Андижан четыре года спустя

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

26 мая 2009 г., спустя четыре года после вооружённого мятежа в Андижане, ситуация в этом беспокойном регионе Узбекистана вновь обострилась. Информация о вооружённых столкновениях, поступающая из различных источников, весьма разноречива, что, в условиях обычного для Узбекистана информационного вакуума создаёт почву для самых различных версий произошедшего. К тому же чрезвычайный характер принятых руководством Узбекистана мер, а также место столкновений - узбекско-киргизская граница - способствовали тому, что события в Андижанской области Узбекистана получили довольно широкую международную огласку.

В течение всего дня 26 мая органы государственной власти Узбекистана хранили по поводу вооружённых столкновений в Андижанской области почти полное молчание. Единственной официальной информацией было заявление руководителя пресс-службы Генпрокуратуры Узбекистана Светланы Артыковой радио «Озодлик» узбекской службе радио «Свобода», согласно которому в ночь на 26 мая в городе Ханабад Андижанской области произошло вооружённое нападение на блок-пост. Жертв и разрушений в результате нападения нет, по итогам инцидента возбуждено уголовное дело. Какие-то другие подробности произошедшего С. Артыкова сообщить отказалась.

Вечером 26 мая в 20.21 национальное информационное агентство Узбекистана «УзА» распространило официальное сообщение Генеральной прокуратуры, которое существенно отличалось от ранее озвученных пресс-службой данных. Согласно этой информации, в Андижанской области имели место сразу два инцидента. В ходе первого из них в ночь с 25 на 26 мая группа из 2-3-х человек совершила вооружённое нападение с использованием взрывного устройства на блок-пост милиции при въезде в город Ханабад Андижанской области. Ранение получили один сотрудник милиции и один из нападавших, которому в результате удалось скрыться. Позднее, в 13.45-14.00 26 мая в самом Андижане на улице Фитрата неизвестным был произведен самоподрыв, приведший к гибели одного сотрудника милиции и ранению нескольких граждан. По предварительной версии Генеральной прокуратуры Узбекистана, «группа бандитов проникла на территорию Андижанской области из соседнего Кыргызстана».

О том, что участники нападения, по мнению узбекских властей, пришли именно из Киргизии, свидетельствуют чрезвычайные меры по охране границы. 26 мая вся линия государственной границы между Андижанской областью Узбекистана и Джалал-Абадской областью Киргизии была полностью закрыта со стороны Узбекистана. В Киргизию пропускали только жителей расположенного на её территории узбекского анклава Сох, а также приграничных районов. К границе были стянуты внутренние войска, в Андижан введена бронетехника, на дорогах появились блок-посты, а все чайханы, увеселительные заведения и общественные места в Ханабаде были закрыты. В ряде районов Андижанской области, граничащих с Киргизией, по распоряжению местных властей была отключена сотовая связь. Кроме того, был заблокирован доступ к некоторым новостям на российских интернет-ресурсах Newsru.com и Lenta.Ru.

Киргизия информацию о том, что нападавшие пришли в Узбекистан с её территории, опровергла. «Заявление Генпрокуратуры Узбекистана вызывает у нас удивление, - заявил заместитель председателя Пограничной службы Кыргызстана Чолпонбек Турусбеков. - Это дезинформация». Ранее «РИА «Новости» со ссылкой на представителей МВД Киргизии сообщило о том, что на узбекской стороне киргизско-узбекской границы на посту «Ханабад» произошла перестрелка. Предположительно, есть раненые. Кроме того, источник агентства уточнил, что «с киргизской стороны в районе пункта перехода границы видны следы крови, которые находятся на территории соседнего государства». Впрочем, для подозрений по поводу того, что нападавшие прибыли из Киргизии, у Узбекистана есть некоторые «исторические» основания. В ходе вторжения вооружённых формирований Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в 2000 г. они проникли в приграничные районы республики именно из Киргизии.

Исламское движение Узбекистана власти подозревают и на этот раз. «Интерфакс», ссылающийся на сотрудника ОВД Ханабада, сообщает, что нападение по предварительным данным совершили боевики ИДУ. Прояснились и детали ночной перестрелки в Ханабаде, которую слышали в Киргизии. По сведениям «Интерфакса», было совершено нападение на городской Отдел внутренних дел и Службы национальной безопасности, которые расположены в одном здании, причем всем нападавшим удалось скрыться. Сведения о том, сколько же человек участвовали в нападении, значительно различаются. По данным источника «Интерфакса», в силовых структурах Узбекистана нападавших было не более 5-ти человек. В то же время «Фергана.ру», ссылаясь на местных жителей, сообщает что нападавших было как минимум 20 человек, вооруженных автоматами, и не менее 4-х человек пострадали. Кроме того, «Фергана.ру» сообщила две интересные детали, пока не нашедшие, впрочем, подтверждения из других источников. Первое – о возможной перестрелке в Кургантепинском районе Андижанской области, расположенном на границе с Киргизией. И второе – в течение двух последних недель в области находились две группы спецназа, которые местные жители называли Man и Espero, прикрывавшие «некую операцию по нейтрализации неизвестных экстремистов и террористов».

Вполне возможно, что именно информированностью властей о наличии локальной угрозы обострения общественно-политической ситуации в Андижанской области объясняется тот факт, что президент Узбекистана И. Каримов не отменил начавшийся в тот же день свой трёхдневный визит в Бразилию, хотя четыре года назад во время вооруженного мятежа в Андижане он лично присутствовал в городе.

Примечательно, что всего месяц назад был опубликован ежегодный доклад Госдепартамента США о терроризме, в котором сообщалось о нарастании угрозы со стороны действующих в Центральной Азии, особенно в киргизской и таджикской частях Ферганской долины, исламских вооруженных группировок. В докладе утверждалось, что с 2006 по 2008 гг. численность партии «Хизб ут-Тахрир», провозгласившей своей целью «создание единого теократического государства всего исламского мира», выросла в Киргизии с 5 тыс. до 15 тыс. человек. Причём члены этой организации проживают преимущественно на юге Киргизии, в районах компактного проживания этнических узбеков. Об угрозе терроризма в самом Узбекистане говорится достаточно мало, сообщается только, что «Правительство Узбекистана предприняло некоторые шаги по возобновлению контртеррористического сотрудничества с Соединёнными Штатами». При этом в докладе за прошлый год был перечислен целый ряд действовавших в Узбекистане антиправительственных организаций: «Исламская группа джихад», «Исламское движение Узбекистана», связанное с ним «Исламское движение Восточного Туркестана» и «прочие принадлежащие к «Аль-Каиде» группировки».

Судя по тому, что никто из принимавших участие в нападении на здание ОВД и СНБ в Ханабаде задержан не был, более точная информация об их составе и принадлежности появится не скоро. Опыт предыдущих терактов и вооружённых столкновений, имевших место в Узбекистане на протяжении 1999-2005 гг., показывает, что участники и организаторы этих событий зачастую так и остаются неизвестными.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться