После майско-июньского всплеска напряженности вокруг Кореи (проведение ракетно-ядерных испытаний в КНДР и последующее принятие крайне жесткой резолюции СБ ООН, предусматривающей введение против Пхеньяна широкого набора финансово-экономических санкций, эмбарго на поставки и экспорт оружия) дальнейшего развития ситуации по конфронтационной спирали все же удалось избежать.
Конечно, инерция негативного разворота событий по-прежнему продолжает действовать. Так, КНДР в знак протеста против мер, предпринятых против нее по линии ООН, заявила о полном и бесповоротном выходе из шестисторонних переговоров по ядерному урегулированию и решимости возобновить работы по наращиванию своего ядерного арсенала. При этом были анонсированы как планы размораживания объектов атомного комплекса в Ненбене, так и намерения в дополнение к наработкам оружейного плутония запустить собственную урановую программу. В начале сентября в Пхеньяне было объявлено об успешном завершении серии экспериментов по обогащению урана и производстве новых ядерных боезарядов на основе плутония, извлеченного из отработавшего ядерного топлива.
Не остаются в долгу и оппоненты КНДР, в числе которых тон задают США и их ближайшие союзники. Вашингтон, ссылаясь на положения резолюций СБ ООН, делает все для того, чтобы "перекрыть кислород" для северокорейцев, блокируя любые финансовые потоки в КНДР и из нее и отсекая доступ этой страны к международным финансово-банковским институтам. Другой инструмент воздействия на "строптивца" - применение мер досмотра судов, следующих в КНДР или оттуда при наличии информации или просто подозрений, что груз содержит предметы или материалы, запрещенные к ввозу или вывозу резолюциями 1718 и 1874. Такая практика уже применяется на деле. В июле северокорейцы были вынуждены под угрозой принудительной инспекции вернуть в порт приписки свое судно, следовавшее в Мьянму. Еще более примечателен пример с судном "АНЛ-Австралия", которое было задержано с грузом оружия, предположительно северокорейского производства, у берегов Объединенных Арабских Эмиратов.
Взаимная вовлеченность сторон в "тихую войну", напоминающую игру по принципу - кто больше доставит противнику неприятных сюрпризов, - конечно, способна вызвать кратковременный прилив эйфории, однако все это оставляет за скобками главные фундаментальные вопросы - а что же делать дальше, как переломить негативное течение событий и вернуться к обсуждению темы денуклеаризации Корейского полуострова. На этот счет подходы заинтересованных сторон сходятся в том, что ядерный статус КНДР ни для кого неприемлем, а многосторонние переговоры (в составе "шестерки" или в другом формате) должны быть продолжены с конечной целью добиться от КНДР отказа от обладания ядерным оружием при полной и необратимой ликвидации необходимой для его создания инфраструктуры. Однако же в том, что касается путей достижения желаемого результата, мнения партнеров не вполне совпадают.
Так, например, если Россия и Китай выступают за безусловное возобновление шестисторонних переговоров на основе ранее согласованных договоренностей, то США, Япония и Южная Корея считают, что наилучший способ добиться уступок со стороны Пхеньяна состоит в том, чтобы продолжить применять тактику "выкручивания рук" Северной Корее и оказывать на нее всесторонний нажим, полномасштабное задействование "карательных" статей ооновских резолюций. Иными словами: если путем применения санкций и иных запретов удастся поставить КНДР, и без того испытывающую бедственное экономическое положение, на грань полного краха, то северокорейцы, по убеждению Вашингтона, волей-неволей будут вынуждены принять решение о сдаче своего ядерного арсенала ради получения столь необходимой им помощи. Согласно этой логике, в случае принципиального решения северокорейского руководства отказаться от обладания ядерным оружием и подтверждения этого решения какими-то конкретными практическими шагами, участники "шестерки" впоследствии могут "подумать о том", чтобы ответить на это какими-то встречными шагами, учитывающими озабоченности Пхеньяна. (По поводу конкретного содержания такого пакета бонусов оппоненты КНДР пока предпочитают не задумываться, полагая это делом второстепенным и малозначимым на текущем этапе).
О приверженности подобному подходу Вашингтона и его союзников свидетельствуют и активизировавшиеся летом 2008 г. усилия Сеула, направленные на созыв пятисторонней встречи без участия Пхеньяна с целью выработки стратегии согласованных действий в отношении последнего с формальной целью побудить его вернуться в шестисторонние переговоры. Данную установку подтверждают прозвучавшие в очередной раз в сентябре с. г. призывы президента РК ко всем участникам «шестёрки» предпринять «объединенные действия против КНДР с тем, чтобы положить конец её ядерным амбициям».1 Эти тезисы получили развитие в выступлении Ли Мен Бака в Совете по вопросам международной политики в Нью-Йорке 21-го сентября. В нем утверждалось, что санкции СБ ООН в отношении Пхеньяна должны продолжаться, даже если международное сообщество попытается вовлечь его в процесс денуклеаризации на основе позитивных стимулов, что само международное сообщество должно ужесточить тон переговоров с Северной Кореей, которой сейчас предоставляется последний шанс принять его условия и т.д.2
При этом определенные примирительные шаги со стороны Пхеньяна – возобновление гуманитарных контактов с США и Южной Кореей в августе-сентябре - интерпретируются лишь как результат действия санкций против Северной Кореи, проявление слабости последней. На основе таких выводов следует логичная рекомендация – ещё более усилить коллективное давление на Пхеньян, чтобы дожать его окончательно.
Очевидно и то, что в случае реализации идеи пятисторонних переговоров с декларированной целью побудить Пхеньян вернуться в шестисторонний процесс, результат со всей неизбежностью мог бы быть только один. Руководство КНДР поставило бы окончательный крест на шестисторонних переговорах, поскольку не без оснований увидело бы в этом шаге завершающую стадию трансформации данного многостороннего механизма в единый антисеверокорейский фронт.
Ущербность подобных теоретических построений достаточно очевидна, если принять во внимание весь прошлый опыт ведения дел с КНДР. Можно посетовать на жесткость северокорейского режима, но даже в худшие периоды времени, например в середине 90-х годов, когда, по утверждениям западных СМИ, голодная смерть выкашивала на Севере сотни тысяч человеческих жизней, руководители страны даже в мыслях не задумывались о возможности капитуляции перед Западом. Все эти реалии хорошо понятны опытным экспертам. Так, например, бывший министр по делам объединения в правительстве Но Му Хена и соперник Ли Мен Бака на президентских выборах 2007 года Чон Дон Ён недавно заявил, что "санкции могут лишь на время улучшить условия для проведения переговоров, однако в долгосрочной перспективе, как показывает весь опыт деятельности бушевской Администрации, санкции сами по себе неспособны служить инструментом решения северокорейской ядерной проблемы."3
В нынешней ситуации политическая линия, проводимая северокорейским руководством, как всегда многослойна: Пхеньян по традиции прибегает к разнонаправленным действиям, чтобы "спутать карты" своим оппонентам и добиться для себя при существующем раскладе сил оптимальных результатов. С одной стороны, на Севере намереваются до конца отработать тактику запугивания своих противников - отсюда явный блеф с утверждениями о высокой степени продвинутости "урановой программы", глухие намеки на возможность проведения в недалеком будущем очередного ядерного испытания. Но, с другой стороны, северокорейцы сначала намеками, а потом уже и открытым текстом стали говорить о своей готовности к переговорам, однако с той оговоркой, что это должен быть, по крайней мере на начальном этапе, двусторонний диалог с США. Логика Пхеньяна своеобразна, но не лишена убедительности: ядерная проблема на Корейском полуострове в начале 90-х годов была в значительной мере порождена «враждебной политикой» и военной угрозой со стороны США, для защиты от которой КНДР, не имевшая к тому времени надежных союзников, и была вынуждена создавать свой ядерный щит. Северокорейские аналитики в связи с этим указывают на то, что в отличие от Японии и Южной Кореи «У нас никогда не было ядерного зонтика, прикрывающего от американской ядерной угрозы… Единственным местом на Корейском полуострове и в прилегающих районах не защищенным ядерным оружием или «ядерным зонтиком», остаётся северная часть Республики».4
Соответственно, северокорейцы настойчиво проводят мысль о том, что "шестисторонний клуб" по определению недееспособен. При этом они подчёркивают, что «Шестисторонние переговоры – это были переговоры, которые не могли продвинуться вперед из-за своего сложного состава участников и игнорирования принципа уважения суверенитета и равенства. За исключением нашей страны, которая является всего лишь членом Движения неприсоединения, все остальные участники переговоров являются либо постоянными членами СБ ООН, либо военными союзниками США».5
Следовательно, по их логике, реальные результаты в плане продвижения к решению ядерной проблемы может дать только прямой разговор между Пхеньяном и Вашингтоном. Именно в таком духе северокорейцы пытаются вести работу с влиятельными американскими политиками, контакты с которыми в последнее время заметно активизировались. Как известно, в начале августа в Пхеньяне побывал Б.Клинтон якобы для того, чтобы забрать на родину двух американок, ранее нелегально проникших на территорию КНДР. Северокорейские представители в США провели встречу с губернатором штата Нью-Мексико Ричардсоном, который давно и плотно занимается корейскими делами, а на днях председатель комитета по внешней политике Сената Конгресса США Д.Керри получил официальное приглашение посетить Пхеньян.
С тем чтобы создать позитивный фон для продвижения таких контактов, северокорейцы пошли на определенные шаги в целях смягчения климата в межкорейских отношениях, который оставался весьма напряженным с момента вступления в должность президента Ли Мен Бака в феврале 2008 года. В августе Сеул впервые за время правления новой администрации посетила высокопоставленная делегация из КНДР (формально для участия в траурных мероприятиях в связи с кончиной бывшего президента Ким Дэ Чжуна), которая была принята нынешним главой Голубого дома. Одновременно в Пхеньяне приняли решение разморозить гуманитарные контакты, прежде всего встречи членов разделенных семей, возобновить совместные туристические проекты, активизировать экономическое сотрудничество в Кэсонском технопарке. В комментариях СМИ на южнокорейские темы бранная риторика постепенно уступает место более корректным высказываниям. Указанные жесты пока воспринимаются в Сеуле настороженно и расцениваются как уловки со стороны Пхеньяна с целью улучшить свой имидж и добиться политических и материальных преимуществ, однако фактически сейчас уже трудно, как это было до сих пор, огульно обвинять Пхеньян в том, что он блокирует развитие межкорейского диалога.
На другом фронте северокорейцы на параллельных курсах ведут интенсивные консультации с китайцами, которые к удовлетворению Пхеньяна на высоком уровне дают публичные заверения о том, что КНР дорожит дружбой с Северной Кореей и будет продолжать предпринимать усилия во имя укрепления и развития двусторонних отношений. Именно эти идеи были заложены в послание Ху Цзинтао на имя Ким Чен Ира, которое было передано адресату лично в ходе официального визита в Пхеньян спецпосланника председателя КНР Дай Бинго, занимающего далеко не последнюю строчку в китайской "табели о рангах". Важно то, что визит высокопоставленного китайского чиновника был использован лидером КНДР для примирительных высказываний по ядерной проблеме Корейского полуострова. Согласно версии Агентства "Синьхуа", Ким Чен Ир 18-го сентября с.г. заявил, что КНДР "настаивает на осуществлении денуклеаризации и стремится к сохранению мира и стабильности на Корейском полуострове". Еще более многозначительно прозвучала его реплика о том, что КНДР "выражает готовность решать эти проблемы на основе как двусторонних, так и многосторонних переговоров."
Шаг со своей стороны сделали и США. Официальный представитель Госдепартамента на днях выступил с сенсационным заявлением, сообщив, что Вашингтон готов к прямому диалогу с КНДР "ради возобновления шестисторонних переговоров". Естественно, это заявление было обставлено целым рядом оговорок, что США не собираются вести с КНДР непосредственных переговоров, но лишь используют поездку для изложения консолидированной позиции остальных участников этого механизма (если таковая, конечно, существует), включая требование о безусловном и необратимом отказе от ядерного оружия. Полагают, что решение о встрече спецпредставителя президента США С.Босуорта с северокорейскими партнерами может быть принято Б.Обамой уже в ближайшее время с тем, чтобы такой контакт состоялся не позднее октября - начала ноября.
Какой из всего вышесказанного напрашивается вывод? По всем признакам в корейском "котле" исподволь, усилиями нескольких "поваров" начинает что-то вариться. Что именно и как будет выглядеть конечный продукт (если, разумеется, таковой появится) - судить сейчас трудно: слишком много недосказанностей и мало конкретных фактов. Впрочем, ничего принципиально нового в подобной ситуации нет: в истории корейских ядерных переговоров уже имеется немало примеров "окончательных и бесповоротных" решений о прекращении диалога, срыве договоренностей, однако впоследствии все постепенно возвращалось "на круги своя", пусть в новой "упаковке" и с иным составом участников.
Возможно, северокорейцы отчасти правы - шестисторонний механизм себя исчерпал: он слишком громоздок, включает "разношерстный” состав участников, преследующих, порой, свои конъюнктурные интересы, и потому с трудом способен вырабатывать решения и уж тем более претворять их на практике. В качестве компромиссного варианта можно, например, сугубо умозрительно предположить, что "шестисторонка" сохранится как формальная рамочная структура, однако реальную роль под этим "зонтиком" будут играть диалоги между ключевыми игроками: США - КНДР; КНДР - Китай; Китай - США. Впрочем, на данном этапе это - лишь один из многих возможных сценариев.
______________________1 «S. KOREA PRESIDENT URGES UNITED 6-WAY ACTION AGAINST N.KOREA», Kyodo News, Seoul, 2009.09.15
2 “Meeting with His Excellency Lee Myung-bak”, http:// www. cfr.org, 21.09.2009
3 Агенство «Рёнхап», Сеул, 19.09.2009
4 «Вздорная теория «цепной реакции» ядерного распространения», газета «Нодон синмун», Пхеньян, 27.07.2009
5 Заявление Представителя МИД КНДР, ЦТАК, 27.09.2009.