«… Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

14 февраля 2010 года – последнее воскресенье перед Великим постом. В церковной традиции этот день носит различные наименования: «Неделя сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощеное воскресенье»... В Прощеное воскресенье Церковь призывает верующих покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах, помириться и простить все накопившееся, чтобы вступить в пост с чистой душой. Сам Христос положил этому начало своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Древняя традиция

Прощать и просить о прощении… Это – два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви. И оба включают «свет разума», ясность ума, зоркость мудрости.

Чин прощения берет свои истоки из монастырской жизни египетских монахов. Они на время Великого поста усиливали подвиг молитвы и готовились к светлому празднику Пасхи, расходясь по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы. Врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.

Монахи понимали, что могут и не вернуться: кто-то мог быть растерзан дикими зверями, кто-то погибал в безжизненной пустыне. И потому прежде, чем расстаться, они просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что эта их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения, чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

С течением времени эта традиция - просить прощение - перешла ко всей Церкви.

На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у свои подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня Христа ради!», отвечали: «Бог простит, меня прости Христа ради!»

В своей знаменитой книге «Лето Господне» великий русский писатель Иван Шмелёв пишет: «Поздний вечер. Заговелись перед Постом. Завтра будет печальный звон. Завтра – «Господи и Владыко живота моего...» - будет. Сегодня «прощеный день», и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуг, у дворника, у всех. Вассу кривую встретишь, которая живет в «темненькой», и у той надо просить прощенья. Идти к Гришке, и поклониться в ноги? Недавно я расколол лопату, и он сердился. А вдруг он возьмет и скажет – «не прощаю!»? Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились…»

Простившие и прощенные

И ныне в Прощеное воскресенье в православных храмах после вечернего богослужения совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

В это воскресенье на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. «Открылись глаза», как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть.

Иначе Прощеное воскресенье именуется «Адамовым изгнанием из Рая». Это скорбное событие и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения и как опасны чувственные греховные удовольствия. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов.

Приготовление к Великому посту

Масленица интересна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры.

Но, к сожалению, в широко распространенных у нас представлениях об этом празднике, в современных попытках воспроизводить по всей России какие-то его элементы отражена только развлекательная часть масленичной недели.

Ведь именно после бурного веселья последней перед Великом постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, суть обычая просить прощение – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений. Этот обычай заставлял ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе.

В Прощеное воскресенье также читается Евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос поясняет содержание молитвы «Отче наш»: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Пост, по словам Евангелия, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.

Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.

Спасение от этого рабства принес Христос – Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о втором Своем пришествии в мир «судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца». Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие.

В Прощеное воскресенье полагается посещать могилы родных и друзей, дабы еще раз попросить прошения и у них. С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.

Увы, в современном обществе ожесточение нередко преобладает над сочувствием, люди настроены друг ко другу враждебно, в то время как Церковь призывает относиться к человеческим слабостям снисходительно, без осуждения.

Сколько оскорбительных, обидных слов мы слышим вокруг, а ведь за каждое слово придется держать ответ. Но мы часто «видим сучок в глазу брата своего, а бревна в своем не замечаем» - напоминает Церковь евангельский пример, призывая «от всего сердца, а не формально попросить друг у друга прощения и самому простить».

Святые и подвижники благочестия о прощении ближним

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.

Святитель Иоанн Златоуст


Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя.

Преподобный Ефрем Сирин


Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешении ваших (Мф. 6, 14-15). Какой простой подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения при условии прощения прегрешении твоего ближнего против тебя. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя от немирных чувств к брату, перейди к искренне мирным — и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества и земля сливалась бы с Небом...

Святитель Феофан Затворник


Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божне, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)


Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том - почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, - однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.

Преподобный Исидор Пелусиот


А вот архипастыри и пастыри, которых мы называем современниками.


Митрополит Вениамин (Федченков):

« … что делать, если у кого-нибудь не хватает сил попросит прощения у того, кого он считает виновным перед собой (а не себя самого). На это прежде всего нужно сказать словами Самого Господа: «Невозможное для человека - возможно Богу!». Решись попросить прощения, а уж прочее сделает Сам Господь. Поэтому не говори: это дело непосильное мне! Это - неправда: Бог поможет!» (из книги «Молитва Господня»).

Епископ Диоклейский Каллист:

«… чин взаимного прощения очень далек от того, чтобы быть просто обрядом. Он может быть, и часто бывает, глубоко действенным событием, изменяющим жизнь тех, кто в нем участвует. Я могу вспомнить случаи, когда обмен прощениями накануне Великого поста послужил мощным стимулом, внезапно разрушающим давние преграды и позволяющим по-настоящему восстановить отношения между людьми. Эта вечерня Прощеного воскресенья лучше всяких слов говорит нам о том, что в великопостное плавание никто не может пускаться в одиночку» (из книги «Великий пост и общество потребления»).

«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели, - напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним».

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться