится принципами.