«Никто, кроме нас!» К визиту Дмитрия Медведева в США

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

22 – 24 июня состоится визит Президента России в США. Программа пребывания включает посещение Кремниевой долины и переговоры в Вашингтоне, на которых особое внимание будет уделено расширению российско-американского сотрудничества в сфере инноваций и высоких технологий. Такая программа может рассматриваться как продолжение экономического форума в Санкт-Петербурге в контексте политики руководства РФ по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику.

Сегодня перед Россией так же жёстко, как во времена Петра I, рубившего «окно в Европу», как в 30-е годы ХХ века, во времена сталинских пятилеток, стоит проблема модернизации. Для того, чтобы укрепить свое положение в Мир-системе в условиях уже произошедших, а также ожидаемых геополитических сдвигов, чтобы просто сохранить суверенитет и независимость России, да и право (уже оспариваемое!) самим распоряжаться собственными природными ресурсами, чтобы остаться в истории и не «выпасть» из неё, Россия должна решать проблему очень быстро. «Иначе нас сомнут…» - как говорили в своё время.

В наши дни судьба России во многом зависит от того, сумеет ли она воспользоваться возможностями пятого и шестого технологических укладов, создать соответствующие научные и внедренческие центры, модернизировать производство, создать экономику, восприимчивую к нововведениям, другими словами - «вскочить в последний вагон быстро уходящего поезда».

О необходимости перевести страну на инновационный путь развития, сойти с траектории, которая задана сегодняшней «экономикой трубы», в кругах российской политической элиты, в том числе на высшем уровне, говорят уже почти 10 лет. Что изменилось за время этих десятилетних разговоров? По крайней мере, в одном пункте изменение есть: масштабы средств, вкладываемых в развитие инновационных технологий, возросли в сотни, а то и в тысячи раз. Поскольку, однако, дело не двигается с места, то, очевидно, проблема не только в деньгах.

Проблема в том, что в настоящее время ни большинство российского населения, ни властная элита, ни государственный аппарат, ни исследователи, ни молодежь не сознают принципиального значения инновационной активности и модернизации промышленности, экономики, в целом уклада жизни.

Инновационная активность открыто или неявно гасилась в течение почти 20 лет, и это дало свои плоды. Суждения покойного Егора Гайдара о том, что наука у нас серая и если что-то понадобится из наукоёмкой продукции, то мы всё купим, стали достоянием массового сознания.

Интеллектуальная рефлексия, желание заглянуть в будущее хотя бы на 10-20 лет, элементарный здравый смысл многие годы блокируются и государственными органами, и средствами массовой информации. Масштаб этого явления таков, что можно говорить о произошедшей в России рефлексивной катастрофе. Слова нынешнего и предыдущего президентов России о необходимости инновационного пути развития страны, о высоких технологиях, инновациях, инвестициях в инновационные проекты повисают в пустоте, поразительно быстро забываются, а потом воспринимаются как привычный ритуал, смысл которого забыт или утрачен.

Попытки решить задачу модернизации, пользуясь западными рецептами, привлекая зарубежных консультантов, создавая технопарки и инфраструктуру, организовывая госкорпорации, к желаемым результатам не привели, что, впрочем, не мешает с энтузиазмом продолжать эти попытки сейчас на новом, гораздо более высоком уровне финансирорвания.

Что может дать сегодня России в ее стремлении решить проблему модернизации сотрудничество с Соединёнными Штатами Америки? Можно со всей определенностью утверждать, что в отличие от 20-30-х годов ХХ века, когда советское руководство сумело блестяще воспользоваться мировым экономическим кризисом и создать (не в последнюю очередь с помощью Соединённых Штатов) современную экономику третьего и четвёртого технологических укладов, надежда повторить этот впечатляющий результат сейчас абсолютно безосновательна.

Вся практика взаимодействия Российской Федерации с Западом за последние 20 лет однозначно указывает на стойкое нежелание внешних инвесторов способствовать развитию в России высокотехнологичных производств. Исключений из этого общего правила нет! Не в последнюю очередь это связано со стремлением Запада сохранить Россию в качестве поставщика топливно-энергетических ресурсов и ёмкого рынка для собственной промышленной продукции, не создавая здесь потенциального конкурента. Поэтому иностранные инвестиции и технологии, поступающие в Россию, направляются преимущественно в нефте- и газодобычу, торговлю, пивоваренную и табачную промышленность, сферу услуг. Нет ни малейших оснований полагать, что эта тенденция может быть преодолена.

Сегодня в деле модернизации России «заграница» (Америка) нам не помощник! Для России в её теперешнем состоянии главной, если не единственно возможной, «модернизационной стратагемой» является девиз спецназа воздушно-десантных войск: «Никто, кроме нас!».

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться