29 июля в Молдавии состоятся досрочные парламентские выборы. На 101 место в высшем законодательном органе власти претендуют 8 различных политических сил. Поскольку Молдавия является парламентской республикой, депутатам партий победителей, сумевших преодолеть 5-процентный барьер, предстоит еще раз попытаться выбрать президента страны. Кроме правящей Партии коммунистов Республики Молдова, которую возглавляет действующий президент Владимир Воронин, за депутатские мандаты будут сражаться еще семь партий, наиболее влиятельными из них эксперты считают Либерально-Демократическую, Либеральную, Демократическую партии и альянс «Наша Молдова».
Стоит напомнить, что первая попытка избрать президента и сформировать парламент была предпринята в мае. На выборах 5 апреля победили коммунисты, получившие 60 мест в парламенте. Однако для утверждения своего кандидата в президенты, Зинаиды Гречаной, занимающей сейчас пост премьер-министра, не хватило всего одного голоса, поскольку оппозиционные партии дважды бойкотировали голосование. Таким образом, с начала текущего года страна живет в непрерывном предвыборном процессе, который не только сказывается на политической стабильности, но и серьёзно сокращает бюджет и без того небогатого государства.
Владимир Воронин заявил, что выборы 29 июля, по сути, являются референдумом о независимости Молдавии, поскольку 6-7 апреля группы агрессивно настроенной молодёжи вышли на улицы Кишинёва с призывами к объединению с Румынией. Дело закончилось разгромом здания Парламента, резиденции президента и водружением на них румынских флагов.
Некоторые обозреватели называют кишиневские события попыткой «цветной революции». Однако здесь есть целый ряд отличий. Во-первых, в отличие от аналогичных ситуаций в других странах постсоветского пространства, выборы в Молдове были официально признаны западными наблюдателями. Во-вторых, правительство не применяло средств насилия для разгона демонстрантов. В-третьих, если в свое время лидеры оппозиции на Украине и в Грузии Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили призывали сограждан к свободе и демократии, то вся риторика на центральной площади Кишинева 6-7 апреля 2009 года была направлена на объединение с другим государством. Как сообщил автору этих строк, представитель Партии коммунистов Республики Молдова Марк Ткачук, произошедшее можно считать «имитацией «цветной революции» с активным применением «цветных технологий», причем в некоторых случаях последнего образца».
С точки зрения наметившегося последние годы процесса укрепления отношений Российской Федерации и Республики Молдовы выборы 29 июля имеют по-настоящему большое значение. Точкой отсчета российско-молдавского сближения справедливо считается 2001 год, когда был подписан базовый политический договор, предусматривающий стратегическое партнерство между двумя государствами и их народами.
Нельзя сказать, что отношения России и Молдавии с тех пор развивались безоблачно. В марте 2006 года по требованию Роспотребнадзора был прекращен импорт молдавских вин. Это стало серьёзным ударом по ключевому сектору экономики соседнего государства, ибо на долю РФ приходилось 80-85% от общего объема молдавского экспорта винодельческой продукции. Прямые убытки Молдавии от винного эмбарго в РФ, которое было частично снято лишь в октябре 2007 года, оцениваются в $138 млн.
Между Москвой и Кишиневом есть трения в вопросах международной политики. Так с 2006 года Молдавия реализует индивидуальный план сотрудничества с НАТО. Молдова участвует в программе Европейского Союза «Восточное партнерство» несмотря на некоторый скепсис главы государства В.Воронина, который сравнил его с «кольцом вокруг России». Кроме того, Молдавия – действующий член ГУАМ, а также проявляет интерес к участию в проекте конкурентов российского «Газпрома» - Nabucco.
Несмотря на все сложности, позитивные сдвиги в двусторонних отношениях также есть, причем за последние несколько лет их немало. Например, к 60-летию победы над фашизмом в Молдове было восстановлено около 1000 памятников советским воинам, а также открыт колоссальный мемориал воинской славы - Шерпенский плацдарм. Молдавия является одним из самых беспроблемных покупателей и транзитеров российского газа в СНГ, который не имеет задолженности перед «Газпромом» (через Республику Молдова проходит около 17% газа, направленного в балканские страны).
В июле Москва и Кишинев достигли соглашения о предоставлении кредита молдавской стороне на развитие инфраструктуры в размере 500 млн долларов, первый транш которого размером в 150 млн поступит в августе-сентябре. При этом, по словам В.Воронина, «Россия не требует от Молдавии никакой политической цены за поддержку». И, наконец, принято официальное решение о полном отмене винного эмбарго. Более того, достигнута договоренность о расширении объемов и географии поставок молдавского вина в Россию, для чего будут открыты дополнительные пункты пропуска в Санкт-Петербурге, Брянске и Калуге. «Системный позитивный сдвиг в отношениях между Россией и Молдовой, - говорит Мак Ткачук, - произошел в 2001 году, и многое было сделано с этих пор. Поэтому вся инерция созидания в наших отношениях естественным образом достигла своего пика к 2007 – началу 2008 года, что, безусловно, совпало с приходом в России к власти нового президента Дмитрия Анатольевича Медведева».
Один из ключевых нерешенных на сегодняшний день вопросов для Кишинева – это статус Приднестровья. Согласно Конституции Молдавии, территория Приднестровья является частью Республики Молдова и имеет статус автономно-территориального образования. Однако с 1990 года де-факто существует непризнанное государство Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), в котором проживает 550 тыс. человек. Международный механизм по урегулированию проблемы Приднестровья предполагает систему «5+2». В переговорном процессе участвуют представители Республики Молдова, ПМР, РФ, Украины и ОБСЕ, а также США и Евросоюза в качестве наблюдателей. Несмотря на усилия сторон, прогресса в этом деле не наблюдается. С точки зрения М.Ткачука, «есть предположения о том, что в данном переговорном формате есть, так сказать, лишние участники, которые мешают процессу. Я считаю, что сколько бы ни было участников, если говорить о формате переговоров, а не их содержании, важно, что Приднестровский вопрос будет в первую очередь решён с Россией (выделено мною. – Р.Т.). Он должен быть решен с Россией таким образом, чтобы мнения всех остальных сторон находились в консенсусе с этим решением. И таких вариантов немало».
По мнению ряда экспертов, тот факт, что Молдавия стремится в Европу, может стать препятствием для дальнейшего развития отношений с РФ. Однако по целому ряду культурных и исторических причин Молдова воспринимает Россию как неотъемлемую часть Европы, потому что, когда в 1812 году Бессарабия вошла в состав Российской империи, это стало для Бессарабии процессом вестернизации, источником которого была именно Россия. «Для одних Европа заканчивается на Немане или на Пруте. Это неправильно, - считает Марк Ткачук, - потому что для нас Россия – это безоговорочно Европа. Поэтому Россия не должна оставаться в стороне от интеграционных процессов, происходящих в Европе. Любая политика по сближению будет более выигрышной, чем попытка искать врагов вне своих границ и пытаться консолидироваться на этом основании». Перспективы российско-молдавских отношений во многом будут определены после выборов 29 июля. Тем не менее есть все основания полагать, что нынешний уровень отношений между Российской Федерацией и Республикой Молдова, заданный в 2001 году и в последние пару лет вышедший на новую высоту, в будущем сохранит свою положительную и созидательную динамику.
Кишинёв – Москва
____________________
Роман ТОМБЕРГ - эксперт Фонда стратегической культуры