Гонения на епископа Артемия – удар по косовским сербам

telegram
Более 50 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 90 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

13 февраля Синод Сербской Православной Церкви (СПЦ) отстранил епископа Рашко-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия (Радосавлевича) от управления епархией. Епархиальным администратором был назначен Афанасий (Евтич), бывший епископ Захумско-Герцеговинский. Первое при новом сербском Патриархе Иринее (Гавриловиче) серьезное кадровое решение не может не вызвать долгосрочные внутрицерковные и политические последствия.

Епископ Артемий - один из наиболее известных архиереев СПЦ. Он управлял Рашко-Призренской епархией СПЦ с 1991 г., сменив на этом посту недавно скончавшегося сербского Патриарха Павла. Ему выпало тяжелейшее бремя - эскалация косовского кризиса в 1990-х, военная кампания НАТО и оккупация края в 1999 г., постепенное превращение Косова и Метохии в албанское государство в 2000-х. Все эти годы владыка Артемий был одной из ключевых фигур сербской общины Косова, неустанно отстаивая интересы своей паствы на местном и на международном уровнях.

Он выступал против косовской политики правительства С.Милошевича, неоднократно встречался с албанскими лидерами и представителями Запада. Это сыграло свою роль после оккупации Косова войсками НАТО летом 1999 года.

Сербские чиновники покинули край вместе с уходившей армией, но православное духовенство во главе с епископом Артемием осталось в Косово. Как и во времена турецкого владычества Церковь оказалась единственным защитником косовских сербов. Миссия ООН и командование КФОР признавали за владыкой Артемием статус ведущего представителя сербской общины, что позволяло ему постоянно бороться как за местные интересы своей паствы (помощь в обеспечении охраны из миротворцев, организация доставки и распределения гуманитарной помощи, посещение изолированных сербских анклавов, создание системы народных кухонь в анклавах, регулярный сбор и привлечение помощи из Сербии и из сербской заграничной диаспоры, привлечение внимания к случаям гонений со стороны албанцев) и за интересы политические - на международной арене епископ активно выступал против отделения Косова от Сербии.

В разгар дискуссий вокруг плана Ахтисаари в 2006 г. епископ Артемий на средства епархии предпринял широкую международную пиар-кампанию в защиту целостности Сербии. Для этого была ангажирована американская лоббистская фирма, а сам архиерей интенсивно выступал на самых разных площадках - от Конгресса США и евроструктур в Брюсселе до ЮАР, требуя учета интересов косовских сербов. Столь же активно владыка Артемий действовал и в Сербии, добиваясь от Белграда реальной, а не декларативной защиты интересов соплеменников в Косово.

Деятельность епископа в 2006 г. в значительной степени сорвала график реализации плана Ахтисаари, предотвратив пассивную позицию сербского руководства. Позднее официальный Белград последовал примеру мужественного архиерея, развернув международную агитацию в поддержку своих прав на Косово.

К концу 2000-х гг. епископ Артемий стал серьезной помехой для международных структур, перекраивающих Балканы. Вовлеченные в косовский процесс западные дипломаты и политики постоянно выражали недовольство "радикализмом" епископа, никак не желавшего публично одобрить их действия в крае. Остальных лидеров косовских сербов всегда можно было обвинить в нелегитимности, но права Сербской Церкви были официально признаны и ООН, и другими международными структурами.Недовольство Запада постепенно стало дополняться и раздражением нынешних властей Белграда. Владыка Артемий плотно сотрудничал с прежним правительством В.Коштуницы, открыто поддержав его на выборах 2008 г. и регулярно обвинял администрацию президента Б.Тадича в бездеятельности на косовском направлении.

Епископ указывал, что долг государства - применить все средства, включая и силу для защиты целостности страны и безопасности сограждан. Глава епархии регулярно публично осуждал любые уступки Белграда структурам международного присутствия в Косово. Весьма скоро новые власти стали платить Артемию взаимностью. При поездках в Косово президент Б.Тадич демонстративно его игнорировал, посещая монастыри края без уведомления правящего архиерея. Тот же, в свою очередь, не упускал случая открыто упрекнуть главу государства в нарушении протокольных приличий.

В середине 2009 г. в белградские СМИ пошли «утечки» о масштабах государственной поддержки косовской епархии вместе с обвинениями епископа в непомерных тратах (месячные расходы владыки достигали 1500 евро) и злоупотреблениях.

Масла в огонь добавил визит вице-президента США Дж.Байдена в Белград в мае 2009 г. Власти Сербии придавали визиту огромное значение, а строптивый епископ публично не благословил посещение Байденом знаменитого монастыря Дечаны. Основание: Джо Байден - один из главных проповедников бомбардировок 1999 г. и принадлежит к числу активных покровителей косовской политики США.Правительству пришлось срочно прибегнуть к помощи Синода СПЦ, который «во имя христианской любви и гостеприимства» отменил решение владыки Артемия и пригласил Байдена посетить православную святыню.

4 февраля 2010 года епископ Артемий был в числе организаторов Собора косовских сербов в Митровице, созванного в связи с угрозами Приштины провести «реинтеграцию севера». В резолюции Собора отмечалось, «что сегодня Косово гораздо дальше от Сербии, чем до прихода нынешних властей. ...Косово и Метохия постепенно, но последовательно приносится в жертву евроатлантическим интеграциям. Для властей Белграда настал последний момент изменить политику и действительно защитить Косово».

Среди членов Синода СПЦ также росло недовольство косовским епископом, мешавшим поддержанию безоблачных отношений с международными структурами. После албанского погрома 17 марта 2004 г. епископ Артемий подал иск в Международный суд против западных государств, войска которых допустили волну насилий и разрушений. На Западе это вызвало раздражение, и Синод потребовал от епископа отозвать иск. Одновременно он упорно отказывался подписывать Меморандум о восстановлении разрушенных храмов с Советом Европы и с переходными косовскими властями. Епископ постоянно заявлял о недопустимости "поручать разрушителям восстановление святынь" - к работам привлекались албанские компании, а епископ требовал проведения профессиональной реставрации с привлечением сербских и зарубежных специалистов. В итоге в 2005 г. Меморандум был подписан Патриархом Павлом через голову косовского владыки. Восстановительные работы зачастую проводились неумело и небрежно, отчего сам проект и не принес ожидавшегося снижения межобщинной напряженности в крае.

Ситуация повторилась, когда владыка Артемий отказался принять восстановленные объекты и опубликовал критический отчет о низком качестве работ. Попытки добиться от него согласия провалились, и от имени СПЦ документ о приеме ряда объектов подписал епископ Нишский Ириней (Гаврилович), в январе 2010 г. ставший новым сербским Патриархом.

Раздражали многих и богословские взгляды епископа. Ученик выдающегося сербского богослова преподобного Иустина (Поповича), владыка Артемий продолжает его традицию строгого святоотеческого православия. Он последовательно выступает против экуменизма, осуждает модернистские течения в современном сербском епископате и внесение богослужебных изменений. Монашество Рашко-Призренской епархии стало одним из бастионов ревнителей святоотеческой веры в СПЦ. По свидетельству его последователей, владыка прямо говорил, что "лучше потерять Косово, чем впасть в ересь". Такие воззрения неизбежно сталкивали епископа Артемия с епископами-модернистами, сторонниками расширения контактов с инославными, в первую очередь - с Ватиканом.

В последние годы раздражение Синода вылилось в планомерное давление на непокорного владыку. В 2006 г. наместник монастыря Дечани Теодосий (Шабалич) был возведен в сан епископа и назначен викарным архиереем Рашко-Призренской епархии. Постепенно владыка Теодосий, проводящий политику взаимодействия с международными структурами и с властями Приштины, превратился в основного контрагента Синода СПЦ в Косово. Постоянном нападкам подвергалось и окружение Артемия, а самого его обвиняли в неподчинении решениям Синода и в финансовых нарушениях.

5 февраля Синод СПЦ направил в епархию комиссию во главе с митрополитом Амфилохием (Радовичем) и епископом Григорием (Дуричем) для проверки ведения "финансово-материальных дел". Результатом деятельности комиссии стало обвинение руководства епархии в финансовых и имущественных нарушениях, в частности в деятельности учрежденной епархией строительной фирмы, системы благотворительных кухонь и в продаже части церковных земель албанцам. Последний пункт призван подорвать репутацию борца за Косово, хотя средства от сделки пошли на оплату заграничной лоббистской кампании против отделения Косова. В вину епископу Артемию был поставлен отказ уволить его ближайшего сподвижника, епархиального секретаря игумена Симеона (Виловского) и производство его в сан архимандрита без согласия Синода.

По сообщениям сербской прессы, еще в январе некоторые западные дипломаты в Белграде выражали надежду на возможные "персональные изменения" в косовской епархии.

12 февраля поддержку владыке Артемию выразили лидеры и участники Сербского национального веча Косова и Метохии и Сербского национального веча Северного Косова "во всей его деятельности последних десяти лет по сохранении сербов и сербского государства на Косово", обвинив "часть международного сообщества и часть официального Белграда в поиске послушных кадров в епархии для разрушения и последнего столпа сербской общины в крае".

13 февраля Синод СПЦ на основании доклада комиссии назначил официальное расследование обстановки в Рашко-Призренской епархии, на время которого отстранил епископа Артемия от управления епархией. Текущее руководство было поручено администратору, которым назначен находящийся на покое епископ Афанасий (Ефтич). На первой пресс-конференции по итогам заседания епископ Бачский Ириней (Булович) выступил с весьма осторожных позиций, возложив всю ответственность за нарушения на окружение владыки Артемия.

Назначенного администратором епископа Афанасия (Евтича) вместе с митрополитом Амфилохием (Радовичем) и епископом Артемием в 1990-х годах называли "тремя А" Сербской Церкви. Ученики преподобного Иустина (Поповича) тогда вместе выступали против режима Милошевича за возрождение Православия и национальных традиций. Но в последние годы позиции и взгляды владык Амфилохия и Афанасия претерпели эволюцию, что обострило и их личные отношения с прежним соратником. Первые же шаги епархиального администратора усилили напряжение внутри СПЦ. Епископ Афанасий занял епархиальный центр в монастыре Грачаница и попытался не допустить в него сторонников владыки Артемия. Распространённые по всему миру кадры драки монахов у стен обители нанесли несомненный урон образу Сербской Церкви. Новое руководство подвергло разгромной критике действия предшественников и закрыло епархиальный сайт. Борьба выплеснулась в Интернет, так как очень многие сербские клирики и миряне не смирились с гонением на владыку Артемия.

Лидеры Сербского национального Веча Косова и Метохии добились права посетить епископа для выражения ему своей поддержки. После встречи они заявили, что сейчас епископ Артемий фактически находится под домашним арестом в своих кельях в Грачанице.

Сербские СМИ захлестнула волна выступлений против епископа Артемия и его окружения. 17 февраля был арестован Предраг Суботички, глава епархиальной строительной фирмы «Раде Неимар», обвиненный в присвоении 300 тыс. евро.

Сомнителен сам "хозяйственный" характер обвинений. Известно, что деятельность многих епархий СПЦ протекает в "серой зоне" экономики, вдали от строгого налогового учета и безналичных операций. Исключительное положение Рашко-Призренской епархии, находившейся под внешней оккупацией и в условиях многолетней анархии, подразумевало использование соответствовавших механизмов и методов, и внезапное "прозрение" ревизоров в такой обстановке выглядит весьма неискренне. Столь же очевидно, что будь владыка Артемий стяжателем, ничто не мешало бы ему получить куда большие средства, пойди он на сотрудничество с идеологами отторжения Косова.

Гонения на мужественного архиерея Сербской Православной Церкви уже породили серьезные проблемы:

Жесты нового патриарха в сторону Ватикана, одобренное им "гонение обновленцев на владыку-исповедника" постепенно трансформируют ещё недостаточно сплочённое "зилотское" крыло Сербской Церкви в консолидированное объединение, способное оказать серьезное сопротивление нынешнему курсу синодальных властей.

Беспрецедентная кампания очернения владыки Артемия и его помощников, поддержанная ведущими (прозападными) сербскими СМИ, подрывает репутацию Церкви в сербском обществе. Тяжёлый удар нанесен и по косовским сербам, которым показали, что ждёт твердых борцов с отделением края.

Избавление от непреклонного епископа может стать для Бориса Тадича пирровой победой - ведь теперь любое осложнение положения косовских сербов не спишешь на "неразумного владыку". Без "церковного радикала" официальный Белград будет ещё податливее на давление Запада.

Отстранение и дискредитация епископа Артемия стали для властей Приштины дорогим подарком ко второй годовщине «независимости» края. Ненавистный албанцам противник устранен руками самих сербов, а штаб сопротивления, каким была раньше епархия, погружен в усобицу. Всё это должно помочь косовским албанцам в осуществлении их планов "реинтеграции Северного Косова".

Оцените статью
0.0
telegram
Более 50 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 90 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться