Судьба российских СЯС в свете визита Барака Обамы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Что мы имеем по результатам визита президента США в Москву?

Первое: подписан рамочный документ, определяющий количество носителей стратегических боезарядов в довольно широком диапазоне (500-1100 ед.) и количество ядерных боеприпасов в менее широком диапазоне (1500- 1675 ед.). Эти рамки, обозначенные президентами для переговорных делегаций, вполне могут быть раздвинуты или, наоборот, сужены по взаимному пожеланию сторон.

Второе: в ходе переговоров по стратегическим ядерным вооружениям (СЯС) президенты коснулись перспектив систем ПРО. Правда, никакой конкретики нет, просто, мол, нужно учитывать их – и все. Причем под ПРО, по взаимному умолчанию сторон, подразумевается только два, отнюдь не самых важных, из сотен элементов глобальной системы американской противоракетной обороны.

Прозвучали не вполне внятные призывы продолжить переговоры о сотрудничестве в создании системы ПРО, анализе баллистических ракетных вызовов ХХI века, совместном обзоре развития ракетных программ в мире. Президенты призвали все страны, обладающие ракетным потенциалом, воздержаться от распространения ракетных технологий. Это, безусловно, кивок в сторону Ирана и КНДР.

Третье: российское руководство в засекреченном от общественности варианте предоставило воздушное пространство в распоряжение американской военной авиации.

Это – так сказать, сухой остаток московских переговоров. Удовлетворяют ли российскую сторону количественные параметры по боезарядам и носителям? И да, и нет. При нынешнем соотношении сил (состояние отечественных СЯС, уровень развития американских ПРО и класса ударных высокоточных средств поражения в сочетании с качеством и количеством стратегических наступательных вооружений и «спрятанного» возвратного по СНВ-1 потенциала) уровень в 1700 боеголовок является критическим пороговым пределом, далее которого России опускаться нельзя. Почему? Расчеты показывают, что при таком количестве головных частей и соответствующих им носителей российские СЯС способны сохранить боевую устойчивость при нанесении по ним удара высокоточным оружием (крылатые ракеты) и еще до начала разрыва ядерных боеголовок баллистических ракет США на территории России стартовать в ответно-встречном ударе, прорвать (за счет количества примерно в 800-1000 боеголовок) американскую ПРО и частью прорвавшихся боезарядов нанести Соединенным Штатам неприемлемый ущерб. В этом и состоит суть ядерного сдерживания.

Наращивание потенциала высокоточных крылатых ракет большой дальности, обладающих сверхзвуковой скоростью, а также развитие возможностей ПРО по перехвату стартовавших ракет и отделившихся боеголовок снижают эффективность российской триады в ответно-встречном ударе (если сохранится возможность его проведения) и делает проблематичным нанесение ответного удара. То есть с наращиванием американского потенциала уничтожения российских СЯС в позиционных районах (грунтовые ракетные комплексы, стратегическая авиация на аэродромах, подводные лодки у причальных стенок, командные пункты), на разгонном участке и на траектории, а также перехвата боеголовок в районе их падения, складывается ситуация, когда, даже обладая определенным количеством носителей и боезарядов, донести их до цели будет невозможно.

Сегодня и вплоть до 2012-2015 гг., по мнению специалистов, уровень в 1700 боезарядов будет удовлетворять интересам безопасности России, а далее необходимо либо сокращать американские ударные противоракетные средства, либо наращивать наши возможности по прорыву ПРО США и выводу СЯС из-под удара. Но этот вариант развития ракетно-ядерной ситуации грешит идеализацией процесса, не опирается на реальное положение дел в российской оборонно-промышленной сфере, не учитывает нынешнее состояние СЯС и тенденции их развития. Сегодня – налицо деградация российского оборонно-промышленного комплекса, фундаментальной и военно-прикладной науки, моральный и физический износ ракетной техники, дефицит оружейного урана и плутония, ограниченные производственные возможности отечественных ракетных предприятий.

Зная истинное состояние российских СЯС и их грядущие перспективы, администрация США достаточно легко согласилась на объявленные параметры сокращений. А точнее – просто подогнала их под свои военные программы, общей канвой которых является снижение роли ядерного оружия в реальной военно-стратегической практике и одновременное наращивание самых современных обычных вооружений и, прежде всего, класса ударных крылатых ракет и разнообразных (космические, воздушные, наземные, морские, радиоэлектронные) средств ПРО. Здесь США уже доминируют в глобальном масштабе. А ядерные возможности России, Китая и других стран мешают им установить полный военный диктат. Поэтому для Америки желательно от них избавляться.

Сейчас России важно проявить выдержку по ряду причин. Первая из них – разбалансированность всей сферы обеспечения безопасности. Необходимы глубокий анализ международной ситуации в связи с глобальным экономическим кризисом и выработка своего курса внешнеполитического поведения в современном миростроительстве, включая воссоздание системы международной безопасности, запуск процесса восстановления ведущих отраслей ОПК.

Вторая причина кроется в изменении ситуации в США. Они сегодня также находятся не только в состоянии кризиса, но и в стадии переосмысления своей внешней и внутренней политики. И здесь с нашей стороны требуется выдержка, внимательный анализ и поддержка конструктивных шагов американского президента.

Третья причина – неопределенность в треугольнике США – Китай – Россия. В преддверии визита Б. Обамы в Москву состоялись саммиты ШОС и БРИК, на которых Пекин был на российской стороне. Но Китай не может не насторожить разрешение Москвы на продолжение программы американской ПРО, тем более намеки на совместную (США – Россия) работу по ее развитию (Пекин вправе рассматривать это как антикитайские намерения). Как и разрешение на полеты американской авиации с военными грузами через воздушное пространство России (Китай, вероятно, связывает события с тибетским и уйгурским сепаратизмом, с пребыванием американских войск в Афганистане). Не следует также забывать, что Пекин сам рассчитывает стать стратегическим партнером Вашингтона: напомню, что на неофициальном, но достаточно высоком уровне ему было сделано предложение о формировании китайско-американского альянса и он его пока не отверг.

Скорее всего Китай будет балансировать между США и Россией, но до тех пор, пока Россия будет мировым игроком первого уровня. А это возможно только при паритетном для США и превосходящем для Китая ядерном потенциале России. США и Китай обеспечивают геополитический вес благодаря своим экономикам, а ядерный потенциал лишь дополняет и закрепляет статус первой величины. У России наоборот, геополитический статус определяет ядерный арсенал, а все остальное лишь его дополняет.

В любом случае уже хорошо, что ядерное разоружение России отсрочено, а значит, у отечественного экспертного сообщества есть время для углубленного анализа и выработки предложений политическому руководству страны по проблеме российско-американских отношений в военной области.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы