Дальнейшее расширение военного присутствия США в Колумбии можно считать свершившимся фактом. Сразу же после инаугурации Барака Обамы Госдепартамент и Пентагон продолжили переговоры с правительством Колумбии о создании на её территории «дополнительных опорных пунктов» для размещения подразделений американской армии, ВВС и ВМФ. Вашингтон и Богота стараются не упоминать слово «база». В достигнутых соглашениях применяются формулы – «открытие доступа к базам» или «временное использование» части колумбийской военной инфраструктуры в целях борьбы с наркотрафиком и терроризмом в рамках существующих союзнических отношений. Обычная в таких случаях словесная эквилибристика.
Военнослужащие США, к которым в Колумбии давно привыкли, получают новую договорную «прописку» на базах как на атлантическом и тихоокеанском побережье, так и в приграничных районах. В общей сложности в распоряжении США в Колумбии будет 7 военных баз. Вряд ли они нацелены на борьбу с наркотрафиком и терроризмом. За годы действия «Плана Колумбия», на который ушли миллиарды долларов, весомых результатов на этом фронте американо-колумбийского сотрудничества не было достигнуто. Наркотрафик процветает, каналы переброски в США героина и кокаина функционируют без особых препятствий. Незаконные «отряды самообороны» в Колумбии вроде бы распущены, но ультраправые террористические организации возрождаются под новыми названиями. Лево-марксистские партизанские группировки, занесённые Вашингтоном и Боготой в список террористических организаций, по-прежнему оказывают упорное сопротивление.
По мнению экспертов, модернизированная система американских баз в Колумбии в первую очередь будет использоваться для нейтрализации «радикальных популистских режимов» в Латинской Америке. «Главный противник» очевиден – это соседние с Колумбией Венесуэла и Эквадор. Президент Эквадора Рафаэль Корреа, узнав о перевороте в Гондурасе, сказал: "После Селайи возьмутся за меня. Я следующий". Уго Чавес, комментируя переговоры между США и Колумбией о новых военных базах, прямо обвинил Соединённые Штаты в разжигании войны между латиноамериканскими странами, а правительство Колумбии - в предоставлении США своей территории для подготовки агрессии. Тревогу Чавеса разделяют не только лидеры стран-членов социалистического интеграционного проекта ALBA (Боливарианской альтернативы для народов Латинской Америки) – Кубы, Никарагуа, Эквадора, Боливии. Встревожены все здравомыслящие государственные руководители на континенте. Президент Обама, пытаясь смягчить ситуацию, заявил журналистам, что «Соединённые Штаты не имеют намерения создать военную базу в Колумбии» и что речь идет только «об актуализации существующего уровня (военного) сотрудничества с этой страной». Он явно не владел темой, но не продемонстрировал озабоченности по этому поводу. Обама как бы давал понять журналистам: «В Пентагоне хорошо знают, что делают».
Однако президент Колумбии Альваро Урибе не мог сохранять олимпийское спокойствие, получая сообщения о реакции латиноамериканских коллег на соглашение о базах США. Урибе в срочном порядке пришлось совершить турне по ряду стран Южной Америки, чтобы разъяснить свою позицию по столь взрывоопасной проблеме. Конечно, он не нашёл взаимопонимания в Боливии, зато в Перу встретил полную поддержку – Алан Гарсия враждебно относится к «популистам» и весьма благосклонно – к США. В Чили Урибе встретился с Мишель Бачелет, которая после часовой беседы тет-а-тет заявила, что с уважением относится к суверенному решению Колумбии о военном сотрудничестве с Соединёнными Штатами. Тем не менее Бачелет высказалась за срочный созыв Южноамериканского совета обороны. Воздержался от критики президент Парагвая Фернандо Луго, который унаследовал от своего предшественника американскую базу в стратегически важной зоне на стыке границ с Бразилией и Аргентиной. Безоговорочно осудили расширение военного присутствия США в Колумбии президенты Уругвая - Табаре Васкес и Аргентины - Кристина Фернандес де Киршнер. Чёткая позиция была высказана президентом Бразилии Лулой да Силва: «Альваро Урибе должен дать гарантии, что операции американской армии с семи баз на колумбийской территории будут осуществляться в пределах самой Колумбии».
Вот в чём вопрос: согласится ли Пентагон на подобное ограничение сферы деятельности своего вооружённого контингента в Колумбии? Ответ ясен: не согласится. Разве для этого осуществляется ускоренное расширение и укрепление колумбийского плацдарма? Фидель Кастро образно назвал американские базы в Колумбии «семью ударами кинжала по Латинской Америке». Рано или поздно они будут нанесены. Предлог сфабрикуют по уже наработанным провокационным схемам. Во время Второй мировой войны американские подлодки, имитируя атаки нацистских субмарин, потопили у атлантического побережья Центральной и Южной Америки несколько торговых судов Мексики, Кубы, Венесуэлы и Аргентины, чтобы «стимулировать» военное сотрудничество этих стран с Соединёнными Штатами и побудить к поставкам стратегических материалов по сверхльготным ценам. У всех свежа в памяти война в Ираке, развязанная под фальшивым предлогом наличия у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения. А как забыть эффектную блокбастерную «атаку смертников Аль-Каиды» на башни Торгового центра в Нью-Йорке и здание Пентагона? Именно она позволила США развязать «антитеррористическую операцию» глобального масштаба с неограниченным и бесконтрольным применением силы. Сейчас в Латинской Америке никакая страна не застрахована от американских «спецопераций», направленных на устранение неугодного режима или неприемлемого президента.
В 2005 году в Испании произошла «утечка» материалов оперативно-штабного учения стран НАТО, проходившего под кодовым названием «Операция Бальбоа». По её сценарию в одной из стран Южной Америки (очень прозрачно намекалось на Венесуэлу) из-за действий некой экстремистской организации, угрожающей стабильности в регионе, жизни граждан западных стран и нефтяным месторождениям, потребовалось срочное вооруженное вмешательство «со стороны». В поэтапном плане «Операции Бальбоа» подробным образом описывалась последовательность действий НАТО и США по нейтрализации экстремистов и обеспечению бесперебойных поставок нефти «традиционным потребителям». В числе исходных пунктов проведения «Операции Бальбоа» под различными «цветовыми псевдонимами» названы Колумбия, Пуэрто-Рико, некоторые государства Центральной Америки, Доминиканская республика, Кюрасао. Не надо быть стратегом, чтобы понять: Пентагон готовится к превентивной «антитеррористической» операции на юге Американского континента.
Репетиция «плана Бальбоа» была проведена в пограничной зоне Эквадора в марте 2008 года, когда отряд колумбийских коммандос под руководством американских советников совершил нападение на мобильный партизанский лагерь FARC (Революционных вооруженных сил Колумбии). Предварительные ракетные удары по лагерю с американских самолётов сыграли решающую роль в успехе операции: был убит один из руководителей FARC Рауль Рейес, уничтожены его ближайшие помощники и телохранители. В то время Рейес вёл через посредников переговоры по организации «гуманитарных освобождений» пленников, находившихся в отрядах FARC. Партизаны демонстрировали готовность к поиску мирного диалога с колумбийскими властями. Но это было проигнорировано. Президент Урибе делает ставку на силовой вариант умиротворения в стране.
Для Соединённых Штатов Урибе – полезный партнёр в латиноамериканских делах. Он – один из самых управляемых Соединёнными Штатами президентов Колумбии за всю историю этой страны. Даже сейчас – в апогее прагматичной американо-колумбийской дружбы – на сайте Госдепартамента США в списке наиболее опасных наркотрафикантов под № 82 значится Альваро Урибе. Казалось бы, свой человек, зачем выставлять его на позорную доску? Нет, никаких поблажек. Пусть помнит о своей уязвимости. Есть многое другое, что можно поставить в вину Урибе: покровительство ультраправым «отрядам самообороны», массовая фальсификация итогов последних всеобщих выборов, коррупционные скандалы, закулисное поощрение насилия в отношении противников режима: оппозиционных политиков, индейских и профсоюзных лидеров, активистов общественных движений и студенческих организаций. Жертвами этого «невидимого» террора стали тысячи человек. «Обезлюживание протестного потенциала» в обществе продолжается. Именно этим можно объяснить массовый исход колумбийцев из своей страны. В лагерях для беженцев в Венесуэле, Эквадоре, Бразилии живёт в настоящее время несколько миллионов человек.
Урибе намерен бороться за третий президентский срок. Конституционность этих претензий – дело второе, самое главное – отношение Вашингтона к этому проекту, жизненно важному для Урибе. Утрата власти чревата для него тяжёлыми последствиями. В новейшей истории Латинской Америки есть прецеденты, когда президентов судили и за меньшие преступления. Поэтому Урибе готов на всё, чтобы получить индульгенцию империи и не повторить судьбы панамского «сильного человека» Норьеги (попавшего в американскую тюрьму за наркоторговлю и непослушание).
По всем сигналам, поступающим из Вашингтона, администрация Обамы не против очередного переизбрания Урибе. Он – полностью свой человек, идеальная фигура для прикрытия интервенционистских планов США в Южной Америке. Активная перегруппировка сил Южного командования США вдоль границ Венесуэлы и Эквадора, участившиеся манёвры Четвёртого флота в Карибском море, массовая засылка групп боевиков ультраправых организаций, активизация разведывательной деятельности, усиление информационно-подрывной войны против Корреа и Чавеса свидетельствуют о том, что реальная «Операция Бальбоа» уже началась.