До юбилея Победы – год. Самое время определяться

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Празднование 64-й годовщины Великой Победы стало своего рода генеральной репетицией к юбилейным торжествам 2010 года. Времени по большому счету осталось всего ничего – один год. Дел предстоит много. Всех, кто так или иначе причастен к подготовке 65-летия победы над фашизмом, не может не подстегивать одна мысль: для абсолютного большинства творцов той Победы – солдат Великой Отечественной это, вероятно, будет последний юбилей. И тут ударить в грязь лицом никак нельзя.

Президентом России утвержден «Перечень основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Он предусматривает обширный круг мер по социальной защите фронтовиков, мемориальных мероприятий, шагов по историческому просвещению и патриотическому воспитанию населения страны, в первую очередь молодежи.

Среди наиболее важных:

- обеспечение всех нуждающихся участников Великой Отечественной войны жильем к 9 мая 2010 г.;

- увеличение пенсий ветеранов и инвалидов войны, вышедших на пенсию до 1991 г.;

- совершенствование системы лекарственного обеспечения участников войны, организации санаторно-курортного лечения и медико-социальной экспертизы;

- предоставление фронтовикам права льготного проезда один раз в год железнодорожным или авиационным транспортом по территории Российской Федерации (помимо следования к месту санаторно-курортного лечения и обратно);

- создание межведомственной комиссии по подсчету людских и материальных потерь Советского Союза во Второй мировой войне;

- завершение до 1 апреля 2010 г. создания обобщенного электронного банка данных о погибших и пропавших без вести участниках войны;

- завершение разработки проекта федеральной целевой программы на 2011–2015 гг. по сохранению и реконструкции военно-мемориальных объектов, расположенных на территории РФ и за рубежом;

- создание международной Интернет-ассоциации историков в целях противодействия попыткам фальсификации истории Второй мировой войны;

- начало работы над многотомным трудом «Великая Отечественная война 1941–1945 годов»;

- проведение международной акции «Молодежь мира против войны».

Очевидная вещь: чтобы пункты «Перечня» воплотились в конкретные дела, нужно многое – финансовое обеспечение, хорошая организация, наконец – четкий контроль. По утвержденному порядку его ведет Российский организационный комитет «Победа», возглавляемый Президентом РФ. Все требует внимания. Но ряд позиций, на наш взгляд, – особенно. Опасность невыполнения проистекает из нетривиальности той или иной задачи. Что-то давно отработано: например, механизм оказания единовременной материальной помощи ветеранам войны – этим органы социальной защиты занимаются к каждой юбилейной дате. То же самое относится к обеспечению бесплатного проезда фронтовиков в дни празднования 65-летия Победы, подготовке предложений о внесении изменений в федеральный закон «О ветеранах» и проч.

А вот некоторые задачи либо сложны по определению, либо принципиально новы. Взять обеспечение всех нуждающихся участников Великой Отечественной войны жильем к 9 мая 2010 г. По информации министра регионального развития РФ Виктора Басаргина, предстоит построить 52 тыс. квартир общей площадью почти 2 млн. кв. метров. Если учесть, что за последние три года (вполне благополучных с экономической точки зрения, некризисных) за счёт федеральных средств было построено всего около 6 тыс. квартир, то решить эту беспрецедентную задачу будет сверхсложно.

Среди задач гуманитарного характера обращает на себя внимание своей сложностью подготовка многотомного труда о Великой Отечественной войне. Какая же это «принципиально новая» задача, возможно, заметит кто-то, разве мало издается трудов на эту тему? Представьте себе, мало. За все без малого 65 лет советская историческая наука может похвастаться лишь двумя многотомными изданиями по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн, а российская наука – «Очерками» из четырех книг по этой проблеме.

Специалисты знают, что подготовка «канонических» трудов, подобных задуманному, требует много времени, сил и особой квалификации авторского коллектива. Это – этапные для историографии работы, задающие высоту научной планки, формирующие представления общества о прошлом на многие десятилетия вперед.

В связи с этим у значительной части научно-исторического сообщества возникает естественное беспокойство: располагает ли Министерство обороны, которому поручена реализация этого проекта (разумеется, совместно с РАН и другими заинтересованными организациями), необходимыми интеллектуальными ресурсами. Как это ни нелепо, но отреагировать на эту обеспокоенность никто не считает нужным. Попробуйте узнать из СМИ, в каком состоянии сейчас работа над проектом: сформированы ли главная редакционная комиссия и авторский коллектив, разработана ли концепция труда, кто конкретно из специалистов привлечен к написанию? Должностные лица хранят молчание, оставляя даже профессионалов-историков в неведении, заставляя их довольствоваться крайне скудной информацией, добываемой лишь благодаря личным контактам. Будто речь идет о какой-то закрытой работе, а не о труде, предназначенном для самой широкой читательской аудитории.

В Минобороны работа над проектом возложена на Институт военной истории (ИВИ). Сокращение числа квалифицированных кадров, резкое снижение научного уровня трудов – вот что отличает ИВИ в последние годы. Он настолько ослаб в кадровом отношении, что поднять такой масштабный проект, как многотомник, просто не в состоянии.

Очень жаль, что ведомственный подход к организации подготовки фундаментальных трудов о войне, традиционный для нашей страны и, казалось бы, давно отживший, возобладал вновь. При этом его инициаторы явно не приняли во внимание результаты вот уже который год длящейся «оптимизации» высшей военной школы и военной науки. Сокращены многие профильные кафедры, уволены в запас доктора и кандидаты наук, способные в иных условиях войти в состав авторского коллектива.

Особая тревога – за концепцию труда. По имеющимся сведениям, работа рискует обернуться преимущественным описанием боевых действий в ущерб социальной, политической, дипломатической составляющих, при явном пренебрежении к мировоззренческому, воспитательному аспекту. В Институте военной истории без всякого смеха обсуждается идея сменить название труда с «Великой Отечественной…» на «СССР во Второй мировой войне». Так поступили немцы, выпуская свой многотомник об участии Третьего рейха в событиях 1939–1945 гг. Но к подобной отстраненной формулировке они прибегли, чтобы сгладить агрессивный, захватнический характер войны со своей стороны, поменьше говорить о собственном поражении. Мы же, бездумно копируя своего бывшего противника, полностью выхолащиваем освободительный характер смертельной битвы с фашизмом. Какой уж тут мировоззренческий, воспитательный эффект!

Творить научный произвол, конечно, лучше всего втихомолку, вот почему информация о работе над указанным трудом остается тайной за семью печатями. Пренебрежение академическими традициями, когда концепция столь принципиального труда обязательно проходила общественно-научную экспертизу, царит полное.

Вероятно, стоит напомнить, что вопрос о создании многотомника, посвященного Великой Отечественной войне, впервые после 60-х годов возник в годы «перестройки». Смена общественного строя, идеологических и научных парадигм тогда объективно воспрепятствовала реализации проекта. Минуло без малого 20 лет. Выросло поколение, напичканное «Ледоколами» и «Штрафбатами», растут новые граждане России… Их души что ли будем покорять пресловутым объективизмом?

Будет непростительно, если ныне задуманный труд повторит судьбу несбывшегося проекта. И столь же непростительно, если вместо огня из военного прошлого нашей страны будет извлечен один лишь пепел.

Это можно отнести буквально к каждому из мероприятий по подготовке и проведению празднования 65-й годовщины Победы, составивших упомянутый выше «Перечень…». Представляется, что к контролю за его выполнением, который осуществляет Российский оргкомитет «Победа», разумно добавить и контроль общественный. Юбилей Великой Победы – общее торжество нашего народа. И отдавать его на откуп отдельным, даже весьма уважаемым организациям и лицам недопустимо.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться