Исламизация Таджикистана

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Таджикистане постепенно формируются условия для тотальной исламизации общества. Одна из беднейших стран региона, пережившая в 1992-1997 гг. кровопролитную гражданскую войну, оказалась восприимчивой к проповеди ислама. Последствия исламизации, несомненно, скажутся не только на политическом режиме в Таджикистане и его отношениях с другими государствами Центральной Азии, но и на безопасности России, куда ежегодно прибывают на заработки сотни тысяч трудовых мигрантов-таджиков.

В Таджикистане официально функционируют 27 центральных мечетей, 325 соборных мечетей и 3 тысячи 334 мечети для пятничных молитв. В среднем одна мечеть приходится на 2 тыс. жителей 7-миллионной республики. Учитывая, что до 1 млн. взрослого, преимущественно мужского, населения большую часть года находится на заработках в России и других странах СНГ, такое количество мечетей позволяет охватить почти всех жителей страны. К тому же русские и другие христиане с началом гражданской войны из Таджикистана почти полностью эмигрировали. Если по данным всесоюзной переписи 1989 г. в Таджикской ССР проживали 388,5 тыс. русских, а общая численность некоренного, в массе своей европейского, населения достигала 0,5 млн. (12%), то сегодня численность русских не превышает 50 тыс. чел., или менее 1% населения. Многие из них - люди пенсионного возраста.

Длительное вооруженное противостояние с исламской оппозицией наложило на религиозную политику таджикских властей существенный отпечаток. Долгое время власти относились к исламу, ставшему политической платформой для консолидации оппозиционных сил, с подозрением, подчеркивая светский характер таджикского государства. Стремясь выработать светскую государственную идеологию, руководство республики объявило 2006 г. годом арийской цивилизации. В республике состоялись многочисленные культурные и общественные мероприятия, прошли научные конференции, были изданы книги на «арийскую» тематику. Президент Таджикистана Э. Рахмонов в своем выступлении «Арии и познание арийской цивилизации (Размышления накануне года арийской цивилизации)», опубликованном на его официальном сайте, подчеркивал «исконно арийский» характер цивилизации Центральной Азии, подвергшейся «отуречиванию» после вторжения сюда тюркских и монгольских племен.

Однако для выстраивания альтернативной исламу светской идеологии «арийской» тематики оказалось недостаточно. В отличие от кочевых народов региона, к числу которых в прошлом принадлежали казахи, киргизы и туркмены, оседлые народы – таджики и узбеки гораздо более исламизированы. Занимаясь земледелием в местах постоянного проживания, они испытывали гораздо большее влияния мусульманских центров, чем кочевники. Неформальное влияние ислама сохранялось в Таджикистане и в советский период. С 1970-х гг. начинается его ренессанс, в результате которого к моменту распада СССР Таджикистан оказалась лидером мусульманского возрождения среди других республик Центральной Азии. Влияние ислама еще более укрепилось после гражданской войны, сопровождавшейся полным коллапсом экономики и гибелью десятков тысяч человек.

Поменять отношение к официальному исламу ханафитского толка власти вынудило и растущее влияние радикальных мусульманских организаций, судебные процессы против которых идут в республике постоянно. Так, 10 августа Верховный суд Таджикистана вынес обвинительные заключения по делу пяти членов «Джамоати Таблиг», которые были приговорены к тюремному заключению сроком от трех до шести лет. Все они признаны виновными в призывах к насильственному изменению конституционного строя. «Таблиговцы» были задержаны в середине апреля во время проповеди в одной из мечетей Душанбе. По данным министра внутренних дел Таджикистана генерал-лейтенанта милиции Абдурахима Каххарова, они проходили специальное обучение в религиозных центрах и медресе Индонезии, Пакистана и Объединенных Арабских Эмиратов. В Таджикистане представители «Джамоати Таблиг», возникшей в конце 1940-х гг. на территории Индии, появились в 1997 г. после подписания мирных соглашений с Объединенной таджикской оппозицией. До этого они скрывались в Афганистане и Пакистане. Главная цель организации – привести к «истинному» исламу всех «заблудших» мусульман, а в идеале – исламизировать всю планету. Число сторонников «Джамоати Таблиг» в Таджикистане, по разным оценкам, составляет около пяти-шести тыс. чел.

Еще более массовые процессы против «таблиговцев» проходили в Таджикистане весной этого года. В марте по обвинению в причастности к этому движению были осуждены 56 человек, 23 из которых получили от трех до шести лет лишения свободы, а еще 33 были оштрафованы на крупные суммы. В мае на территории южной Хатлонской области Таджикистана проходил процесс против 36 «таблиговцев», трое из которых были приговорены к шести с половиной годам лишения свободы, а остальные получили сроки от трех до пяти лет и были приговорены к штрафам в размере 4,5 тыс. евро каждый. Еще пятеро «таблиговцев» были осуждены Верховным судом Таджикистана в августе 2009 г. При этом многие таджикские богословы и мусульманские деятели не считают, что «Джамоати Таблиг», деятельность которой была запрещена в республике в 2006 г., представляет угрозу национальной безопасности Таджикистана. В поддержку организации выступили лидер Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири и бывший духовный лидер исламской оппозиции Ходжи Акбар Тураджонзода.

Летом 2009 г. во время проповедей в одной из мечетей Душанбе были задержаны 7 лидеров запрещенного религиозного движения «Салафийя», которых обвинили в разжигании межнациональной и религиозной розни. В январе 2010 г. все они были осуждены Верховным судом Таджикистана, причем лидер таджикских салафитов Эшони Сироджидин получил максимальный срок в виде девяти лет лишения свободы. Всего же за последний год в республике прошли процессы против более 100 членов запрещенных исламских организаций, включая «Салафийю», «Хизб-ут-Тахрир» и «Джамоати Таблиг». Их деятельность превратилась в постоянный фактор внутриполитической жизни Таджикистана, заставляющий власти более лояльно относиться к традиционному исламу.

Взятый властями курс на противодействие радикальным мусульманским организациям и поддержку традиционного ханафитского ислама способствовал росту числа последователей ханафизма. Упрощение процедуры регистрации мечетей и молельных домов, для которой сейчас достаточно 10 учредителей из числа граждан страны и общины численностью 100 и более человек, привело к быстрому росту их количества. Только с начала этого года в Таджикистане появились 364 новые мечети для пятикратной молитвы. В скором времени в Душанбе будет построена самая большая в Центральной Азии мечеть на 150 тыс. чел., строительство которой финансируют арабы. При мечети планируется построить новое здание Исламского университета. В республике действуют 19 официально разрешенных медресе, тогда как все действовавшие ранее домашние мусульманские школы запрещены. Помимо ханафитского ислама в стране официально признан исмаилизм, число последователей которого достигает 200 тыс. чел.

Ислам становится все более значимым фактором общественно-политической жизни Таджикистана. Этот процесс на фоне массовой трудовой миграции таджиков в Россию угрожает проникновением на российскую территорию в общей массе мигрантов элементов воинственно-радикального политического ислама.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться