24 июня временно исполняющий обязанности президента Молдовы Михай Гимпу подписал указ, согласно которому день 28 июня в Молдове будет отмечаться как День советской оккупации. Ежегодно во всех населенных пунктах страны в этот день будут приспущены флаги, а в 10.00 местные власти обязаны организовывать минуту скорби "в память пострадавших от советской оккупации".
Вышеназванный указ разделил молдавское общество и политический класс. Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) и Демократическая Партия Молдовы (ДПМ) назвали указ незаконным, Либерально-Демократическая Партия Молдовы (ЛДПМ) и Альянс «Наша Молдова» (АНМ) – несвоевременным. Чем же объясняется этот раскол общества и политического класса страны?
История проблемы
Как известно из истории, феодальная Молдова была турецким протекторатом. В 1812 г., в результате русско-турецкой войны, часть Молдавского княжества, а именно территория между Прутом и Днестром, названная Бессарабией, отошла к России, кстати, по просьбе некоторых делегаций из молдавских бояр. Другая часть Молдовы осталось и далее протекторатом, объединившись в 1859 г. с соседней Валахией, что привело к появлению современной Румынии.
В 1917 г. в результате революционных событий начался процесс разложения Российской империи. В этих условиях в Бессарабии появился некий прообраз законодательного органа - «Сфатул Цэрий» (то есть Народный Совет), состоявший в основном из солдат и офицеров, который провозгласил 24 января 1918 г. независимость Молдавской Демократической Республики. При этом следует признать, что по просьбе того же «Сфатул Цэрий» 6-19 января 1918 г. в Бессарабию вошли румынские войска «в целях подавления большевистской анархии».
Уже 27 марта 1918 в занятом румынскими войсками Кишиневе и в присутствии премьер-министра Румынии А.Маргиломана «Сфатул Цэрий» на своем заседании принял решение об условном присоединении Бессарабии к Румынии. И вот здесь начинаются проблемы, которые ставят под сомнение легитимность акта объединения. Не все депутаты «Сфатул Цэрий» поддержали идею ввода румынских войск, вследствие чего молдавские войска оказали сопротивление румынским. Само здание в день провозглашения объединения с Румынией было окружено румынскими войсками, то есть был оказан огромный психологический прессинг на депутатов. Открытым остается вопрос, с кем объединилась Румыния и на каком основании? Субъекта международного права под названием «Молдавская Демократическая Республика (Бессарабия)» на 27 марта 1918 г. юридически не существовало (страну так никто и не признал), такой термин не применялся в официальных документах, принятых «Сфатул Цэрий» вплоть до 27 марта. Отсюда следует, что «Сфатул Цэрий» условно присоединил к Румынии не существовавшее в природе государство, и потому акт об объединении юридически не имеет силы в отношении Пруто-Днестровского региона.
Еще одним доказательством «законности присоединения Бессарабии к Румынии» у части историков является подписание 28 октября 1920 г. Румынией с Англией, Францией, Италией и Японией т.н. Парижского договора, по которому названные страны признали право Румынии на «Бессарабию». Этот документ предусматривал, что после подписания его всеми странами он должен был быть ратифицирован также их парламентами. Английский парламент ратифицировал его в 1922 г., французский – в 1924, итальянский – в 1927 г. (после каждого такого случая следовали дипломатические протесты СССР), но японский так никогда и не удосужился сделать этого, вследствие чего Парижский договор не вступил в силу.
Румыния отказалась от предложения СССР провести референдум по самоопределению граждан территории Пруто-Днестровского региона, боясь негативного для себя результата. Чуть позже, 27 ноября 1918 г., обещанную Бессарабии автономию отменили. Следовательно, акт от 27 марта 1918 г. с точки зрения международного права может быть интерпретирован как оккупация. По крайней мере, так считают Василе Стати, Сергей Назария, другие историки.
28 июня 1940 г. СССР в развитие договоренностей, достигнутых в рамках советско-германского договора о ненападении («пакта Молотова – Риббентропа»), потребовал от Румынии немедленно освободить территорию Бессарабии. Бухарест при этом не потратил ни одного патрона для защиты «исконно румынских земель». 2 августа была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР) на основе Бессарабии и Молдавской Автономной Социалистической Республики (МАССР), то есть Приднестровья, прежде входившего в состав Украинской ССР. При этом надо признать, что Москва передала Украинской ССР молдавский юг, то есть Буждак, и Буковину, то есть север страны, лишив Молдавскую ССР стратегических ресурсов развития. Сама МССР не подписывала союзного договора с СССР, как это было с остальными республиками.
Акт «освобождения» Бессарабии Советским Союзом был закреплен Парижским мирным договором и Ялтинскими соглашениями, чего не было в случае с актом от 27 марта 1918 г..
Сущность и цели указа Михая Гимпу
Ассоциация историков и политологов "Pro-Moldova" заявила, что указ Гимпу о советской оккупации является, в первую очередь, попыткой объявить саму молдавскую государственность нелегитимной. Если смотреть в сущность указа, то получается, что если признать 28 июня как день оккупации Бессарабии, то следующим шагом должен быть возврат данной территории «законному владельцу», то есть Румынии.
Тогда зачем 31 августа 1991 объявили Республику Молдова независимой страной? Почему сразу не объединились с Румынией? Ответ лежит на поверхности: в 1991 сама Румыния не была в состоянии политически и экономически обеспечить акт объединения. Поэтому тогда пошли другим путем, а именно лишили Республику Молдова атрибутов государственности. Гимн, герб, флаг, название денежной единицы – были фактически переняты у Румынии. В самом тексте декларации о независимости правые националисты, ратующие за объединение с Румынией, написали, что в будущем нужно устранить последствия «пакта Молотова – Риббентропа». То есть вернуть Республику Молдова Румынии. Указ Гимпу – лишь шаг на пути реализации этой заветной мечты молдавских унионистов. При этом данный текст в декларации о независимости служит аргументом и для Тирасполя, где говорят, что Молдова, ратуя за устранения последствий «пакта Молотова – Риббентропа», сама отказалась от Приднестровья, которое было объединено с Молдовой как раз после подписания пакта.
Но, в сущности, указ куда опасней. Он нанес удар в самое сердце страны. Второй по величине город республики Бельцы, автономное территориальное образование Гагаузия, 13 из 32 районов страны не приняли к исполнению Указ Гимпу. А это уже начало выхода из правового поля Молдовы и фактическое раздробление страны. Приднестровье, если указ сохранил бы свою силу, окончательно было бы потеряно для Молдовы. А без Приднестровья Республика Молдова не может состояться как государство. А это и является целью националистов – не дать возможности объединиться с Приднестровьем, испортить отношения с Россией, лишить страну ресурсов для развития, для того, чтобы объявить государство «несостоявшимся» или «банкротом». А дальше – объединение с Румынией. Другим словами, указ есть инструмент войны против собственной страны.
Последним пунктом декрета является требование и.о. президента Михая Гимпу к Российской Федерации вывести "оккупационную армию" с территории Республики Молдова, и тогда Россия как правопреемница СССР должна заплатить, по логике вещей, материальную компенсацию Кишиневу.
При этом нужно понимать, что Михай Гимпу действует в одной упряжке с румынским президентом Траяном Бэсеску, который вдруг обеспокоился присутствием российского миротворческого контингента в Приднестровье и заявил, что миротворцы представляют угрозу национальной безопасности Румынии. Заявление Румынии и указ Гимпу - это скрытая реакция США на те договоренности, которые были достигнуты между Януковичем и Медведевым по Севастополю и Приднестровью, а также во время встречи Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель в Германии. Вашингтону не нравится, что в приднестровском урегулировании укрепляется роль и влияние России. Мы уже не говорим о том, что изменилась вся геополитика черноморского региона: союзник США Грузия потерял 1/5 своих территорий, расширение НАТО на Восток приостановлено, ослаблен ГУАМ. Через М. Гимпу Вашингтон требует от России убрать войска из Приднестровья, дабы укрепить свои военно-стратегические позиции и хоть как-то компенсировать те потери в Украине и Грузии, которые понесли в последнее время США. Ведь с уходом российских миротворцев вступление Молдовы в НАТО – только вопрос времени.
Фактически М.Гимпу требует пересмотра результатов Второй мировой войны, предъявляет территориальные претензии к Украине (Буковина и Буждак) и материальные к России. А это взрывает всю региональную безопасность.
В то же время указ преследует и сугубо электоральные цели. В ноябре в Молдове состоятся президентские и парламентские выборы. Рейтинг Либеральной Партии (ЛПМ) Михая Гимпу, согласно опросу ИМАС, упал в мае до 4,9%, партия потеряла 50% своего электората. Гимпу и его румынские консультанты судорожно искали выход из создавшегося положения. Издав свой противоречивый указ, Гимпу поляризовал общество. Партия Коммунистов подняла шум вокруг того, что власть идет против молдавской государственности. ЛПМ в свою очередь трубит везде, что нужно восстановить «историческую истину». Таким образом, медийное и политическое пространство разделилось, пусть и временно, на две части: ЛПМ и ПКРМ. Все остальные партии на время ушли в тень. В результате опросы показывают, что рейтинг ЛПМ вырос с 4,9 до 6,5 %, а ПКРМ - с 28 до 35%! И рост продолжается.
В середине июля Конституционный Суд Молдовы, отвечая на запрос ПКРМ, назвал указ Гимпу незаконным. Следовательно, указ будет отменен. Это значит, что есть шанс восстановить нормальные отношения с Россией, разблокировать доступ молдавских вин на российские рынки, нормализовать отношения с Киевом, восстановить единство страны и стабильность в обществе.
Шанс есть. Однако воспользуются ли этим шансом политики Молдовы, пока неизвестно.
___________
Богдан ЦЫРДЯ - руководитель политических программ российского независимого Фонда гуманитарных связей «Признание».