В конце апреля 2009 г., после окончания весеннего заседания Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне, заместитель председателя сербского правительства Младжан Динкич заявил, что Сербия дополнительно к сумме в 3 млрд. евро, которые она уже взяла у МВФ, возьмёт в долг еще 900 млн. долларов. Из этой суммы 450 млн. долларов будут направлены в сербский бюджет (300 млн. – в этом году, а 150 – в 2010-м). Согласно сообщениям сербских СМИ, делегация Сербии в составе вице-премьера Младжана Динкича (министра экономики), управляющего Национальным банком Радована Елашича и вице-премьера Божидара Джелича (министра по европейской интеграции) при достижении этой договорённости была „расположена оптимистически“. В „оптимистическом“ контексте Динкич подчеркнул, что наряду с дополнительным займом у МВФ и Всемирного банка параллельно „подписываются договоры о дальнейших займах у присуствующих Вашингтоне западных банков“1.
Чтобы ситуация стала еще более непонятной, в тот же день в сербских СМИ был обнародован прогноз о том, что долг сербского государства в 2009 г. удвоится с 8,93 млрд. евро до более чем 16 млрд. евро (!)2. К этому нужно добавить, что долг частного сектора в Сербии уже превысил 14 млрд. евро! Следовательно, даже если допустить, что частный сербский сектор в 2009 г. больше не залезет в долги (что нереально), сербский долг в конце 2009 г. составит около 30,5 млрд. евро, или около 40 млрд. долларов! Другими словами, к концу 2009 г. сербский долг сравнится с совокупным сербским ВВП 2007 года!
Почему сербский внешний долг растёт с такой скоростью?
Прежде всего – в результате согласования деятельности западных финансистов. Они действуют практически как одна сеть, которая безостановочно „давит“ Сербию и её граждан.
В этом контексте главную роль играет МВФ. Известно, что Сербия в апреле 2009 г. подписала трёхлетнее предварительное соглашение с МВФ3, которое будет иметь громадные негативные последствия для сербского здравоохранения, сельского хозяйства, социальной сферы, образования и государственных институтов в целом.
Чтобы условия МВФ не довели сербскую экономику и сербское государство „до ручки“, необходимо дополнительное кредитование другими западными кредиторами. А это возможно лишь при „разрешении“ МВФ.
Таким образом Сербия оказалась в замкнутом круге, из которого нет выхода.
Членство во Всемирном банке обусловлено членством в МВФ4. США во Всемирном банке, как и в МВФ, располагают самой большой квотой, около 16%. Всемирный банк своими кредитами финансирует образование и поддерживает здравоохранение, то есть именно те области, которые уничтожаются условиями МВФ. Точно так же Всемирный банк на международном финансовом рынке выдаёт кредиты, а затем на эту сумму прибавляется маржа в 0,75 и комиссионное вознаграждение в 1%. Так Всемирный банк и МВФ вместе зарабатывают на должниках - таких, как Сербия. МВФ создает проблемы в экономике, здравоохранении и образовании, а Всемирный банк решает их выделением кредитов для этих областей.
Схожие цели и у организаций, которые действуют как составные части Всемирного банка. Например, Международная ассоциация развития предоставляет кредиты для образования, здравоохранения и государственных институтов. И вновь – для областей, по которым бьют условия МВФ. Международная финансовая корпорация (МФК) одобряет кредиты для частного сектора, покупает предприятия в государствах-должниках и выступает посредником при получении кредитов. Для кого выделяются эти кредиты, становится ясно, если принять во внимание данные, согласно которым до конца 2006 г. МФК „инвестировала“ в Сербии, помимо прочего, в такие иностранные банки и фирмы, как „Райффайзен“, и „ХВБ“, и „Тигр Мишелин Холдинг“.
Ещё одна организация, связанная со Всемирным банком – Международное агенство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), занимается „обучением людей“ в странах-должниках в связи с иностранными инвестициями (в действительности, продажей отчественных предприятий), „политическими рисками“ и „поправляет имидж“ страны-должника5.
Кроме Всемирного банка и сопутствующих организаций согласованную с МВФ политику проводят и так называемые европейские банки. Например, Европейский инвестиционный банк, основанный в 1957 г. с центром в Люксембурге, также предоставляет кредиты, которые должны „погасить пожар“, разжигаемый условиями МВФ, – в областях здравоохранения и образования. Естественно, Европейский инвестиционный банк, как и большинство указанных выше институтов, взыскивают проценты, которые в основном больше рыночных. Также условием Европейского инвестиционного банка является то, что одобренные проекты, для которых выделяются кредиты, финансируются со стороны должника - в пределах 50%. В итоге должник, если он не располагает собственными средствами, должен дополнительно занимать у других членов „сети“ западных кредиторов.
Сходным образом Европейский банк реконструкции и развития, основанный в 1990 г. с центром в Лондоне (якобы для „помощи“ странам Центральной и Восточной Европы), согласовывает свою деятельность с теми же институтами, особенно с частью Всемирного банка – Международной финансовой корпорацией. Наибольший удельный вес в этом якобы европейском банке принадлежит США, которые являются главным акционером почти во всех указаных финансовых институтах. В Сербии до конца 2006 г. этот банк вкладывал деньги также в иностранные банки – такие, как „ХВБ“, „Сосьете женераль“, или покупал доли в немногочисленных оставшихся сербских банках, например в „Коммерческом банке“ („Комерциална банка“).
Принятие условий МВФ является также предварительным условием для сотрудничества с Парижским клубом, который объединяет группу стран-кредиторов по принципу: „Государства-члены Парижского клуба требуют, чтобы страна-должник, которая ведет переговоры о списании/реструктурализации долга, проводила активную программу сотрудничества с Международным валютным фондом“6. В целом Сербия в середине 2007 г. была должна Парижскому клубу около 2,4 млрд. долларов.
Схожая ситуация складывается и тогда, когда речь идёт о Лондонском клубе, который представляет собой группу банков - частных кредиторов: “Лондонский клуб чаще всего свою активность координирует с Международным валютным фондом“7. Сербия в середине 2007 г. была должна Лондонскому клубу кредиторов около 1,2 млрд. долларов.
МВФ в сети западных кредиторов играет роль „плохого полицейского“: навязывает условия, которые разоряют экономику и общество страны (в данном случае Сербии). Управляющий Национальным банком Сербии недавно признал, что в случае, если меры, предпринимаемые правительством Сербии, не принесут успеха, дело дойдёт до увеличения налогообложения всех выплат от 40 000 динаров (средняя зарплата) до 100 000 динаров (максимальная зарплата в общественном секторе) с 10 до 15%. Управляющий Национальным банком уведомил о ещё более пагубной мере для экономики страны – об увеличении налогов на прибавочную стоимость и заявил, что эти меры уже обговорены с МВФ (?!). А далее, в августе, следует ожидать ещё более крутых мер8.
Вывод: экономика, общество и государство Сербии из-за условий, навязываемых Международным валютным фондом, движутся к пропасти. Чтобы избежать слишком быстрого краха, Всемирный банк, европейские банки и другие западные кредиторы будут предоставлять стране новые кредиты, продлевая тем самым агонию сербской экономики.
Пока люди, которые сейчас управляют сербским государством, не избавятся от иллюзии „благонамеренности“ кредиторов из МВФ и связанных с ним западных институтов, лучших времён сербской экономике не видать.
_______________________
1 Павловић С. "Новости" от 28. 04. 2009 г.
2 Булатовић Г. "Новости" от 28. 04. 2009 г.
3 Соглашение подписано в апреле 2009 г., но деньги будут поступать лишь по мере выполнения условий МВФ.
4 Пелевић Б., Вучковић В. Међународна економија. Београд: ЦИД Економског факултета, 2007.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 „Глас јавности“ от 25. 04. 2009 г.