С распадом Советского Союза государства Центральноазиатского региона столкнулись с целым ворохом новых острых проблем. Разрушающее воздействие на безопасность и стабильность региона стали оказывать радикальный экстремизм, резкое увеличение потока контрабанды, развитие наркобизнеса, терроризм, формирование транснациональных преступных группировок.
Торговля наркотиками - проблема не столько регионального, сколько мирового масштаба. Страны «золотого полумесяца», «золотого треугольника», кокаиновые наркокартели в Латинской Америке становятся предметом всеобщей озабоченности и беспокойства. Как известно, основные поставки наркотиков и психотропных веществ в Центральную Азию идут с Афганистана. Согласно данным Управления ООН по наркотикам, собранный за 2007 г. урожай, достигающий количества 8200 т., на 34% больше по сравнению с 2006 г., при этом площадь посевов опийного мака увеличилась на 17% и составила 193 тыс. га . Более того, экспертами отмечается, что собранный урожай более чем в 3 раза превышает годовое потребление опийного мака в мире, а изготовленный из него героин составляет 93% мирового оборота.
В силу наличия протяженной (1206 км) таджикско-афганской границы наркотические вещества крупными партиями поступают из Афганистана через приграничную Хатлонскую область Таджикистана и далее курьерами распространяются на север. Беспрепятственное сообщение между странами Центральной Азии и развитые транспортные сети способствуют постоянному увеличению объёмов транзита наркотиков. Наибольшее количество транспортируемых наркотических средств приходится на Таджикистан и Кыргызстан, на территории которых в приграничных районах обеих стран находятся перевалочные базы для их дальнейшей транспортировки в Россию и Европу.
Особую тревогу вызывает взращивание опийного мака на сопредельных с Таджикистаном и Узбекистаном афганских территориях. Ещё до вторжения в Афганистан в 2001 году войск США и НАТО близ таджикско-афганской границы действовало около 400 лабораторий по изготовлению героина, а на складах было сосредоточено около 10 тонн готового к транспортировке сырья . С 1996 по 2006 гг. правоохранительными органами стран Центральной Азии было конфисковано около 39 тонн героина и свыше 67 тонн опия. Простое сопоставление фактов и цифр делает возможным представить всю серьёзность проблемной ситуации, так как объем конфискованных наркотиков за 10-летний период является приблизительно 1/120 частью произведенных в Афганистане только за 2007 год наркотических средств. Остальное достигает пунктов назначения.
Постепенно незаконная торговля наркотическими средствами приобретает характер «наркоэкспансии», вовлекая в процесс все большее количество людей. Как подчеркнул директор Агентства по контролю за наркотиками КР Болотбек Ногойбаев, в Кыргызстане наблюдается тенденция трансформации страны из наркотранзитной в наркозависимую. С начала 2008 г. правоохранительными органами страны изъято больше 10 тонн наркотиков. Это наполовину больше, чем за аналогичный период прошлого года . По данным за 2006 г., численность наркозависимых в Кыргызстане возросла более чем в шесть раз , и этот показатель неуклонно растет. По оценкам подразделений ООН (Программа ООН по ВИЧ/СПИД), наркотики употребляют от 80 до 100 тыс. граждан Киргизии, что пропорционально в 1,5 раза больше, чем в Казахстане, и в 5 раз больше, чем в Узбекистане. Согласно статистическим данным на 1 июня 2008 г., в Кыргызстане из 1686 носителей ВИЧ/СПИДа наркоманами являются 1186 человек.
По мнению многих международных экспертов, резкий скачок в мировом производстве наркотиков и расширение инфраструктуры наркобизнеса в первом десятилетии ХХI века до глобальных размеров напрямую связаны с присутствием войск Западной коалиции в Афганистане. Как считает Мишель Хоссудовский, «именно правительство и спецслужбы Соединенных Штатов выступают в качестве главных заинтересованных лиц в развитии этой многомиллиардной индустрии» . Немалая часть доходов от сбыта наркотиков идет на снабжение и поддержку именно тех самых активистов-радикалов, террористов и экстремистов, с которыми правительство США призывает бороться.
Как известно, в 1996-2001 гг. "Талибан", находясь у власти в Афганистане, развернул масштабную деятельность против производства и сбыта наркотических веществ. В 2001 г. общий годовой объем произведенных наркотиков составлял 185 т. После ввода в Афганистан войск Западной коалиции и свержения талибов производство опиума начало стремительно расти: 3400 т в 2002 г., 3600 т в 2003-м, 6100 т в 2006-м и в 2007 г. - 8200 тонн.
Одной из главных причин развития наркобизнеса является тяжёлое социально-экономическое положение афганцев. В этих условиях выращивание и производство опиатов - основной и выгодный заработок для мирного населения Афганистана. Сумма, вырученная с 1 га от зерновых, составляет 530 долл., в то время как 1 га опийных плантаций приносит 4600 долл. прибыли .
Программа перевода афганских крестьян с производства наркосодержащих растений на возделывание традиционных сельскохозяйственных культур не нашла достаточной поддержки среди местного населения. Сейчас из 25 млн населения Афганистана (включая престарелых и детей) в процесс выращивания опийного мака вовлечено более 3 млн человек .
В 90-х гг. наркоторговля стала самой прибыльной незаконной деятельностью, доходы от которой намного превышали доходы от торговли оружием и людьми. Соответственно, наметилась тенденция расширения деятельности организованных преступных группировок. Свидетельством роста криминогенной ситуации в Центрально-Азиатском регионе являются данные на 2007 г., согласно которым в Кыргызстане, например, было зарегистрировано 180 больших и маленьких организованных преступных группировок, 6 из которых являются наиболее крупными и влиятельными, имеющие определенную зону интереса в стране. По словам начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) Киргизии, «в 2007 году на специализированном учете в МВД состояло 12 ОПГ, но в результате проведенных ГУБОП совместно с другими подразделениями милиции мероприятий четыре из них разобщены и сняты с учета. Причем большая часть из них действовала на юге республики» . Сосредоточение криминальных кругов на юге Кыргызстана во многом объясняется выгодным положением области на пути транзита наркотиков, а также их довольно низкой стоимостью на данном отрезке «северного маршрута».
Развитие наркобизнеса в свою очередь предполагает приобретение организованной преступностью четко выраженного транснационального статуса, объединение всех участников от производителей до продавцов наркотиков в одну сеть глобального масштаба. Прибыль от осуществляемых наркосделок составляет от 300 до 2000%, что в свою очередь делает торговлю весьма привлекательной как для транснациональных преступных группировок, так и для отдельных лиц, заинтересованных в получении максимальной прибыли в короткие сроки . По данным МВФ, оборот торговли наркотиками достигает приблизительно 4,5% от всей мировой экономики. Свыше 50% этих средств легализуются на мировых рынках через различные международные и офшорные финансовые институты, при этом общий объем оборота наркоторговли оценивается примерно в 500 миллиардов долларов США. Об этом говорится в докладе, подготовленном экспертами Института Центральной Азии и Кавказа и Программы исследований Шелкового пути университетов Дж.Хопкинса (США) и Упсалы (Швеция) С.Корнеллом и Н.Свенстремом .
Принимая во внимание вовлеченность широких масс в производство и транспортировку наркотических средств, необходимо отметить разложение государственного института власти, ее криминализацию посредством вовлечения в преступный бизнес, высокий уровень коррупции государственных служащих в странах, через территории которых пролегает маршрут. Данный фактор играет одну из главенствующих ролей в достижении наркоиндустрией мировых масштабов. Широко используется практика вовлечения в преступный бизнес представителей правоохранительных органов, структур исполнительной и судебной власти. Получив взятку, чиновники фальсифицируют дела, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Так, в 2000 г. судами Ошской области Кыргызской Республики по 30,7% рассмотренных уголовных дел наказания были назначены только в виде штрафа, хотя в большинстве этих дел фигурировал героин, что согласно Уголовному Кодексу должно было повлечь за собой лишение свободы на несколько лет .
Согласно ежегодному докладу Управления ООН по наркотикам и преступности, в 2008 г. площадь посевов опийного мака в Афганистане сократилась на 19% по сравнению с прошлым годом. Однако объемы производства уменьшились лишь на 6% - с 8200 до 7700 тонн. Более того, отмечается расширение посевов мака (культивированием занимается 18 провинций), а также высокая урожайность полей: так с одного гектара в 2008 г. на полях было собрано 48,8 кг опийного мака, в то время как в прошлом году лишь 42,5 кг . Тенденция расширения наркопроизводства налицо. Вовлечение ранее не участвовавших в наркобизнесе афганских провинций ещё скажется на объемах производства опиатов.
Можно предположить, что в среднесрочной перспективе Исламская Республика Афганистан, будучи оккупированной страной, останется и крупнейшим производителем наркотиков опийной группы в мире, что в свою очередь повлияет на дестабилизацию ситуации в постсоветской Центральной Азии, через которую осуществляется транзит.
Наркотрафик, пролегающий через центральноазиатские страны, ведёт в Россию и Европу, в первую очередь угрожает им. Как известно, действующее в Кыргызстане Агентство по контролю за наркотиками (АКН), находившееся до сих пор на бюджете США, в скором времени будет переформировано в национальное ведомство по причине прекращения Соединёнными Штатами финансирования. Ожидается, что РФ и Евросоюз могут рассмотреть вопрос о частичном или полном финансирования Агентства. Взаимодействие Кыргызстана, России и Европы в этом плане должно носить более ёмкий характер, чем прежде, и выйти на качественно новый уровень сотрудничества, в основе которого бы лежало проведение масштабных операций и мероприятий, необходимых для разрушения системы наркотрафика из Афганистана в Россию и Европу через Кыргызстан.
______________________
2 См.: «ИТАР ТАСС», 17 декабря 2001.
3 «Вечерний Бишкек» - 29 сентября 2008, № 184 (9604).
4 ИА «24.kg» - 24 июля 2006. // http://www.24.kg/community/2006/07/24/4859.html
5 M. Chossudovsky «Hidden Agenda before the “War on the Terrorism”: US bombing of Afghanistan restores trade in narcotics» // http://www.globalresearch.ca/articles/CHO205B.html
6 Джонмахмадов Ф. Наркоситуация в Афганистане и роль Таджикистана в борьбе с контрабандой наркотиков. // Материалы с международной конференции «Афганистан и региональная безопасность: пять лет после Талибана». – Бишкек, Душанбе. – 2006. – С. – 216.
7 Независимая газета. Бессильная сила Америки. 11 апреля 2008. // http://nvo.ng.ru/wars/2008-04-11/2_usa.html
8 ИА «Kyrgyznews» // http://www.kyrgyznews.kg/news/real/4534
9 ИА «24.kg» - 06.06.08
10 Тропина Т. Наркоситуация в мире и транснациональный преступный бизнес. // http://www.crime.vl.ru/index.php?p=1351&more=1&c=1&tb=1&pb=1#more1351
11 Незаконная торговля наркотиками – угроза стабильности и процветанию. // http://www.uzbekistan.de/ru/2006/r_n0923c.htm
12 Осмоналиев К. взаимосвязь между коррупцией и наркоторговлей в Центральной Азии. // http://src.auca.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=48&Itemid=…
13 http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=10127